Очередной этап судебного разбирательства по делу Виктора Бута (о начале слушаний "Ъ" сообщал 14 октября) стал настоящим бенефисом его адвоката Альберта Даяна. Накануне прокуратура признала, что арест господина Бута стал результатом операции, в которой приняли участие осведомители DEA, которым было заплачено в общей сложности $850 тыс. В ходе допроса адвокат Даян попытался выяснить, какими доказательствами преступной деятельности господина Бута располагали сотрудники DEA, принимая решение о начале операции. "По вашим данным,- поинтересовался адвокат,- мой подзащитный занимался торговлей наркотиками?" - "Нет",- сказал спецагент DEA Уильям Браун. "У вас есть сведения, что Бут планировал убийство американцев?" - "Нет".- "Тем не менее, DEA решило начать расследование?" - "Да",- невозмутимо ответил спецагент.
Адвокат потребовал предъявить присяжным фрагменты электронной переписки между агентом, фигурирующим в деле под именем Майка Сноу, и бизнес-партнером господина Бута Эндрю Смуляном. В одном из писем тот утверждал, что господин Бут больше не "занимается серыми делами". Более того, отмечал господин Смулян, после введения ООН в 2004 году санкций в отношении господина Бута, тому "посоветовали прекратить любую деятельность за пределами России".
Сотрудник DEA в свою очередь пояснил, что решение о проведении спецоперации было принято на основании материалов, полученных от спецслужб других стран. В одном из них сообщалось, что господин Бут обсуждал сделки по поставке вооружений в Кению и Танзанию с гражданином Исландии Джоном Гилфесоном в январе 2008 года. Господин Гилфесон, проживающий в Танзании, напомнил о "вещах, которые нужны армии". В ответ Виктор Бут сообщил, что он "поговорил с российским экспортером" и в течение двух недель должен получить ответ от "офиса президента".
На это адвокат Даян заявил, что спецагенты DEA так и не смогли выяснить, состоялась ли сделка по продаже оружия в Танзанию, а упоминавшийся в переписке Джон Гилфесон, по его данным, так и не был привлечен к ответственности.
По версии защиты, тактика DEA заключалась в том, чтобы любыми способами вынудить господина Бута покинуть Россию и затем искусственно создать юридический прецедент для его ареста. Для этого, следуя инструкциям, тайные осведомители постоянно говорили о своей ненависти к США, а агент Карлос, например, детально объяснял, что переносные зенитные ракетные комплексы (ПЗРК) нужны повстанцам для того, чтобы сбивать вертолеты, пилотируемые американцами.
"Вы специально включили в свой план элемент убийства американцев, для того чтобы искусственно создать юрисдикцию и затем судить Виктора в США?" - обратился к спецагенту адвокат Даян. "Это обычная практика",- спокойно парировал Уильям Браун.
