FORMULA 1 GRAN PREMIO D'ITALIA 2013
Дата Трасса Круг Кругов Дистанция
6-8/09/2013 Monza Autodrome 5793 м 53 306.720 км
Официальный сайт
Строительство Monza Autodrome началось в январе 1922 года, когда миланский автоклуб решил отметить 25-летний юбилей постройкой собственной трассы. Рассмотрев несколько проектов, выбрали парк в Монце, рельеф которого устроил инвесторов, инженеров и строителей. Была учреждена компания по поддержке строительства - Societa Incremento Automobilismo e Sport с полностью частным капиталом, архитектором трассы стал Альфредо Розелли.
Первоначальный проект включал в себя 14-километровый трек, стоимость которого оценивалась в шесть миллионов лир. Уже через месяц, в феврале 1922 года, символический <первый камень> был заложен руководителями миланского автоклуба, и работа закипела. За рекордный срок в 110 дней всё было готово - классическая трасса и 4,5-километровый овал с профилированными виражами высотой 2,5 метра (расчетная скорость по тем временам - 180-190 км/ч).
Официальное открытие состоялось в дождливый день 3 сентября 1922 года, важность события отмечала фигура премьер-министра. Фактически, это был лишь третий автодром в истории автоспорта, построенный специально для гонок.
В 1928 году произошла серьезная авария - пилот Эмилио Матерасси врезался в трибуну, погиб сам, и погубил 27 зрителей. После этого гонку решили временно проводить на небольшом участке - от первоначального варианта оставили лишь 4,5 километровый изгиб прямой и несколько поворотов.
Во время войны Monza Autodrome использовался не по назначению - сначала сюда вывезли архив, затем животных из миланского зоопарка. Покрытие было окончательно разрушено танковым парадом 1945 года, а боксы и трибуны - ещё раньше. В начале 1948 года миланский автоклуб решил восстановить трассу, и вновь в рекордные сроки - не прошло и двух месяцев, как автодром был готов принять гонщиков. 17 октября Гран При Италии выиграл Жан-Пьер Вимилль на Alfa Romeo 158.
В 1955 году строители вернулись вновь, на этот раз работы предстояли более масштабные. Возросшие скорости и требования к безопасности не сочетались с насыпной гравийной подушкой под асфальтом, нужно было уложить бетонный фундамент. Длину овала сократили до 4,250 километров, также изменили конфигурацию нескольких участков - в частности, появился поворот с увеличивающимся радиусом - Параболика. Пилоты могли разгоняться в Монце до невероятных по тем временам 285 км/ч.
В ту пору организаторы гоночных серий могли выбирать подходящую конфигурацию - с использованием овала или без. Правда в 1961 году, после страшной аварии, длинную трассу навсегда закрыли для одноместных машин - на входе в Параболику Вольфганг фон Трипс не удержал Ferrari и врезался в трибуну. Гонщик и более десятка зрителей погибли. Организаторы решили установить железный забор, но во время свободных заездов перед Гран При Италии, 5 сентября 1970 года не выдержал и он. На Lotus Йохена Риндта отказали тормоза в той же Параболике, машина пробила слабое основание заграждения, и гонщик погиб.
Трассу в Монце строили в расчете на рекордную скорость, теперь перед организаторами стояла обратная задача. Строители перекраивали конфигурацию, чтобы снизить скорость, а конструкторы машин делали все, чтобы ее повысить. За историю гонок Формулы 1 трасса в Монце сменила девять конфигураций, действующая сейчас датируется 2000-м годом, правда после гонки в 2006-м профсоюз гонщиков GPDA был недоволен гравийной зоной безопасности во второй шикане, и перед гонкой в 2007-м её заасфальтировали...
Вряд ли эта доработка будет последней, уж очень Монца выбивается из привычной схемы, но ведь в этом и её уникальность...
Расписание Гран При Италии. Время московское
Дата Событие Время Россия 2 Спорт 1
06/09 Первая практика 12:00 - 11:55
06/09 Вторая практика 16:00 - 15:55
07/09 Третья практика 13:00 - 12:33
07/09 Квалификация 16:00 15:55 15:45
08/09 Гонка 16:00 15:45 15:30
Лучшие результаты сессий Гран При Италии 2012 года
Событие Погода Гонщик Команда Время
Первая тренировка Солнечно. Сухо М.Шумахер Mercedes 1:25.422
Вторая тренировка Солнечно. Сухо Л.Хэмилтон McLaren 1:25.290
Третья тренировка Солнечно. Сухо Л.Хэмилтон McLaren 1:24.578
Квалификация Солнечно. Сухо Л.Хэмилтон McLaren 1:24.010
Лучший круг в гонке Солнечно. Сухо Н.Росберг Mercedes 1:27.239
Прежде гонку в Монце часто называли самой дорогостоящей в чемпионате. Уникальные характеристики требовали уникального подхода - в Монце нужна минимальная прижимная сила и низкое лобовое сопротивление, поэтому команды готовили к этому Гран При аэродинамические элементы, которые можно использовать только на итальянском автодроме.
В Монце прижимная сила, обеспечиваемая аэродинамикой на скорости в 250 км/ч, примерно на 20% меньше, чем в Монако. Нехватку сцепления нужно компенсировать настройками шасси, обеспечив необходимую устойчивость машины и эффективность на торможениях, которых здесь достаточно - тормоза используются на 15% дистанции, а максимальная нагрузка не уступает канадской.
Компания Pirelli привезёт в Монцу те же составы резины, что и в Спа - Hard и Medium.
Достижения действующих пилотов на Гран При Италии
Гонщик ГП Очки Круги Лучший поул 1-й ряд быстр
круг подиум победа
все лидер старт финиш
Д.Баттон 13 58 547 59 2 2 2 4
Ф.Алонсо 11 83 557 74 1 1 2 3 2 5 2
М.Уэббер 11 11 444 3 6
К.Райкконен 10 40 466 26 1 2 1 1 3 3
Ф.Масса 9 38 396 2 3 3 1
Н.Росберг 7 19 272 5 5 1
С.Феттель 6 48 311 98 1 1 2 2 2 2
Л.Хэмилтон 6 47 264 68 1 1 2 4 1 2 1
А.Сутил 5 5 217 2 4 1 1
П. ди Реста 3 8 105 9 8
Н.Хюлькенберг 3 6 103 8 7
С.Перес 2 18 85 5 12 2 1
П.Мальдонадо 2 105 14 11
Д.Риккардо 2 92 14 12
Р.Грожан 1 52 12 15
Ш.Пик 1 52 20 16
Ж-Э. Вернь 1 8 16
Ван дер Гарде, Гутьеррес и Чилтон в Гран При Италии не участвовали,
Боттас и Бьянки выезжали только на свободных заездах
Тимо Глок: <Монца требует низкой прижимной силы, так что в пятницу гонщики серьёзно работают над поиском оптимальных настроек. Команды готовят уникальную аэродинамику для этой гонки, машины выйдут на трассу с антикрыльями минимального размера, которые обеспечат небольшой прижим, необходимый для стабильности на торможении. В подобной конфигурации машины будут вести себя иначе, из-за меньшей прижимной силы изменится динамика разгона и торможения, но гонщики быстро адаптируются.
Чтобы показать хорошее время, нужна не только максимальная скорость - очень важно, чтобы машина позволяла эффективно атаковать поребрик. В первой и второй шикане можно много проиграть или выиграть, а скорость на выходе серьёзно влияет на время прохождения круга>.
Гран При Италии : Все этапы
Дата Трасса Поул Победитель
09/09/12 Монца Л.Хэмилтон McLaren Л.Хэмилтон McLaren
11/09/11 Монца С.Феттель Red Bull С.Феттель Red Bull
12/09/10 Монца Ф.Алонсо Ferrari Ф.Алонсо Ferrari
13/09/09 Монца Л.Хэмилтон McLaren Р.Баррикелло Brawn GP
14/09/08 Монца С.Феттель Toro Rosso С.Феттель Toro Rosso
09/09/07 Монца Ф.Алонсо McLaren Ф.Алонсо McLaren
10/09/06 Монца К.Райкконен McLaren М.Шумахер Ferrari
04/09/05 Монца К.Райкконен McLaren Х.Монтойя McLaren
12/09/04 Монца Р.Баррикелло Ferrari Р.Баррикелло Ferrari
14/09/03 Монца М.Шумахер Ferrari М.Шумахер Ferrari
15/09/02 Монца Х.П.Монтойя Williams Р.Баррикелло Ferrari
16/09/01 Монца Х.П.Монтойя Williams Х.П.Монтойя Williams
10/09/00 Монца М.Шумахер Ferrari М.Шумахер Ferrari
12/09/99 Монца М.Хаккинен McLaren Х.Френтцен Jordan
13/09/98 Монца М.Шумахер Ferrari М.Шумахер Ferrari
07/09/97 Монца Ж.Алези Benetton Д.Култхард McLaren
08/09/96 Монца Д.Хилл Williams М.Шумахер Ferrari
10/09/95 Монца Д.Култхард Williams Д.Херберт Benetton
11/09/94 Монца Ж.Алези Ferrari Д.Хилл Williams
12/09/93 Монца А.Прост Williams Д.Хилл Williams
13/09/92 Монца Н.Мэнселл Williams А.Сенна McLaren
08/09/91 Монца А.Сенна McLaren Н.Мэнселл Williams
09/09/90 Монца А.Сенна McLaren А.Сенна McLaren
10/09/89 Монца А.Сенна McLaren А.Прост McLaren
11/09/88 Монца А.Сенна McLaren Г.Бергер Ferrari
06/09/87 Монца Н.Пике Williams Н.Пике Williams
07/09/86 Монца Т.Фаби Benetton Н.Пике Williams
08/09/85 Монца А.Сенна Lotus А.Прост McLaren
09/09/84 Монца Н.Пике Brabham Н.Лауда McLaren
11/09/83 Монца Р.Патрезе Brabham Н.Пике Brabham
12/09/82 Монца М.Андретти Ferrari Р.Арну Renault
13/09/81 Монца Р.Арну Renault А.Прост Renault
14/09/80 Имола Р.Арну Renault Н.Пике Brabham
09/09/79 Монца Ж.Жабуйи Renault Д.Шектер Ferrari
10/09/78 Монца М.Андретти Lotus Н.Лауда Brabham
11/09/77 Монца Д.Хант McLaren М.Андретти Lotus
12/09/76 Монца Ж.Лаффит Ligier Р.Петерсон March
07/09/75 Монца Н.Лауда Ferrari К.Регаццони Ferrari
08/09/74 Монца Н.Лауда Ferrari Р.Петерсон Lotus
09/09/73 Монца Р.Петерсон Lotus Р.Петерсон Lotus
10/09/72 Монца Ж.Икс Ferrari Э.Фиттипальди Lotus
05/09/71 Монца К.Эймон Matra П.Гетин BRM
06/09/70 Монца Ж.Икс Ferrari К.Регаццони Ferrari
07/09/69 Монца И.Риндт Lotus Д.Стюарт Matra
08/09/68 Монца Д.Сертиc Honda Д.Халм McLaren
10/09/67 Монца Д.Кларк Lotus Д.Сертиc Honda
04/09/66 Монца М.Паркс Ferrari Л.Скарфиотти Ferrari
12/09/65 Монца Д.Кларк Lotus Д.Стюарт BRM
06/09/64 Монца Д.Сертиc Ferrari Д.Сертиc Ferrari
08/09/63 Монца Д.Сертиc Ferrari Д.Кларк Lotus
16/09/62 Монца Д.Кларк Lotus Г.Хилл BRM
10/09/61 Монца В.фон Трипс Ferrari Ф.Хилл Ferrari
04/09/60 Монца Ф.Хилл Ferrari Ф.Хилл Ferrari
13/09/59 Монца С.Мосс Cooper С.Мосс Cooper
07/09/58 Монца С.Мосс Vanwall Т.Брукс Vanwall
08/09/57 Монца С.Льюис-Эванс Vanwall С.Мосс Vanwall
02/09/56 Монца Х-М.Фанхио Ferrari С.Мосс Maserati
11/09/55 Монца Х-М.Фанхио Mercedes Х-М.Фанхио Mercedes
05/09/54 Монца Х-М.Фанхио Mercedes Х-М.Фанхио Mercedes
13/09/53 Монца А.Аскари Ferrari Х-М.Фанхио Maserati
07/09/52 Монца А.Аскари Ferrari А.Аскари Ferrari
16/09/51 Монца Х-М.Фанхио Alfa Romeo А.Аскари Ferrari
03/09/50 Монца Х-М.Фанхио Alfa Romeo Н.Фарина Alfa Romeo


Замеры максимальной скорости на прямой старт-финиш, км/ч:
1 Эстебан Гутьеррес, Sauber - 341.1
2 Даниэль Риккардо, Toro Rosso - 339.9
3 Кими Райкконен, Lotus - 338.4
4 Льюис Хэмильтон, Mercedes - 338.3
5 Нико Росберг, Mercedes - 338.1
6 Жан-Эрик Вернь, Toro Rosso - 337.3
7 Роман Грожан, Lotus - 337.3
8 Фернандо Алонсо, Ferrari - 337.2
9 Валттери Боттас, Williams - 337.0
10 Макс Чилтон, Marussia - 336.9
11 Марк Уэббер, Red Bull - 336.9
12 Жюль Бьянки, Marussia - 336.7
13 Нико Хюлкенберг, Sauber - 336.1
14 Себастьян Феттель, Red Bull - 335.6
15 Пастор Мальдонадо, Williams - 335.4
16 Фелипе Масса, Ferrari - 335.1
17 Серхио Перес, McLaren - 332.4
18 Дженсон Баттон, McLaren - 331.8
19 Шарль Пик, Caterham - 330.5
20 Гидо ванн дер Гарде, Caterham - 329.6
21 Адриан Сутил, Force India - 326.9
22 Пол ди Реста, Force India - 226.9

Подиум Гран При Италии
Облачно. Сухо. Воздух +25:26С, трасса +31:32С
Гонка в Монце - удивительное исключение в календаре чемпионата. Исторический автодром, принимавший Гран При ещё в дебютном для Формулы 1 сезоне 1950 года, скоростная трасса, требующая минимальной прижимной силы и уникального аэродинамического обвеса. По ходу свободных заездов гонщики смогли освоиться с машинами, которым без привычной аэродинамической загрузки не хватало стабильности, но ошибок и вылетов не удалось избежать даже в квалификации, так что расстановка сил на стартовом поле получилась весьма любопытной.
Оба гонщика Lotus и обладатель поула в четырёх прошлых Гран При Льюис Хэмилтон выбыли уже во второй части квалификации, первый ряд завоевали гонщики Red Bull Racing - Феттель показал лучшее время, опередив Уэббера на две десятых, а третьим неожиданно квалифицировался Нико Хюлкенберг, добившийся лучшего в этом сезоне результата для Sauber. Вместе с ним со второго ряда стартовал Фелипе Масса, а с третьего гонку начинали Алонсо и Росберг.
Адриан Сутил потерял три места на старте за блокировку Льюиса Хэмилтона, откатившись с 14 на 17 позицию, в остальном стартовое поле соответствовало протоколу квалификации.
Шинники привезли в Монцу два самых жестких состава - Hard и Medium. Разница между ними на итальянской трассе оказалась невелика - три-четыре десятых, как и износ резины, так что оптимальной многие считали стратегию одного пит-стопа - в прошлом году первая пятёрка гонщиков ограничилась одной сменой шин.
За час до старта прошел короткий дождь, асфальт в тени деревьев Королевского парка подсыхал медленно, но времени было достаточно, и гонщики стартовали на сликах. Райкконен, Хэмилтон и Гутьеррес выбрали Hard на первый отрезок гонки, остальные стартовали на Medium.
Старт Гран При Италии
На старте Феттель сохранил преимущество поула, Масса вышел на вторую позицию, Алонсо - на четвёртую. Райкконен врезался в Переса на торможении и свернул в боксы для замены носового обтекателя. Пол ди Реста выбыл из борьбы, повредив переднюю подвеску после контакта с Грожаном.
Первая десятка на втором круге: Феттель - Масса - Уэббер - Алонсо - Хюлкенберг - Росберг - Риккардо - Перес - Вернь - Хэмилтон.
На третьем круге Алонсо эффектным манёвром опередил Уэббера в борьбе за третью позицию - произошел небольшой контакт, но без серьёзных последствий. Пелотон растянулся, к шестому кругу Феттель на три секунды оторвался от Массы.
Алонсо опережает Массу
На 8-м круге Алонсо опередил Массу, поднявшись на второе место, а Баттон - Хэмилтона в борьбе за 10-ю позицию.
Первая десятка на 10-м круге: Феттель - Алонсо - Масса - Уэббер - Хюлкенберг - Росберг - Риккардо - Перес - Вернь - Баттон.
На 12-м круге Хэмилтона позвали в боксы из-за медленного прокола передней правой шины, но возникли проблемы с радиосвязью и британец сменил резину только на 14-м круге.
Сход Жана-Эрика Верня
На 15-м круге Вернь выбыл из борьбы из-за отказа коробки передач.
На 22-м круге Баттон сменил резину, на 23-м - Риккардо и Перес, на 24-м - Феттель и Уэббер, на 25-м - Масса, Хюлкенберг, Сутил и Мальдонадо, на 26-м - Боттас, на 27-м - Росберг, на 28-м - Алонсо и Гутьеррес.
Первая десятка на 29-м круге: Феттель - Алонсо - Уэббер - Масса - Райкконен - Хюлкенберг - Росберг - Хэмилтон - Риккардо - Баттон. Феттель опережал Алонсо на десять секунд и стабильно проезжал круги чуть быстрее.
На 31-м круге Райкконен провёл пит-стоп, на 32-м Хэмилтон опередил Хюлкенберга в борьбе за пятую позицию, а на 38-м Грожан - Переса в борьбе за десятую. На 39-м Хэмилтон сменил резину.
Первая десятка на 40-м круге: Феттель - Алонсо - Уэббер - Масса - Хюлкенберг - Росберг - Риккардо - Баттон - Грожан - Перес.
На 44-м круге Райкконен и Хэмилтон опередили Гутьерреса, а на 45-м - Сутила. На машинах Red Bull Racing возникли проблемы с коробкой передач - инженеры попросили гонщиков раньше переключаться при разгоне, но на темпе гонщиков это почти не сказалось.
На 46-м круге Грожан опередил Баттона в борьбе за восьмую позицию, на 49-м Хэмилтон опередил Райкконена, на 50-м - Переса, на 51-м - Баттона, поднявшись на девятую позицию. На 52-м круге Райкконен обогнал Переса, на 53-м Сутил остановил машину в боксах.
Себастьян Феттель
Себастьян Феттель уверенно выиграл гонку, одержав шестую в сезоне и 32-ю победу в карьере. Фернандо Алонсо финишировал вторым, уступив ещё семь очков лидеру личного зачёта, но ещё больше Феттелю проиграли другие формальные претенденты на титул - Хэмилтон заработал всего два очка, а Райкконен - ни одного.
Европейская часть сезона позади, через две недели борьба продолжится ночной гонкой в Сингапуре.
Пилот Команда Время Скорость Пит
1. С.Феттель Red Bull 1:18.33.352 234.268 1
2. Ф.Алонсо Ferrari + 5.467 233.997 1
3. М.Уэббер Red Bull + 6.350 233.953 1
4. Ф.Масса Ferrari + 9.361 233.804 1
5. Н.Хюлкенберг Sauber + 10.355 233.755 1
6. Н.Росберг Mercedes + 10.999 233.723 1
7. Д.Риккардо Toro Rosso + 32.329 232.673 1
8. Р.Грожан Lotus + 33.130 232.633 1
9. Л.Хэмилтон Mercedes + 33.527 232.614 2
10. Д.Баттон McLaren + 38.327 232.379 1
11. К.Райкконен Lotus + 38.695 232.361 2
12. С.Перес McLaren + 39.765 232.308 1
13. Э.Гутьеррес Sauber + 40.880 232.254 1
14. П.Мальдонадо Williams + 49.085 231.854 1
15. В.Боттас Williams + 56.827 231.478 1
16. А.Сутил Force India + 1 круг 231.705 2
17. Ш.Пик Caterham + 1 круг 227.693 2
18. Г.ван дер Гарде Caterham + 1 круг 226.973 2
19. Ж.Бьянки Marussia + 1 круг 226.625 1
20. М.Чилтон Marussia + 1 круг 226.047 1
Лучший круг: Льюис Хэмилтон (Mercedes) - 1:25.849 (51 круг, 242.924 км/ч)
Причины сходов
Разбитая машина Пола ди Ресты
Пилот Команда Круг Причина
Ж.Вернь Toro Rosso 35 коробка передач
П.ди Реста Force India 1 подвеска
Положение в чемпионате : Личный зачет
Пилот Страна Команда Очки
1. С.Феттель Red Bull Racing 222
2. Ф.Алонсо Scuderia Ferrari 169
3. Л.Хэмилтон Mercedes AMG 141
4. К.Райкконен Lotus F1 Team 134
5. М.Уэббер Red Bull Racing 130
6. Н.Росберг Mercedes AMG 104
7. Ф.Масса Scuderia Ferrari 79
8. Р.Грожан Lotus F1 Team 57
9. Д.Баттон McLaren 48
10. П. ди Реста Sahara Force India F1 Team 36
11. А.Сутил Sahara Force India F1 Team 25
12. C.Перес McLaren 18
13. Д.Риккардо Toro Rosso 18
14. Н.Хюлкенберг Sauber F1 Team 17
15. Ж.-Э.Вернь Toro Rosso 13
16. П.Мальдонадо Williams F1 Team 1
Положение в чемпионате : Кубок конструкторов
Команда Мотор Очки
1. Red Bull Racing Renault 352
2. Scuderia Ferrari Ferrari 248
3. Mercedes AMG Mercedes 245
4. Lotus F1 Team Renault 191
5. McLaren Mercedes 66
6. Sahara Force India F1 Team Mercedes 61
7. Toro Rosso Ferrari 31
8. Sauber F1 Team Ferrari 17
9. Williams F1 Team Renault 1