Ижевские события и новости

Феврония из Китежа (ФОТО)

Finist 24-04-2018 08:58

Феврония осталась одна. Она ложится на траву. Деревья постепенно покрываются яркой изумрудной зеленью причудливого вида. Феврония погружается в блаженное состояние: усталость и боль ее прошли. Она поет колыбельную самой себе: ;Бай, бай, спи, усни, спи, сердечко, отдохни;. На ветвях деревьев повсюду загораются восковые свечи; вырастают на деревьях и из земли громадные невиданные цветы: золотые крыжанты, серебряные и алые розаны, череда, касатики и другие. Проход к болоту остается открытым. Феврония напевает о своем восхищении всем этим видом. Голоса райских птиц ей пророчат покой и счастье. Она подымается, идет вперед; ветви ей кланяются. Ей кажется, что вновь пришла весна: ;Все болота разлелеялись, все деревья разукрасились;. Среди птиц выделяется голос Алконоста: ;Укрепись надежею, верой несомненною: все забудется, время кончится;.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Finist 24-04-2018 09:00

Из глубины прогалины, по топи, усеянной цветами, как по суху, медленно шествует призрак княжича Всеволода, озаренный золотистым сиянием, едва касаясь ногами почвы. Феврония, вновь полная сил, бросается к нему. Призрак обращается к ней с приветствием: ;Веселись, моя невеста, веселись! По тебя жених пришел;. Призрак утешает Февронию. Слышится голос другой райской птицы - Сирина: ;Се жених пришел, - что же медлиши?;. ;Господи Исусе, ты прими мя, водвори в селеньях праведных;. И вот молодые, рука об руку, медленно уходят по болоту, едва касаясь земли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Finist 24-04-2018 09:03

Переход ко второй картине это еще одна - на сей раз оркестрово-вокальная (здесь за сценой звучат голоса райских птиц, Сирина и Алконоста) - звуковая картина Н.А.Римского-Корсакова. Она начинается сразу после окончания первой картины (как бы выливается из нее) и непосредственно переходит во вторую картину. Ремарка композитора уточняет (это стало названием этого антракта): ;Хождение в невидимый град;. На фоне лучезарного величественного шествия, радостных перезвонов звучит затейливое пение райских птиц.

Картина 2.
Авторская ремарка, характеризующая невидимый град, такова: ;Облако рассеивается. Град Китеж чудесно преображен. Близ западных ворот Успенский собор и княжий двор. Высокие колокольни, костры на стенах, затейливые терема и повалуши из белого камня и кондового дерева. Резьба украшена жемчугом; роспись синего, пепельного и сине-алого цвета, со всеми переходами, какие бывают на облаках. Свет яркий, голубовато-белый и ровный со всех сторон, как бы не дающий тени. Налево, напротив ворот, княжьи хоромы; крыльцо сторожат лев и единорог с серебряной шерстью. Сирин и Алконост - райские птицы с неженскими ликами - поют, сидя на спицах. Толпа в белых мирских одеждах с райскими кринами и зажженными свечами в руках; среди толпы Поярок - зрячий и Отрок, бывший его поводырем. Здесь-то и оказалась Феврония. Ее и княжича приветствует народ. Феврония не помнит себя от изумления; она ходит по площади, все осматривая, и в восторге плещет руками. Народ окружает княжича и Февронию и запевает свадебную песню под звуки гуслей и райской свирели, бросая под ноги цветы, розаны и синие касатки. Феврония не понимает, кому поется свадебная песня, чья свадьба. Тогда княжич говорит ей: ;Наша же, голубушка;.

На крыльце княжьих хором появляется князь Юрий. Феврония приветствует князя как невестка свекра. Звучит большой ансамбль, в котором участвуют все главные действующие лица - князь Юрий, княжич Всеволод, Феврония, с ними поют райские птицы Сирин и Алконост, присоединяются Отрок и Поярок, в конце концов и весь хор (;Буди с нами здесь вовеки; ). Княжич Всеволод приглашает Февронию в церковь (;Ай же ты, невеста верная, время нам и в церковь Божию; ). В этот момент Феврония вспоминает о Гришке: ;Там в лесу остался Гришенька;. Феврония хочет послать ему грамоту, ;утешенье Грише малое;. Поярок готов написать ее. Феврония диктует; она описывает Китеж, который не пал, но скрылся, сообщает ему, что они не умерли, а живы, и живут они в дивном граде. ;Кто же в град сей внидет?; - спрашивает Феврония князя Юрия. ;Всяк, кто ум не раздвоен имея, паче жизни в граде быть восхощет;, - отвечает Юрий. (Сцена письма Февронии к Кутерьме по традиции первых постановок оперы обычно выпускается. Это идет вразрез с категорическим требованием автора, высказанным им по поводу постановки оперы: ;На пропуск сцены письма к Кутерьме в последней картине согласиться не могу. Об этом были разговоры и в Петербурге. Письмо Февронии есть кульминационный момент всего ее образа. Достигшая блаженства Феврония вспоминает и заботится о своем лютом враге и губителе Великого Китежа. Пусть слушатели вникают в это, а не относятся к последней картине оперы как к апофеозу; (из письма Римского-Корсакова дирижеру первой постановки оперы в Москве в 1908 году В.И.Суку). Наконец, грамотка написана, и молодые под торжественное пение и колокольный звон медленно и величаво шествуют в собор к венцу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Finist 24-04-2018 09:09

И несколько картинок с премьеры

За час до начала - небольшая лекция Заведующей литературно-драматической часть А.Н. Поповой об истории оперы

 

 

 

 

 

Поклоны по окончании оперы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Finist 24-04-2018 09:19

При полностью смонтированных декорациях, при поставленном свете - невероятной красоты опера!
Гениальная музыка Римского-Корсакова, прекрасные музыканты под руководством Н.Роготнева, великолепные солисты и артисты хора, чудесные декораторы всех цехов - залог успеха!
Отдельная благодарность - смелым постановщикам, Николаю Маркелову, Сергею Новикову!

Особенность нашей постановки оперы - сцена с наклоном 11 градусов и водоём на сцене.

Finist 24-04-2018 09:46

Режиссер-постановщик - заслуженный деятель искусств УР Николай Маркелов
Музыкальный руководитель - заслуженный деятель искусств УР Николай Роготнев
Сценография, костюмы - Сергей Новиков (Санкт-Петербург)
Хормейстер - заслуженный деятель искусств УР Людмила Елисеева
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА И ИСПОЛНИТЕЛИ:

Князь Юрий Всеволодович - Андрей Какошкин

Княжич Всеволод Юрьевич - заслуженный артист УР Максим Гаврилов

Феврония - солистка Государственного музыкального театра им. И. Яушева, заслуженная артистка Республики Мордовия Наталья Макарова

Гришка Кутерьма - заслуженный артист УР Алексей Городилов

Фёдор Поярок - солист Татарского академического государственного театра оперы и балета им. М. Джалиля заслуженный артист Татарстана Юрий Ившин

Отрок - Наталья Ярхова, солистка Марийского государственного театра оперы и балета им Э. Сапаева Любовь Добрынина

Гусляр - Иван Слепухов, Сергей Пуршев

Медведчик - заслуженный артист УР Анатолий Павлов

Бедяй, богатырь татарский - заслуженный артист УР Юрий Пуршев

Бурундай, богатырь татарский - заслуженный артист УР Александр Димитров

Сирин, райская птица - Ольга Соловьева

Алконост, райская птица - заслуженная артистка УР Ирина Самойлова

Божьи люди - заслуженный артист РФ Валерий Демин, народный артист УР Геннадий Городилов, заслуженная артистка УР Любовь Куликова, заслуженный работник культуры УР Юрий Смородин, артисты балета

Княжьи стрельцы, поезжане, лучшие люди, нищая братия, народ, "татары" - артисты хора, балета, миманса

В спектакле принимают участие учащиеся хореографической школы театра

Педагоги Ярославна Осеева, Людмила Устюжанина, Роман Владимиров