Про дороги.
Ижевск - Набережные Челны - Черемшан - Шентала - Самара - дороги отличные. Потом стоит выбор - ехать на федералку через Тольятти и по ней на Саратов, либо ехать через Пугачев - Балаково на Саратов. По скольку было уже утро, то федералка днем будет забита фурами, я выбрал второй вариант и это было ошибкой. От Чапаевска до Балаково дороги разбитые в хлам, скорость не более 60, в некоторых населенных пунктах асфальт просто отсутствует. От Балаково до Маркса дорога получше, но хорошая дорога очень резко сменяются плохой, и так несколько раз, особо лучше не разгоняться. Далее Саратов - Волгоград - Элиста - дорога отличная. Элиста - Буденновск есть участок 100 км дырявого очень волнистого асфальта, скорость примерно 40 км/ч средняя была на этом участке. Далее нигде плохих дорог не было, только хорошие. Далее Буденновск - Гергиевск - Прохладный - Терех - Эльхотово - Владикавказ - Верхний Ларс - Граница - Степанцминда - Мцхета - Хашури - Самтреида - Шекветили. Дорога Мцхета - Хашури - бетонный автобан с ограничением 110 км/ч. Обратно ехал Саратов - Сызрань - Ульяновск - Казань - Ижевск и это был самый правильный маршрут, туда надо было ехать так же, дороги просто отличные. Самый большой трафик Волгоград - Саратов - Сызрань.
Выехал из Ижевска в 1 час ночи, за рулем ехал один. В Волгограде был в 19.00. Быстро по инету нашел гостиницу недорогую и там переночевал. На следующий день из Волгограда выехал в 9.00 и был на границе уже в 20.00. Границу прошел примерно за полчаса, сделал страховку на машину на 14 дней, разменял немного денег и поехал до Степанцминды. В Степанцминде в 21.00 нашел ночлег (сделать это было не просто, так как там останавливаются все проезжающие и все жилье занято). На следующий день встал в 7.00, полюбовался видом на Казбег, благо было ясно, а это редкость и поехал дальше в сторону Черного моря. Стоит отметить, что утром и ночью в горах очень холодно, ранним утром в Степанцминде было примерно +5 градусов и на миг даже не верилось, что на море в тени +34 градуса. Красивейшие виды и очень крутой серпантин после Степанцминды, Сочинский серпантин по сравнению с этим - это так, детский лепет))) Далее по прекрасным Грузинским дорогам и автобанам прибываем в Шекветили, заселяюсь в тихом сосновом бору в отдельном домике в 50 метрах от моря. На море проводил время только утром и вечером, а днем ездил в разные маленькие городки, на рынки, так же в один из дней посетил Батуми - неописуемой красоты горд.
В Грузии нужен только загран паспорт в том числе на детей. Валюта в Грузии - Лари. Официальный курс в банке был - 1 Лари стоил 27,7 руб. Мне обошлось в среднем за всю поездку примерно 1 Лари в 29 руб, так как обменивал рубли в обменниках, а там немного дороже. Но если есть карта виза, то лучше по возможности расплачиваться ей, как оказалось, конвертация валюты сущие копейки, чему впоследствии я был приятно удивлен. Бензин в Грузии дорогой, примерно 70 руб за литр 95 го. На машину нужно делать страховку, на 14 дней это 1000 руб - это типа нашей осаго. Делают ее в 5 км после прохождения границы. Отношение местного населения очень дружелюбное, приветливое, гостеприимное, к кому бы не обратился, все готовы тебе помочь, а если не знают чем помочь, то сами начинают искать того, кто может помочь. На трассах и в городах установлены стационарные камеры, мобильных камер треног нет. Полицейские никогда в засадах не сидят, они постоянно патрулируют с мигалками и их много, даже в маленьких городах и на дорогах местного значения. За мелкие нарушения они не обращают внимания. К мелким нарушениям относятся разворот через сплошную, стоянка на тротуаре, небольшое превышение. За нарушения, за которые оштрафуют - обгон по сплошной, сильное превышение скорости. Штрафы очень большие. Если выпишут штраф и его не оплотишь, то из страны не выпустят, пока не будет оплочен штраф. К камерам это не относится. На море было очень тепло, вода как парное молоко, температура днем в тени +35, ночью +23. В следующий раз, если будет достаточно времени, планирую заехать в Армению и Азербайджан.