quote:
Originally posted by Vishudha:
1.) Такой вопрос- в мыло "с нуля" добавляется щёлочь.
каустическая сода и щелочь -опасные реактивы,химия,причем не полезная.Какая происходит реакция,что получается замечательное мыло? Или реакция не происходит, но опасность нейтрализуется? В общем-насколько это все опасно для кожи....?
2.) Вопрос к вам как к профессионалу в своём деле
Древесная зола может сгодится для мыловарения с нуля? Это та же щёлочь(NaOH),или нет?
Попытаюсь быть краткой.
1. мыло С НУЛЯ - ЭТО НАТРИЕВЫЕ СОЛИ ЖИРНЫХ ВЫСШИХ КИСЛОТ И ГЛИЦЕРИН, которые образуются в результате омыления ВЖК посредством щелочи, она же гидроксид натрия. Основное назначение и свойство мыла - мыть, очищать, смывать грязь, вместе с которым смывается также частично или полностью кожный жир, имеющийся на коже на момент применения мыла. Также оно может оказывать антисептическое, противобактериальное, противовоспалительное действие - благодаря эфирным маслам и пережиру. Может выполнять также роль скраба, а не только мыла, если ввести в состав скрабящие компоненты. Очень важно, чтобы при мытье мыло не пересушивало и не раздражало кожу - этому способствует пережир (масла, которые не были омылены) и некоторые добавки (шелк, например).
В мыле с нуля никогда не остается свободной щелочи, наоборот - масел берут с запасом, и масла, оставшиеся НЕОМЫЛЕННЫМИ называются "пережир". чем их больше, тем мягче действие мыла на кожу. например для с сухой кожи подойдет мыло с пережиром 10%. классическое кастильское мыло делается из оливкового масла с пережиром как правило 5%.
Щелочь растворяют в жидкости. Воду я часто заменяю на такие жидкости как молоко, отвары трав, гидролаты трав и цветов (розовая вода, лавандовая, ромашковая и т.п.), чай, кофе, пиво, вино. При правильном приготовлении, эти компоненты сохраняют часть своих полезных свойств, к тому же иногда дают необычные эффекты в мыле. Так, например, "пивное" мыло имеет приятный хлебный запах и исключительно полезно для жирной и комбинированной кожи, а шампуни на основе пива отлично питают и кондиционируют волосы; кофе имеет свойство отмывать неприятные запахи, на молоке получается нежное мыло для сухой кожи.
Омыление - это реакция гидролиза сложных эфиров, в том числе - жиров. При этом, если реакцию проводить в щелочной среде, образуется мыло - отсюда и название. Дело в том, что такая реакция идёт очень легко и была открыта первой. Например, мылись щёлоком (золой) которая содержит К2СО3, создающий щелочную среду. А наши загрязнения (кожи, волос, одежды) содержат жиры - реакция образования мыла шла прямо на волосах или коже. о качестве такого мытья я промолчу. Сейчас при помощи такой реакции получают мыло:
жир + NaOH = глицерин + мыло (С17Н35СООNa)
Число омыления представляет собой число миллиграммов едкого натра, необходимое для омыления глицеридов и фосфатидов и для нейтрализации свободных жирных кислот, входящих в состав 1 г жира.
Дальше - дело арифметики. Умножив количество используемого масла в граммах на число омыления получим необходимое количество едкого натра в граммах.
Например, пусть число омыления масла авокадо 0.1335, а используемое количество 300 г., тогда количество натра: 300 * 0.1335 = 40г. Итак, чтобы полностью превратить 300г. масла авокадо в мыло требуется 40г. щелочи (NaOH).
Если в мыле используется несколько масел, то количество щелочи рассчитывается на каждое масло отдельно, а потом складывается. Чтобы смягчить его уменьшают количество щелочи либо увеличивают количество масла, то есть пережиривают мыло. Величину пережира следует выбирать в соответствие с целями, для которых варится мыло. Если мыло хозяйственное, то пережир должен составлять от 0 до 3%, косметическое - от 4 до 10%. Пережир (или суперфет SF) - это та часть масла, которая не превратится в мыло. SF нужен для смягчения воздействия мыла на кожу.
В рецептах мыла "с нуля" пережир задаётся специально, в формуле. Размер этой дополнительной порции масла можно задавать в зависимости от собственных потребностей.
2. Древесная зола (вернее щелок, получаемый из нее), конечно, сгодится для мыла с нуля, но только, если вы не ищете легких путей и хотите проникнуться процессом древнего мыловарения.
Вот так это делали наши предки: Брали древесную золу или золу, полученную от пережога растений (трав), и просеивали ее сквозь сито, затем рассыпали, смачивали и перемешивали до тех пор, пока не получится равномерно увлажненная масса золы.
После этого ее собирают в кучу, в которой сверху образуют углубление. В него кладут известь, которая гасится от присутствия влаги. Извести следует брать в половинном количестве от веса взятой золы. Когда известь распадается в тонкий порошок, ее покрывали золой. Затем обливали водой и оставляли на сутки, после чего спускали щелок. Это первый щелок, наиболее концентрированный. Его помещали в особый сосуд, и затем еще раз обливали золу водой, сливали ее и получали более слабый щелок. Когда и этот щелок готов, то более крепкий наливают в котел и нагревают до кипения.
Далее прибавляют к щелоку соответственное количество различных жирных отбросов (масел, сала и тп), сегодня можно использовать качественные масла) и кипятят, прибавляя более слабого щелока, пока взятая на стеклянную пластинку проба не застынет в прозрачную клейкую массу. Этим способом получают жидкое поташное мыло, называемое также мыльным клеем. Чтобы обратить мягкую массу в твердое, плотное мыло, прибавляют к мыльному клею поваренной соли. При этом выделяется так называемое мыльное ядро, которое и представляет собою твердое натровое мыло.
После прибавления поваренной соли вычерпывают полученное ядровое мыло, а также и щелок, после чего мыло помещают опять в котел, снова варят с более густым щелоком, еще раз солят, вычерпывают и кладут в ящики, обложенные полотном; когда излишний, приставший к мылу, щелок соберется по каплям на дно ящика, последний переворачивают, вынимают мыло, разрезают его на куски и сушат на воздухе.
история редактирования