Мировую известность маэстро Гаспаряну принесли альбомы, записанные совместно с Брайаном Ино, Лайонеллом Ричи, Питером Гэбриэлом, Борисом Гребенщиковым, Брайаном Мэем, Майклом Бруком и многими другими мэтрами мировой музыки, а также саундтреки к голливудским фильмам - <Последнее искушение Христа>, <Гладиатор>, <Сириана>, <Онегин>, <Ворон>, <Доктор Живаго>. В 2001 году за армянскую балладу <Сиреци, ярес таран>, легшую в основу главной музыкальной темы <Гладиатора>, Дживан Гаспарян получил премию <Золотой глобус>.
пресс-конференция в доме дружбы народов
Дживану Гаспаряну - 84 года!
Дудук - это армянский народный инструмент, который поет человеческим голосом. Человек, благодаря которому дудук стал известен за пределами Армении, - это Дживан Гаспарян. Когда-то он выступал перед Иосифом Сталиным. Теперь играет с Питером Гэбриэлом и Лайонелом Ричи, участвует в записи музыки к фильмам "Ворон" и "Гладиатор".
Впервые выступил в Москве в 48-м году. Здесь был фестиваль: пять самых лучших ансамблей играли для Сталина. Я был в армянском молодежном. Сталин на первом ряду сидел, метров пять до него. Страшно. Но вроде ему понравилось. После концерта мне даже подарили часы "Победа", сказали, от Сталина. Я молодой был тогда: продал их и всем своим ребятам пива купил.
Ваша история выглядит довольно загадочно. Немолодой профессор Ереванской консерватории, всю жизнь прожив в Армении, вдруг уезжает за рубеж и становится мировой знаменитостью. Как это случилось?
Было так: в 1988 году из Лондона в Москву приехали Майкл Брук и Брайан Ино. Они пошли в студию грамзаписи и слушали фольклор всех народов СССР. Там были и мои две пластинки, они им очень понравились, и поэтому меня пригласили в Лондон. Мы писали пластинку, и еще каждый день мне давали слушать музыку со всего мира. Страну за страной, всего 36.
Зачем?
Ну это как реклама была. Вот сколько у нас всего есть. А я все время концерты давал, 11 концертов за две недели, и везде про эту фирму говорил - так у них диски стали лучше покупать. Это я теперь понимаю, тогда не понимал еще. После этого меня стали приглашать в разные страны - а в Армении было очень плохое время. Света нет, ничего нет. Никто не хотел там жить. Поэтому я поехал в Америку и получил там "грин кард". Но я и до этого очень много ездил. Еще в 56-м году ездил в Америку. Тогда была такая сборная СССР: Большой театр, ансамбль Моисеева, украинский гопак, нанайская борьба, ленинградский балет... 250 человек всего. И армянский ансамбль тоже. Но ехать очень сложно было: разрешения, проверки. А сейчас - свободно. У меня есть менеджер, англичанка, она решает, где играть. Вот еду в Македонию, потом в Нью-Йорк, Португалию, Англию. Я сам не знаю, где живу. Где играю, там и живу. Но только в Ереване у меня дом настоящий. Я преподаю там, одних учеников моих 70 человек.
И все-таки не просто было, наверное, в 60 лет менять жизнь, уезжать на край света, в чужую страну...
А что? Я скромный человек. Меня все любят, все понимают. Вот Лайонел Ричи... У него вообще армянская душа, только под американской спрятана. Живу себе, никому не мешаю. Плохого никому не делаю. Только хорошее, хорошее, хорошее.
А в Голливуд вы как попали?
Позвали, сказали: хотим ваш дудук слышать. Я приехал, а там - о! - техника! Известные артисты выступают! Очень высокий уровень. В первый раз очень боялся, не знал, что играть. Вокруг сплошные профессора, из разных стран - из Парижа, из Италии. Сидят. Экран, пульт, ноты, дирижер. И никаких репетиций: быстро смотришь, что надо играть, и вперед. Я тоже сажусь, ищу глазами свою партию и вдруг вижу: мне диапазона не хватит, у дудука диапазон - октава всего! Переведите, говорю, я не могу это сыграть. Переводчик аж побелел: "Я не могу это перевести! Здесь так не принято!" А дирижер уже поднимает руки, начинают показывать фильм - это был "Русский дом" - и мое соло как раз. Что делать?! Две-три фразы сыграл нормально, а потом стал импровизировать. Дирижер на меня смотрит (а он еще и автор музыки), но не останавливает. Ну, думаю, если что скажет - все. В общем, минут 25 минут я играл. Когда закончили, дирижер что-то говорит, и все начинают аплодировать. Что такое?! Оказывается, он сказал: "Этот человек так играет, словно бы сам это сочинил". В Голливуде вообще много непонятного было: зачем, например, армянский дудук в "Евгении Онегине"? Или в "Гладиаторе"? Но хорошо ведь получилось.
фантастический концерт в ДК Металлург!!!
внук, тоже Дживан Гаспарян, на дудуке под гитару великолепно исполнил Summertime Гершвина!!!


