Бюрократы и дороги. Позволят ли в итоге власти общественности контролировать ремонт дорог в Ижевске?
Растущее недовольство ижевчан состоянием дорог городских чиновников, отвечающих за это направление, похоже, не особо волнует. Тема открытости и возможности контроля за ходом ремонтных работ со стороны общественности обсуждалась в минувшую пятницу в стенах администрации Ижевска. Своим опытом приехала делиться член Общественной палаты Екатеринбурга, активистка проектов <РосПил> и <РосЯма> Екатерина Петрова, которой удалось коренным образом переломить ситуацию в своем городе. Хватит ли ижевчанам упорства пробить глухие административные стены?
Проблема дорог на встрече членов Общественной палаты Ижевска и чиновников администрации города с Екатериной Петровой практически с самого начала обсуждалась на повышенных тонах. Скорее всего, во многом благодаря уверенно многообещающему началу, положенному руководителем управления благоустройства и транспорта администрации города.
Выступление о дорогах Ижевска новый начальник УБиТ Сергей Кабанов закончил традиционно для дежурных отчетов - на оптимистичной ноте: <Если с февраля мы заделывали порядка 120-130 кв. м ежедневно, то за последние сутки с запуском асфальтобетонного завода вышли на объем - 770 кв. м. Думаю, такими темпами в скором времени удастся устранить проблемы, резонанс общественности снизится>.
Но общественники явно не были настроены столь же позитивно. Собравшиеся недоумевающе переглядывались между собой, словно желая понять - он это всерьез? Проблемы с дорогами настолько серьезно обнажились с приходом весны, что теперь вряд ли местечковые латания дыр могут спасти ситуацию.
Известный юрист и активист на Урале Екатерина Петрова приехала в Ижевск, чтобы рассказать местным общественникам, как им вместе с командой два-три года назад удалось добиться того, чтобы горожане смогли ездить по новым дорогам, за счет прозрачности муниципальных властей. Но вначале общественница решила поделиться незабываемыми впечатлениями от поездки по Ижевску.
<То, что осталось на ул. 40 лет Победы, - точно не дорога, - категорично констатировала увиденное общественница. - Такую полосу в Екатеринбурге могут просто закрыть. Администрация имеет право перекрыть ее во избежание дорожно-транспортных происшествий. А почему у вас этого не делается, я не знаю>.
После этого она плавно перешла к одной из причин того, что ситуация с дорогами в Ижевске практически не меняется.
<В Ижевске широкой общественности недоступны документы по дорогам, - отметила Петрова, как оказалось, заранее изучившая положение дел с ремонтом дорог в столице Удмуртии. - Аукцион на ремонты в городе предоставляется без указания конкретного перечня объектов, подлежащих ремонту. Есть некая общая смета на общий объем материалов, который подрядчикам разрешается затратить, и затем заказчик непосредственно выдает заявки на ремонт. Но как общественники будут контролировать, когда никто не знает заранее, что, в каких объемах собираются ремонтировать?>
Деятельность общественников в Екатеринбурге, по словам Петровой, осуществляется в нескольких направлениях: планирование (в Екатеринбурге составили план ремонта основных дорог, тяготеющих к стадиону, где будет проходить чемпионат мира по футболу), контроль за технологией укладки асфальта, приемка асфальтобетонного покрытия (кернение), контроль за выполнением гарантийных обязательств.
Гостья с Урала предложила городским властям сделать совместно с активистами интерактивную карту по объему ремонта на каждый объект с подробной сметой, чтобы общественники в любое время могли прийти и проследить выполнение условий контракта. Местные общественники оценили идею по достоинству, но уже не раз встретив до этого на пути глухую безучастную стену безразличия властей, весьма критично отнеслись к возможности ее реального применения.
<В первую очередь о проблеме дорог должна задуматься власть, потому что это и есть система управления в муниципальном образовании. Сегодняшняя проблема, которая поднимается в Ижевске, заключается в этом взаимодействии. Власть многие годы вела себя закрыто, отвергая сотрудничество>, - отметил заместитель председателя Общественного совета при МВД по Удмуртии, член Общественной палаты Ижевска Александр Радевич.
<То, что касается перечня по ремонту дорог. Вы говорите, что мы его никому не показываем. За 2015 год, пожалуйста, он есть на сайте администрации. А что касается финансовых вопросов, пожалуйста, делайте запросы - мы все вам представим>, - заявил Сергей Кабанов.
И в это мгновение казалось, что общественникам, битый час пережевывающим представителям управления существующие проблемы закрытости администрации, стало понятно - все усилия пробить глухую стену тщетны. Ответ начальника УБиТ, констатирующий полное непонимание смысла озвученных проблем, отсылал к существующим и, как пытались объяснить общественники, давно изжившим себя форматам взаимодействия.
<Вы опять предлагаете идти по старому пути! Мы же публикуем карту дорог, вы делайте нам запрос, говорите вы>, - доносилось со всех сторон.
Свое недоверие общественники выразили и по поводу экспертиз, проводимых единственной в республике лабораторией, которая принадлежит Миндортрансу Удмуртии. Звучали мнения, что чиновники вполне могут друг друга покрывать и представлять необъективные результаты.
По словам председателя общественной организации <Автомобилисты Удмуртии> Александра Тайгарова, активистам под силу измерить ширину укладываемого дорожного полотна, но общественный контроль разрушается в пух и прах, когда дело доходит до лабораторных исследований. Несмотря на то что нарушения во время укладки дорог были зафиксированы, прецедентов, когда подрядчика заставляют переделать дорогу или не оплачивают его работу, в Удмуртии до сих пор не зафиксировано.
Представители организации отметили, что уже третий год пытаются добиться справедливости, - один из подрядчиков в свое время не доложил один слой асфальтобетонной смеси. Сейчас вроде бы установлено судом, что подрядчик действительно нарушил требования, но при этом получил всю сумму, указанную в контракте.
По данным <Автомобилистов Удмуртии>, укладка асфальта в дождь или сразу после дождя также является частым нарушением исполнения контрактов в Удмуртии. Один из подобных ремонтов в дождь был заснят на ул. 40 лет Победы летом 2015 года. По фактам взяли дополнительные пробы в этих местах, но лаборатория показала, что все показатели в норме. Здесь необходимо проведение независимых испытаний, считают общественники.
Решений как таковых на встрече общественников с властями принято не было, однако стало ясно одно - чиновники к полноценному контролю за ремонтными работами на дорогах не готовы. Между тем растущее общественное внимание к состоянию улиц Ижевска и предстоящий 19 марта митинг должны бы сподвигнуть работников УБиТ к более открытому диалогу. По сути, именно участие активных горожан может повысить доверие к действиям городской администрации, позволит тщательнее производить отбор подрядчиков, эффективнее расходовать средства бюджета и контролировать качество работ. Разве не в этом сейчас заинтересованы новые власти города
http://www.m.day.org.ru/news/6273