Как уже отмечалось выше, в качестве фактора, впоследствии способствовавшего формированию уличных группировок, Сергей отметил включенность в дворовую жизнь, начиная с раннего детства.
<Ну, конечно, в основном, это обычные детские забавы. Всё лето - это беготня по двору, это футбол, сыщики- разбойники, это, ну, такие нормальные мальчишеские игры. Зимой - это хоккей с утра до вечера, вместо уроков, вместо всех, наверное, остальных увлечений; это хоккей, хоккей, хоккей. Уроки я никогда в жизни не учил, так уж получалось, не любил я это дело. Просто с первого класса втерся в доверие к тому учителю, что учил нас с первого по третий класс. Мне казалось, что учиться - это слишком просто, и только дебилы могут получать четверки в школе, поэтому учить уроки не считал нужным, и всё время проводил во дворе, а таких, как я, было очень много, почти все. Если бы вы выглянули во двор любого двора новостроек в 80-е, то вы бы поняли, что он похож на муравейник. Потому что все новостройки - они заселялись как? Это были молодые семьи, активный детородный воз- раст, тогда рождалось много детей. (...). Те, кто подрос к середине 80-х - это был какой-то такой нормальный демографический не рост, а уровень рождаемости. И каждый двор был муравейник. Сейчас вы этого не увидите и не увидите, наверное, уже никогда. Потому что другие интересы, уже дома. Если у человека достаточное благо- состояние его семьи, то у него дома достаточно интересов. Конечно, это не хорошо, это не достаточно для нормального развития, но...
То, что дети росли на улице - это так и было, наверное, до 90-х годов, до начала XXI века, и улица воспитывала по своим законам>. Один из законов улицы - <это естественный отбор. Можно много аналогий провести с естественным отбором в природе, но улица - это среда естественного отбора уже в социальном, скажем так, строго иерархированном обществе. Родители в советском обществе не так волновались за детей, как, скажем, теперь. Отпустили ребенка гулять - и всё, и вперед, и он целый день там. И где мы, и чем мы там занимаемся, никого не волновало.
Ну, конечно, каждый раз предупреждали - не ходи на стройку, не ходи в лес, не ходи куда-нибудь. Главное об этом никому не говорить, но всегда ходили. Ситуация выходила из-под контроля только когда задерживались. Если задерживаешься где-нибудь в лесу, когда тебе 8-9 лет, а уже полночь или просто поздний вечер и тебя начинают искать, ты идешь во двор и думаешь: "А ведь где-то вот за углом могут быть родители, которые меня уже ищут". Потому что всегда играли компанией, возвращались компанией, и кто-то из родителей, тот, кто первым не выдержит, и встречает всю вашу компанию. А попадало всем от этого родите- ля, который первым вас нашел. А куда мы уходили, это родителям вообще лучше не говорить. Потому что после второго класса мы ушли искать заветную свалку и прошли по шоссе 22 километра, потом возвращались, пришли, естествен- но, за полночь, но это было лето, и мы не замечали течения времени, потому что часов на руках ни у кого не было. И когда возвращались, и до города еще далеко, а было уже темно, мы понимали, что идем просто под ремень уже.
Или после 4 класса, играя в лесу, нашли труп человека полностью разложившегося, с червяками, вылезающими из глаз и уже со сгнившей одеждой. Это в довольно глубоком лесу мы нашли, у ручья. Тоже зрелище из не самых приятных, и это запомнилось. Потом родители мои с ужасом увидели, что идем мы компанией по улице, подъезжает милицейская машина, нас усаживает и увозит. А мы просто по- звонили 02 и сказали, мы ждем вас там-то, и мы вам сейчас покажем, где лежит труп. И вот за нами приехал этот бобик, мы сели да поехали. А родители не знали, что подумать. Вот такое бывало.
Я переехал в город из деревни незадолго до поступления в школу, один год ходил в городской садик. Мне в саду не очень нравилось, может, я не вписался в коллектив по каким-то причинам. И школа мне, по моим прогнозам, не сулила ничего приятного. Но как-то так случилось, что у нас с первых же дней, с первого же класса сложился какой-то костяк из нескольких человек. Не знаю, как уж мы друг к другу склеились, но мы последующие восемь лет прожили вместе, и у нас не возникало никаких комплексов зажатости и забитости, и диктовали, если надо было, свои условия вплоть до диктования условий классному руководителю, если он себя неправильно вел, а он вел себя неправильно. И к середине первого класса я оценивал, что мне очень повезло с друзьями. У меня были настоящие, верные друзья, которые друг за друга стояли горой. Наверное, каждому необходимо в школьные годы иметь таких друзей.
А потом у меня было немножко сложно. У меня дом был самый новый на этой улице, и он стоял немножко неправильно - один его конец находился в одном дворе, другой - в другом. И вот верхний двор - это была "голубятня", потому что это была голубая пятиэтажка в форме буквы <П>. Весь здешний контингент моих сверстников и тех, кто был плюс-минус на три года старше и младше, он был какой-то забитый что ли, совершенно другой, нежели тот, который жил в нижнем дворе. Нижний двор назывался <муравейник>, потому что у него плотность была существенна выше, чем в пятиэтажке. И мои лучшие друзья - они жили как раз в муравейнике, в нижнем дворе, ну, человек 5-6 их можно было насчитать, все были оттуда. И так получалось, что всё, что касалась хоккея, футбола, я играл в верхнем дворе. А всё, что касалось каких-нибудь более серьезных мальчишеских игр, - там, в Зарницу, сходить куда-нибудь в лес, подраться с кем-нибудь - это нижний двор, мои настоящие друзья.
<Голубятня> с <муравейником> иногда дружили, иногда дрались до нормальной крови, до синяков, я имею в виду в детстве, а потом и всерьез дрались. Некий конфликт между этими двумя системами был. То есть каждый двор - это отдельная уравновешенная система, уравновешенная в какой-то определенной точке. В каждом дворе была своя атмосфера. Дворы ведь в советское время, в 80-е годы, строи-
ли замкнутыми; ну, грубо говоря, как буква <П> или буква <О> с арками, выходящими по периметру.
За другие дворы говорить не берусь, потому что с ребятами из других дворов сближались уже ближе к классу четвертому-пятому. Тогда было противостояние какое-то, связанное, прежде всего, с нежеланием и неумением нала- живать коммуникации между собой. Потом повзрослели и нормально начали ладить, и с ребятами из других дворов стали потом тоже друзьями.
Двенадцать лет - это был такой переломный момент, по- тому что до этого пять лет мы учились по очереди (в три смены) на других улицах, а уже с 6 класса мы пять лет учились в нормальной школе на своей улице и жили одной большой семьей, вся улица. И мы знали поименно не то что всех ребят из своей параллели 6 класса, а до 10 класса, и я их знаю до сих пор поименно и могу общаться с ними, это была одна большая семья. А с 6 класса нас начали уважать, потому что у нас случился школьный турнир по волейболу, и так как мы играли на равных с 8, 9, 10-классниками и выиграли у всех, они нас уважали с 6 класса. И с ними мы общались, и нам было интересно с ними проводить дискотеки, крутить, там, кассеты, катушки и переписывать разные песни.
Спорт - он как раз был у ребят из <голубятни>. Они были в этом плане (ну не могу за всех говорить, были отдельные личности) выше дворовых интересов ежедневных, и я приклоняюсь перед теми, кто мог три года три раза в неделю ходить в одну и ту же секцию регулярно и годами, я так не мог. А были такие, и они к определенному возрасту уже достигли в своем виде спорта определенного совершенства, и с помощью такого нехитрого способа уже доказыва ли свою состоятельность.
Вот, например, волейбол. В него никто никогда не играл во дворе, кроме пионербола или, там, картошки, во дворе никто никогда не культивировал этот вид спорта. Это толь- ко наши родители и те, кто постарше, когда родители вытащат сетку на один, на два дня, пока ее не порвут, с ностальгией могли поиграть. А так вообще не было, и это только друзья меня заразили такой внезапной любовью к волейболу, и я с ними начал играть.
А вообще я, как и большинство моих друзей, прошел десятки различных секций и кружков, начиная с начальной школы и класса до восьмого. Почему? Потому что нам было интересно всё. Потом мы не могли [посещать кружки] регулярно, это ж надо иметь большую силу воли, чтобы каждый день всерьез заниматься одним и тем же - школа, секция, уроки; школа, секция, уроки. На двор-то времени не остается, я так не мог.
Мы занимались чем угодно, и хоккеем и футболом, и собаководством, и, там, легкой атлетикой, и рыбками, и птичками. В общем, полный список всего, чем можно было заниматься. Ходили примерно одной компанией.
А вот те друзья, которые были из нижнего двора, которые были наиболее активной частью вот этого детского сообщества, наиболее прогрессивно мыслящими (в том плане, что им больше всего хотелось от жизни взять, хотелось объять необъятное, хотелось бежать из двора, хотелось завоевывать мир всеми возможными способами, хотелось всё понять и прочувствовать), - вот эта часть детского сообщества, она, будучи неспособной к непонятному детскому разуму хождению в одну и ту же секцию каждый день, она к определенному возрасту переходит какой-то рубеж, уходит в криминал. И так получается, что годам к 13-14 самая активная часть подросткового детского сообщества уходит в криминал, это такой стандартный работающий механизм. И все мои (ну не все, но очень многие) друзья, самые интересные, самые эмоциональные, может быть не по годам развитые, закончили жизнь, многие уже закончили жизнь...>
Активность Сергея в драках частично обусловливалась желанием утвердиться в нижнем дворе. <У меня была какая-то идиотская мания, я всё время дрался, я дрался с теми, кто мне не нравится. Ну не нравится человек, мы договариваемся, идем после уроков туда-то и деремся. И как- то всё это очень сплачивает; видимо, общие победы, поражения, проблемы>.
Дружба приводила даже к таким случаям, как, например, следующий. <Последний раз меня родители выпороли ремнем после третьего класса. Мы уже всерьез занимались хоккеем (ну, всерьез - это значит, что мы в своем возрасте играли на первенство города и его выигрывали). А у моего друга Рината не было своих коньков. А у нас был один пар- нишка постарше нас, но у него были явные задатки хорошего фарцовщика, он мне нашел мастерские коньки. Коньки с мастерскими лезвиями, сейчас, наверное, уже об этом никто не знает, тогда совершенно другие коньки были, они стоили
15 рублей. Я дома нашел у родителей деньги, купил эти коньки и отнес своему другу, а друга дома не было, я пере- дал его родителям. Я был счастлив. И так он заиграл в хоккей. От родителей за этот случай попало всерьез. Ну а как? А как ребенка можно воспитывать? Я не могу сказать, что меня часто били, но попадало, в данном случае это было просто необходимо>.
В такой дворовой среде впоследствии, при достижении детьми подросткового возраста, и возникла группировка.
Общение членов группировки происходило ежедневно - <мелкими группами каждый вечер собирались, просто так стояли, болтали и пиво пили, что-то обсуждали>.
Один-два раза в неделю происходили организационные сборы.
Постоянным местом общения была территория вокруг школы. <Школа - это центр улицы и на ней есть стадион, а на нем есть удобные скамеечки, а еще есть скрытые места, где можно чем-то скрытным позаниматься, есть открытые места, где можно посидеть, потусоваться (тогда не было такого понятия). Для совсем скрытых дел есть подвал, которых было очень много, и лес рядом>. В лесу, через дорогу от квартала, происходили сборы, и на это время проход через лес для посторонних был закрыт.
Дома, в квартирах собирались редко, <только так, чисто музыку послушать, ну выпить. Но это как все. В подъездах зимой маленькими группами, но это тоже всегда было>.
Продолжались занятия спортом. Во второй половине 1980-х на улице появился <молодежный клуб>, иначе говоря, качалка. Появилась секция <Самбо>, где помимо самбо преподавались и другие единоборства. Но в качалке и секции собиралась самая разная молодежь, эти места не воспринима лись как места сбора исключительно членов группировки.
По отношению к жизни <санитаров> Сергей занимал несколько отстраненную позицию:
<В группировку входили мои друзья, большинство дру- зей. Потому что без этого было нельзя. Не входить в группировку - это было, ну... это было сложно. То есть, во-первых, ты в каком-то моральном положении оказывался неправильном, потому что на тебя могли смотреть косо, необходимо было держать этот удар. Но у меня как-то по-другому получилось - так как мои друзья могли принимать самое активное участие в нашей местной группировке, то они меня ни- когда ни к чему не принуждали. У меня было свое место, меня называли Мудрым Гудвином, и они ко мне относились с уважением, наверное>.
При этом неудобно было отказаться, скажем, от посещения сборов: <Если вдруг кто-то из самой верхушки группировки [пригласит], по сути это было некое подобие призыва, всеобщий призыв. Вот пошли по улице, толпа, они знают всех, кто живет на этой улице. Если он не играет во дворе, они к нему домой зайдут и говорят: "В такое-то время сбор", и мы собираемся. Я ходил на эти сборы. Кстати, было интересно. Мы обсуждали ближайшие проблемы нашей улицы, проблемы... военного характера, стратегического характера.
Но насчет участия в запланированных драках - мне это было по барабану. Я говорил, что если придут на нашу улицу, я пойду, а ходить по городу, выяснять отношения с кем-то другим, мне это было неинтересно, потому что я не видел ни- чего, абсолютно ничего привлекательного. Поэтому моя позиция была четкая и всем понятная. Придут на нашу улицу - я буду здесь, не придут - на сторону никуда не пойду драться.
Но однажды случайно получилось. Это уже было в классе десятом, когда к нам в школу пришла достаточно большая группировка, человек 50, а нас было, может быть, чуть меньше. Но это не было запланировано. Вот там подрались>.
У членов группировки можно выделить определенные музыкальные предпочтения:
<Во-первых, это дискотечная музыка, ее ведь не так много было, круг музыки был гораздо уже, чем в ХХI веке. Западные группы дискотечные можно было пересчитать по пальцам; наши, советские - тем более. Это то, что касается танцев, потому что танцы, дискотеки - это было необходимым элементом, хотя бы раз в неделю, в пятницу, субботу оторваться, как следует. Ну, и слушали русский рок. Тогда такое понятие, конечно, еще не определялось. Но Цоя, "Наутилиуса" слушали, [хотя] не все, конечно. Можно выразить благодарность тому поколению рокеров, которое было старше нас на 5-10 лет - те же самые Цой, "Чайфы", "Наутилиус" и прочее. Потому что в том протестном смысле их существования было какое-то такое порядочное рациональное зерно. Потом оно пропало, в 90-е годы его не стало, и появились всякие "Секторы Газа" и прочее. Конечно, появились и Шевчуки, какие-нибудь более интеллигентные рокеры, но те песни, которые пели в 80-е - до 91 года, их песни поют и до сих пор, и ничего нового придумать для себя не могут.
Потом, вспоминаю, в 89-м появился, практически взорвал всю нашу попсу, коллектив "Любэ", это было тоже явлением, на том безрыбье это было просто чудом. И образы такие - Глеб Жеглов и Володя Шарапов, ну, помимо того, что это музыка была интересная, оригинальная, непривычная>.
Песни пелись <на стадионе в основном, орали практически. Ну еще такой момент был. Мы почему-то сильно готовились к армии, то есть у нас армейская тематика была самой преобладающей. Я все эти песни помню наизусть, так же как помню все песни группы "Голубые береты", очень мелодичные красивые песни, плюс самодеятельные песни из разных дембельских репертуаров.
Морально мы все были готовы к армии еще со школы, готовились. У нас на глазах приезжали... ну, не во множественном числе, я сам только один раз видел оцинкованный гроб в наш двор из Афганистана. Мы все жаждали попасть в армию, если попасть в армию, то только в Афганистан, больше никуда. Нам всем этого хотелось. Мы наслушались всех этих рассказов, мы брали шефство над семьями погибших воинов, которые были не намного старше нас.
Мы все готовились в армию. В 6-м классе я разбирал и собирал автомат Калашникова за 25 секунд. В 10-м классе я примерно в тот же норматив укладывался, но вообще норматив военной подготовки и строевой подготовки, рукопашный бой, кирзачи в портянках - это было регулярно. Мы принимали всё это всерьез. Всем же хочется побыстрее стать взрослым. Вот мы и приобщались к взрослой жизни>.
(to be continued...)
цитата:Ну, таки, и где?
Изначально написано samtakoi: Готово! (Не будем беспокоить занятого человека)
цитата:
Изначально написано StarPer:
Ну, таки, и где?
Центр г.Ижевска тут https://izhevsk.ru/forummessage/50/4805440.html
цитата:
Изначально написано valkiria:Расскажите. Мне ещё любопытно - где и кем тогда работал один из лидеров группировки "Спортсмены" - Виктор Горохов?
Когда все районы Ижевска, говоря современным языком, забили стрелку на льду Ижевского пруда, чтобы всем вместе выяснить, "who is who", даже Николая Горохова в городе еще не было, ни то что Виктора.
Жили Гороховы в 3-й общаге Механа. Клейн кстати тоже в общаге Меда жил. Стало быть - в те времена они еще не были никакими "лидерами группировок", а были обычные студенты.
Про битву на льду Ижевского пруда я бы лучше узнал. Сам-то я не бегал. Ну не бегали в конце 70-х начале 80-х спортсмены ни за кого - не до этого нам было.
Но знаю, что битва была назначена на выходной день - воскресенье что-ли. Периметр пруда был оцеплен милицией. Пацанов, прибывавших на место по одному (для конспирации), всячески отлавливали. Пытались не допустить на ристалище.
цитата:
Изначально написано Philipp Tomson:
[b]"Районы"Автзавод - XXX - Буммаш - Средняя - Ошмес - Майская - Центр - Больничка - Машик - 100ка - Соцгород - Девятка - Камушки - Болото- сороковой - Татарбазар- Вокзал - Малиниха - L-D[/B]
КБА(кульбаза) забыл добавить, старшие с майскими постоянно бились, а я в силу малолетства был зрителем.
Еще один прикольный момент: в те времена хулиганы носили длинные волосы - "под битлосов". Сейчас их прическа не оставила бы равнодушными современных гопников.
цитата:
Изначально написано Per_Astra:
Эх, valkiria!
Постить какие-то левые статьи - это нормально, а воспоминания человека - так сразу подковырку ищешь.
Где подковырка - что Горохов во времена группировок был зав. отделением Индустриального техникума и по совместительсту ещё кем-то? Так об этом многие знают. Мне удивительно другое - как руководству техникума удавалось закрывать на это глаза, с такой-то строгой но справедливой директрисой )))
Могу рассказать о несколько иных "играх на льду пруда", если интересно. Там же и про длинные волосы.
На уроки НВП в ИИТ абсолютное все студенты должны были приходить в строгих костюмах, с комсомольскими значками и с НЕдлинными волосами. Если хоть один нарушил хоть одно из трёх правил, то ВСЮ группу зимой (даже в лютый мороз) выгоняли без верхней одежды на улицу, заставляли прыгать через ограду на лёд (а это не низко), далее всем вместе добежать до неблизкой от техникума опоры ЛЭП, сделать вокруг неё несколько кругов и вернуться обратно. При этом поставьте себя на место сидящих там рыбаков, на которых бежит толпа раздетых пацанов, и это во времена уличных группировок )))
Такие уж были времена - в 1980-е в техникуме под чутким руководством в том числе Горохова детей учили любить Родину и Комсомол, а не шляться по каким-то группировкам
цитата:
Изначально написано Per_Astra:Еще один прикольный момент: в те времена хулиганы носили длинные волосы - "под битлосов". Сейчас их прическа не оставила бы равнодушными современных гопников. [/B]
Почему это хулиганы?Наоборот,длинные волосы мешали при драках.Длинные волосы в основном носили стиляги.Этот период был с середины 60-х и до середины 70-х. В силу огромного частного сектора основная масса шпаны была с Татар-базара.В то время на слуху ещё были вокзальские,центровские,строительские,с машика,буммашевские,Ошмес,болото,металлурговские.В то время автозаводских не видно и не слышно,т.к.район был новый.Самое интересное,на Татар-базаре было много подгрупп:киевские,фурмановские,с парашютки,ангарские,тракторка,запосадка.Которые нет нет да и воевали меж собой.Но когда надо было съездить в другой район,кого-то приструнить,тут забывалась междуусобица.Воистину,прячьтесь,Татар-базар идёт.Потом конечно,к началу перестройки могущество Татар-базара прошло.
цитата:
Изначально написано Per_Astra:
Еще один прикольный момент: в те времена хулиганы носили длинные волосы - "под битлосов". Сейчас их прическа не оставила бы равнодушными современных гопников.
цитата:
Изначально написано Philipp Tomson:
что-то типа этой
цитата:
Изначально написано Влад М:
Волосатых пацанов тогда не было.
В году 83-ем, еще зеленым салагой, был свидетелем крупной массовой драки на "сотке". Помню, бились взрослые парняги с довольно длинными шевелюрами (кстати, под "битлов"). Одного тогда по башке пакетом с катушками магнитофонными звезданули. Катушки во все стороны. Кто пошустрее - за пазуху бросились запихивать.)))
Коротко стричься стали году к 87-му. В 88-ом полно лысых появилось.
цитата:
Originally posted by beast71:
описанная в начале темы "экзекуция" напоминает классическую "выписку". Пожелавшего "соскочить" крепко били, либо он должен был привести на свое место двоих. Как то так.
цитата:
Originally posted by Per_Astra:
Еще один прикольный момент: в те времена хулиганы носили длинные волосы - "под битлосов"
цитата:Ссылка хорошая,парень правду пишет,только если он не прописан был,то на сборы и немог ходить.Скорее всего на подхвате был,как так,за свою улицу дерусь,а за район нет,не попонятиям это.Я вообще про санитаров неслышал.
valkiria
цитата:
Изначально написано марткат:
Потому что в драке соперника можно схватить за волосы и так отметелить
цитата:
Originally posted by beast71:
На адики не у всех хватало средств.)))
цитата:
Изначально написано Андрей К.18:
Таблетка? Да вот же она. А еще в синем цвете была и изредка в зеленом.
И если в начале 80-х вопрос:
- Стоять! Ты откуда? - был вполне обычным вопросом на улицах Ижевска, то в конце 80-х его уже практически невозможно было услышать.
Так вот, валькирия, в 80-х оба Горовых еще учились в институте, тогда они в принципе не были никакими лидерами никаких группировок. Ты путаешь 90-е с 80-ми.
А длинные волосы (правильно написал beast71) стали выходить из моды году к 1987-89. В начале 80-х длинные волосы все еще были отличительной чертой шпаны, перекочевав из конца 70-х. Фильмы про школьников тех лет посмотрите в конце концов - там вся шпана волосатая.
цитата:
Originally posted by Per_Astra:
то в конце 80-х его уже практически невозможно было услышать.
цитата:
Изначально написано марткат:
Ссылка хорошая,парень правду пишет,только если он не прописан был,то на сборы и немог ходить.
Там дальше будет почему он не был прописан. Утверждает, что попал в группировку, когда в ней ещё не было прописки.
цитата:
Originally posted by valkiria:
Там дальше будет почему он не был прописан. Утверждает, что попал в группировку, когда в ней ещё не было прописки.
Группировка предполагала определенную иерархию. <Она никак не называлась. Просто она выстраивалась, она чувствовалась, просто кого-то уважали больше, кого-то меньше. Это уже складывалось из многих, многих факторов. Необязательно, кто как учится в школе, и необязательно, кто там больше ростом, это самые отчаянные - и те, кто любит подраться, те, кто более активен в отношениях, те, кто отстаивает свою точку зрения, ну, отчасти как он учится>.
В группировке можно выделить младших и старших, но они определялись даже не столько по возрасту, сколько <по габаритам>, т.е. по физической силе.
<Были салаги, которые ходили и смотрели на всё это, но не участвовали в драках, это, наверное, лет от 12 до 14. И был, где-то с 14 до 16 лет, основной состав группировки. Ну еще те, кто ждал армию, но обычно перед армией отходили от группировки>.
Группировка постоянно пополнялась, активно велось <рекрутирование> новичков: <Это в основном те, кто постарше, снаряжали тех, кто младше, ну, среднего возраста. Либо сами старшие. Шли по улице и всем, кто попадается, говорили, что тогда-то, тогда-то будет сбор, и ты должен прийти, если, мягко говоря, ты не трус>.
На сборах смотрели, кто пришел; с не явившимися <проводилась работа> - их могли побить, но большей частью пугали. От участия в группировке можно было откупиться.
Вступление в группу новичка предполагало <прописку>:
<Несколько новичков в центре круга дрались с гораздо превосходящим количеством тоже членов группировки, недавно вступивших, но уже прописанных. Дрались между собой и всё. Но тех, кто уже были прописаны, должно было быть физически, количественно больше, тогда вступающие, прописывающиеся могли себя действительно проявить, и тогда всё становилось понятным [больше], нежели в бою на равных. Это просто было необходимой формальностью, без этого в группировку вступить нельзя было>. Однако сам Сергей такого посвящения не проходил (как сказано выше, он участвовал в группировке с момента ее возникновения).
Были случаи, когда в группировку вступали пацаны с других улиц, как правило, личные друзья группировщиков.
Старших, лидеров группировки, называли <паровозами>.
<Паровоз - один. В каждой группировке самый сильный, не обязательно самый старший, но самый мудрый. У нас был паровоз Муха. Он был самый такой толстый, здоровый товарищ, по фамилии Мухамедшин. Я с ним никогда не общался. Просто смотрел - Муха идет, ну и пусть себе идет. И вокруг него всегда крутился такой круг прихлебателей средней руки>.
Было и понятие <шестерки>. <Вообще такая страшная вещь иногда происходила. Вот салаги, от 10 до 13 лет, они тоже, как стая собак, представляли собой страшную силу. Это такие маленькие гопнички, воришки, которым нечего терять. Но, например, такая вот толпа могла напасть на какого-нибудь нашего сверстника, бывало и такое, и они его забивали просто как хотели, потому что ничего с ними не сделать, хоть замашись, они завалят любого, хоть Муху. И их могли по заказу натравить на кого-то>.
Предложенные нами качества, необходимые для лидера группировки, Сергей распределил следующим образом: 1) физическая сила; 2) умение разрешать конфликты, спра- ведливость; 3) связь с криминалом; 4) деловая хватка; 5) агрессивность.
Агрессивность была признана отрицательным качеством, потому что она <наоборот мешала, мешала как раз налаживать отношения и решать конфликты. Нужна скорее такая холодная рассудительность>.
О правомерности утверждения <каков лидер - такова и группа>: <Это идеальная модель, так должно быть. Если лидер сформировался естественным образом в этой группе, так оно и есть, если он не введен откуда-то искусственно>.
...
В группировке были участники, склонные к криминалу, но не все, и настрой на криминальность нельзя считать типичной для группы. То же касается и соседних группировок, в том числе <Тридцатки>. <У нас в группе всякие были. Были и конкретные воришки, а были просто те, кому нечего было делать, но они никогда не переступали черту. Да везде так, есть определенная часть криминализированная, потому что в идеале в группировку должны входить все молодые люди, группировка стремится к этому, но часть молодых людей с раннего детства криминализирована>.
Сергей отметил, что о связях группировки с криминальным миром ему неизвестно, если они и были, то только <на уровне паровоза; наверное, это было необходимо>. Сам <паровоз> не сидел, о вербовке группировщиков в серьезный криминал неизвестно. Впоследствии <в криминал ушли только самые активные, кто этого хотел, кто к этому стремился>.
<Из тех, кто активно и регулярно участвовали в жизни группировки, большая часть состояла на учете в детской комнате милиции. Просто после драки их отлавливали и потом отпускали. В этом никто из членов группировки не видел ничего страшного, это такое попутное... Сопутствующая норма. Многие это считали даже неким этапом жизненным: попасть в милицию, посидеть, романтика, были такие гор дые>.
Сергей склонен не считать отношения с милицией враждебными: <Вражда - это когда люди воспринимают друг друга на равных, а группировки состоят ведь из молодежи. Да, молодежь материт милицию, как только может. Понятие "мусора" появляется в это время, может раньше. Но в этом возрасте как-то еще никого не садят. То есть каждый про- ходит профилактическую работу в милицию и выходит с бравадой, что он отсидел, там, один, два, три дня. И что он теперь крутой, гораздо круче, чем был до этого>.
Милиция вела работу в школе, поскольку участники группировок были в основе своей школьники. <В нашей школе была очень суровая такая дама Валентина Ивановна Шутихина. Это была маленькая хрупкая женщина, а-ля Людмила Гурченко, но очень бойкая. Полностью соответствовала своей фамилии Шутихина, шутки у нее были такие, что валялись все.
Она была из детской комнаты милиции, знала всех в лицо, с каждым была знакома, со всеми его проблемами, ходила к ним в гости домой. И она действовала так, что она вникала в проблемы каждого, начиная с самых активных и отъявленных, и заканчивая теми, кто вообще туда попадал [случайно]. И позиция у нее была такова, что она болела за них. Понятно, что она была главной грозой всех местных авторитетов, но она была главным защитником. И к ней относились очень уважительно. Она была таким представителем власти, милиции на месте>.
5. Пацаны и <чужие>.
По оценке Сергея, неприязнь к кому-либо со стороны группировки, как правило, была обусловлена его личными качествами, а не принадлежностью его к какой-либо группе: <Если [только] у кого-то из членов группировки были какие-то личные счеты с кем-то конкретно, относящиеся не к этой группировке. А групповой неприязни не было, не припомню>. В частности, отсутствовала неприязнь по национальному признаку: <еще так вопрос не стоял, не было такого>.
Об отличниках: <Если ты нормальный адекватный отличник, к тебе тоже нормальное отношение, если ты не ботаник и не букварь. [Адекватный отличник это] тот, которому по барабану все эти оценки, это не является самоцелью, не является вообще главным в жизни. Главное в жизни - друзья и двор. Школа - это просто для нормальной деятельно- сти нервных клеток, поддерживать просто себя в готовности и всё. Чтобы идти в школу и не дрожали коленки как у некоторых, идешь и всё, и радуешься>. Впрочем, пацанов-отличников в школе практически не было: <Девочки были отличниками>.
О <ботаниках>: <Они живут своей жизнью, если они не мешают жить группировке, если они не надевают яркую фирменную одежду, то кому они нужны>. Если же ботаники одеваются модно, одежду могут отнять: <с ними, да, ведется работа>. <Ботаник должен быть, в первую очередь, не очень хорошо физически развит, это было сразу видно по его походке такой, по отрешенности взгляда, да и так как все учились в одной школе, все примерно знали, кто есть кто>.
Не было актуальным также понятие лоха: <Были какие-то отдельные недоумки, но лохов не знаю. Были отдельные уже люди, наши сверстники, ну, может, немного старше, немного тронувшиеся рассудком. Ну, один там Лева Порт- нов, его лев укусил в третьем классе, и он тронулся рассудком. В зоопарке он решил покормить, руку в клетку засу- нул, лев его и оттяпал. Но это не лох, это просто немножко неумный человек. Или там у нас Гера был, тоже имена-то такие, он был похож на Зверева, с такими же манерами, с таким же голосом. Его тоже воспринимали как человека, отдельного от всех>.
Не было противостояния с <неформалами>: <Получалось, что у нас неформалы и были частью группировки, потому что это сейчас как-то неформалы отличаются от простого криминального мейнстрима. А тогда - ну что такое неформал? Ну, тот, кто выкрасит волосы. Ну, оденет, там, косуху в заклепках. Это и есть самый благодатный контингент для группировки. В Центре, может быть, неформалы были другими. Там могли быть отморозки богатые, которые никак не подходили под группировочные стандарты. Такие безбашенные товарищи, которым в жизни всё давалось легко, и не заложилось стержня в голове>.
Гомосексуалистов в районе известно не было, и поэтому вопроса об отношении к ним не стояло. Впрочем, известно было о насилии гомосексуального характера: <Гомосексуалистов не было среди наших сверстников, могли быть только, наверное, постарше, которые сидели. А наши сверстники, ну да, они могли давать насильно в рот другим сверстникам более слабым или вообще маленьким детям, были и такие, насильно именно, но это еще не говорит об их ориентации, это говорит о том, что это просто отморозки сексуальные>.
О практике денежных поборов с <не-пацанов> Сергею неизвестно, но он, в принципе, не отрицает такой возможности: <Наверное, ботаники и были>.
Справедливо суждение, что пацан ищет конфликт преимущественно со сверстниками, но объясняется это так: <Ну, конечно, со старшими - это вообще нерационально искать конфликт - либо со своими, либо с младшими. С младшими конфликт - как повод для агрессивного вымогательства и прочего>.
Несмотря на сказанное выше, практиковались нападения на заведомо младших посторонних с целью отнять ценные вещи или деньги (<Конечно, все детские годы практиковалось> ). Нападали на улице, например, <если он один или если они двое, но они помладше, разница ведь огромная, даже если год разница. Это сразу видно>. Приемы разводки были <в основном прямые, без всяких там отхождений и увиливаний. Выворачивайте карманы и гоните всё, что есть>. Но при этом считалось <высшим пилотажем>, если жертва отдавала вещи или деньги сама. Ошибочным поведением для жертвы было следование указаниям нападающего: <Ну, жертва если идет и делает то, что ее просят, это уже ошибка, наверное. Даже если у тебя пустые карманы и тебя просят их вывернуть или просят тебя попрыгать (раньше же деньги в основном были металлические, и они действительно были деньгами, поэтому просили попрыгать). Но даже если у тебя пустые карманы, зачем прыгать? Что, заяц что ли?>
......
цитата:
Изначально написано Philipp Tomson:
что-то типа этойматериал был как шерстяное одеяло, с отворотом
сверху бомбошка, которую отрезалиобязательный зимний атрибут "бойца"
вот, точно.
у меня такая была. очень плотная, на одеяло похожая, как будто шерсть свалявшаяся. синяя была, с белым орнаментом, колючая слегка. но уже без бомбошки.
видел такие шапки у старших, тоже синие и красные еще.
мне от дядьки досталась шапка. я в ней гулял, в начале 90-х, никто снять не пытался))), наверно потому что я от дома далеко не уходил.
не знал что она таблеткой называлась, но знал что шибко модная она была в те времена.
зы: во, ответил не прочитав тему до конца, а тут фотка есть на этой странице. такая же была, один в один, только синяя и без бомбона.
бегать за район - самое то
цитата:ну и где вы видите короткостиженных? у всех зачесы модные, длинные
Изначально написано Philipp Tomson:
Ошмес, 89-й..
цитата:
Originally posted by Philipp Tomson:
Ошмес, 89-й..
цитата:
"Районы"
цитата:
Philipp Tomson
цитата:
Изначально написано скорпион4ик:
"Китайку" (район М.Горького, дома 152-164) забыл!
Серьёзная была "боевая единица" в 70-80гг.
Китайка??! Не слышал такую боевую единицу.Эти дома начали заселяться,насколько помню в конце 70-х,в начале 80-х?
цитата:
Originally posted by пенсионер11:
Китайка??! Не слышал такую боевую единицу.
цитата:
Изначально написано RoYAl:
В парке Кирова на танцплощадке Средняя с Металлургом дрались каждый раз после последней песни. В 82м последней песней была "Кис-кис мяу" а в 93м "Крутится волчок". Эти песни как команды были: пора драться.))
Но если приезжал Буммаш, обьединялись и отбивались бок о бок, и Средняя и Металлург. Буммаш приезжал обычно на трамвае 7го маршрута.)))
На просьбу описать, как можно задирать человека, Сергей привел такой диалог: <Ты чё тут ходишь?> - <А ты чё?> - <А ты чё?> И всё, и вперед. <А ты не чё!> Были люди, которые придирались наиболее красиво: <Да, просто есть в любом коллективе самые красноречивые, которые всегда найдут претензии к другим>. Таких людей не то, чтобы уважали, но <такой нужен был>.
Во время драки в начале строя находились самые силь ные: <Просто самые здоровые идут впереди и косят среднюю траву, а за ними уже те, кто поменьше>. Участвовали младшие по возрасту, если им позволяла физическая подготовка. А вот девушек в драке никогда не было: <Были желающие, но не участвовали>.
Сам Сергей участвовал в драках нечасто, <случайно>. Свои ощущения описал так: <непонимание общей тактики и ощущение такого хаоса, когда нужно отмахиваться и думать о себе>. Одна из таких драк произошла во время уже упоминавшейся ситуации, когда в школу на дискотеку пришла большая группа другой группировки. <Обычная дискотека, круг одной группировки, круг другой, вот как два мыльных пузыря - они давят, давят, давят друг друга, потом всё это лопается и перемешивается. Это была просто драка без системы. Конечно, были дискотеки, когда одна группировка знала, что там будет другая группировка, и шла на конфликт. Но здесь я не могу сказать, что это была запланированная акция, как это бывало, когда идет стенка на стенку. Причем в данном случае как раз я оказался на острие этого пузыря, когда спинами буквально давишь потенциальных противников, своей спиной чувству- ешь уже чужую спину, буквально наступают на ноги>.
Позже, когда Сергей уже учился в институте, он подвергся нападению. <Очень, очень пьяные представители одной из группировок городских, территориально ориентирующиеся на ближайшее кафе под названием "Ошмес", ходили и всех спрашивали, "Ошмес" уважают или нет? Они спрашивали попутно уже с первым ударом, просто все разбежались, а я решил не бежать. Били сильно, а когда я на ногах не устоял, просто прыгали на голове и всё. Сколько их было - я не разобрал, там темно было, все фонари были выключены. Посчитал я их потом, когда сознание потерял, сверху их всех увидел, да посчитал, что их было четверо>.
Ношение и использование холодного оружия не приветствовалось: <Даже если были ножи, то ножи какие-нибудь складенчики или с кнопочкой, не для использования в драках, а для самозащиты, на крайний случай>. Но иногда использовались кастеты и нунчаки. <"Нунчаки", мы их звали просто "чаки"... Это ж была эпоха первых видеосалонов, преобладали фильмы с Брюсом Ли, с Чаком Норисом, всех можно перечислить. И у Брюса Ли это было любимое ору- жие, наверное. Две такие тяжелые палочки склеенного дерева, сцепленные цепями. Бывало, что с ними ходили. Но с кастетами чаще>.
После драки принято обсуждать ее с товарищами, хвастаться. Причем это касается как победоносной драки, так и неудачной - <кто же знал, что она неудачная>.
8. Внешний вид.
На вопрос, было ли пацанам свойственно определенное щегольство, Сергей ответил: <Обязательно, занимались этим с утра до вечера>.
В качестве примера уличной одежды Сергей описал дресскод 1988 года.
<Интересный, кстати, был год, может, потому что он был високосный, может, потому что нам было по 14 лет. Тогда мы активно начинали танцевать - это был очень активный год в музыке. Я даже до сих пор могу его выделить; в поп-музыке - это отдельно стоящий год. Нам всё это казалось новым, казалось, что это мы познаем мир; многие поп-артисты сделали этот год таким плодотворным. В одежде тогда был вот какой комплект.
На ногах тогда обязательно должны были быть кроссовки "Adidas", других тогда особо и не было. "Adidas" могли быть либо замшевые с тремя полосками, в основном синие, редко красные, взять их можно было только по большому блату - достать через отдельных спортивных функционеров. Кто-то там рассказывал, что случайно купил в Москве, но я в эти сказки не верю. У меня был самый крутой друг Андрей, у него папа был глава спортивного комитета одного из районов, очень активный комсомольский, партийный деятель, у него были "адики на колесах". "Адики на колесах" - это такая разновидность: из натуральной кожи, синие кроссовки; ну, и на колесах, потому что у них была такая сложная подошва, и в передней и задней части у нее были выступы, похожие на колеса. Ну и эти кроссовки были выше; естественно, человек казался в них выше. "Адики" - это просто самая крутая обувь. Были, конечно, там, "Puma" всякие, но это было редкостью. В волейбольной сфере у нас совсем уже большой редкостью были "Asics Tiger", совсем уж кру- тые кроссовки, это была узкопрофессиональная обувь, купить и достать ее было невозможно, ее можно было только увидеть на фотографиях наших волейболистов сборной СССР. Увидеть их в жизни: Я увидел однажды у товарища из другой школы, у волейболиста, но ему дядя привез, у него дядя был один из лучших волейболистов мира в свое время, в сборной СССР, поэтому он мог себе позволить, в самом деле. Поэтому "Adidas" - это такой вариант, который из возможно доступных был самым крутым.
Джинсы. У них иерархия шла из глубины советских времен; понятно, нам казалось, что самыми крутыми были джинсы "Montana". Почему? Потому что у них была строчка из трех швов, вот они и самые крутые. Стоили-то они все одинаково - 100 рублей. Ну, "Montana", "Rifle", отличали мы их по форме шва на заднем кармане издалека. Джинсы - это было круто.
Кофты-олимпийки. Вообще, если у тебя есть эластиковый костюм, то ты в жизни чего-то достиг, и в этом костюме ты можешь ходить круглые сутки. Можешь ходить в школу, тебя там будут уважать; можешь одеть школьную форму и спортивную эластиковую кофточку. Тогда еще не было спортивной х/б-шной одежды, которая появилась позже, из натуральных материалов. Эластик был самым крутым вариантом.
Олимпийки были синие. Господи, с вариациями, потому что самый классический костюм ("Adidas") - это темно-синий костюм абсолютно без всяких там композиционных материалов, и три полоски на рукавах, с трилистником "Adidas". Если этого трилистника нет, а у тебя какая-то подобная кофта - да Господи, взяли вот трафарет и нарисовали тебе белой краской. Рисовали на любой другой кофте. У нас с Жорой это получалось очень хорошо. Причем, не только трилистник, мы еще буквы умудрялись вырезать на трафарете достаточно аккуратно, а это очень сложно.
Два года, с 88-го по 89-й, были широкие брюки. Широкие брюки - это если часть штанины вы складываете, то их половина окружности должна была быть 33-35 см. Вот это широкие брюки. Их шили на заказ, каждый шел и шил себе.
Шапочки - <петушки>, различались в зависимости от надписи. Но в целом по головным уборам это было уже не так принципиально - тогда, в 88-м году, появились кооперативы и бабушки делали шапочки абсолютно любые. Допустим, прошла Олимпиада в Калгари, появились шапочки с надписями "Canada", "Calgary", и это лет на пять растягивается, потому что бабушки - они хоть и способны реагировать быстро на конъюнктуру рынка, но, тем не менее, у них старые запасы, лекала лежат. То есть надписи не определяли крутизну. Ну, там, "Turbo" напишут - и в клеточку будет шапочка, ну еще что-нибудь, "Consul", "Adidas".
Я думаю, главный признак крутости был - это иметь предмет одежды, находящийся в рамках какого-то заданно- го параметра (вот, <петушок>, да), но с таким декором, что нет ни у кого. То есть пусть он не будет исписан всякими надписями, пусть он будет пустой, одноцветный, но на нем должна быть такая надпись, которой нет ни у кого. Вот это крутость! То есть вот эти лейблаки, вот это преклонение перед просто названиями. А что говорить, вот эта западная культура, маркетинговые дела - они четко создали из самих латинских литер целый дизайн. У нас в Советском Союзе этого не было, у нас писали как попало, у нас даже на супердорогих телевизорах и магнитофонах писали, черт-те знает как. Они думали, что чем кривее ты буквы напишешь, тем круче. Нашим дизайнерам было чужды вообще какие-то маркетинговые ходы. А западная маркетинговая стратегия - она сделала из литер латинских, из надписей элемент дизайна, который вплоть до конца 90-х владел умами всей молодежи, и готовы были носить одежду, куртку, футболку, штаны за одну надпись. Что угодно напиши, но напиши вот так вот, правильно>.
Были определенные стили ношения головных уборов:
<На глаза натягивали, да носили как по линеечке, чтобы горизонтальная ось глаз совпадала с осью прилегания шапочки к голове. Смотреть на мир-то было неудобно, но вот кто-то сказал, что так модно, и все так носили, неважно, что уши торчком. Мне кажется, что как раз так носили самые закомплексованные и забитые товарищи. Он прикидывался самым крутым, но если он носил так шапочку, то значит, вот эти комплексы в нем сидели. А тот, кому всё было по барабану, носил шапку так, как хотел. Носили на макушке шапку как дембеля свои фуражки. Те, кто носил так, скорее были менее закомплексованными, чем тот крутой, кто натянул свою шапку на глаза>.
<Самая крутая куртка - "аляска". Были чешские куртки - <собаки> так называемые; либо синего, либо черного цвета из жатой болоньи с поясом с металлической пряжкой. Почему <собаки>? Не знаю, может быть потому, что у них такой лев, чешский элемент герба, был похож на собаку. Кожаные куртки начали появляться. Поэтому я в 14 лет нашел папину кожаную куртку, перешил ее немножко и стал носить.
Одно время были популярны черные широкие штаны. Потом пирамиды всякие появились. Это джинсы - вверху широкие, а к низу узкие, они появились в 89-90-м годах. Потом появились кепки. Почему-то как раз такого элемента, очень гопнического, характерного для молодежи, которую мы привыкли видеть тогда в кино (то есть молодежи, которая была ровесниками нашим родителям, там было много кепок), в нашем возрасте не было. Они появились уже в 89- м, 90-м. И то они не заполнили, по-моему, все потребности рынка. Мне тогда хотелось иметь кепку, но не было.
Военизированную одежду - всегда носили, ее и в школьные годы носили, если получалось, но просто ее не было. Если кому-то, там, от родителей что-то перепадало, одевали.
Кирзовые сапоги я носил с класса третьего, мне нравилось. Мы ходили в школу юных летчиков, у нас там была своя форма. Это была просто разновидность школьной фор- мы, но с отличительными регалиями и прочие дела.
Принято было гулять в старой школьной форме. Отрезали при этом рукава. Это была очень удобная куртка, похо- жая на джинсовку. Если тебе купили новую школьную форму, то ты этим летом можешь носить старую, потому что в следующем ты из нее вырастешь. Это было очень практично. То есть, вот пиджак школьный - очень хорошая вещь, вполне, потому что у нас ничего другого-то подобного не было>.
Хорошую одежду нужно было уметь защитить: <Добровольно редко менялись, просто хорошие вещи отбирали и всё, под каким-нибудь предлогом. И если ты ходишь в кожаной куртке, ты должен за нее уметь постоять. Когда у меня появилась кожаная куртка, были попытки ее снять: сначала дипломатически, потом физически, как угодно. На улице это нормально, вполне. Потому что одежда - это предмет, отражающий иерархию улицы>.
В ходу были армейские ремни: <Ремни, да, солдатские, офицерские. Солдатский ремень - это вообще орудие в драке мощнейшее>. В качестве оружия использовались цепи:
<Цепи носили в кармане, да. Они большие настолько, чтобы поместится в грудной карман. Но это не для использования в драке, а для защиты. Для отмахивания от каких-то там случайных [нападений], ну для стычек>.
Шарфы носились по-особому: <Поверх куртки завязывали впереди, ворот как бы обвязывали и впереди завязывали>.
Популярны были телогрейки: <Фуфайки в полоску? Да, но это не было каким-то предметом культа>.
Были распространены прически: спортивная, ёжики, площадки, полубокс; длинных волос не носили.
Имидж <санитаров> не отличался от имиджа других группировок. Среди прочих выделялась имиджем уже упоминавшаяся группировка <Тридцатка>, использовавшая элементы нацистской эстетики: <У них всё как-то было похоже на нацистов. Прически, там, прилизанные назад>. Униформой <Тридцатки> были черные брюки и белая рубашка.
Не припомнив особых ритуалов, способов походки, движений, Сергей отметил рукопожатие как форму приветствия:
<Мальчики годам к тринадцати начинают здороваться за руку. Это такой период социальной адаптации, можно сказать. Люди учатся здороваться. А ведь это не просто так - подойти и поздороваться. К этому надо привыкнуть, через это надо перешагнуть - здороваться с незнакомым человеком, например. Поэтому в этот период каждое рукопожатие - оно что-то значит, это серьезный шаг. Потом к этому все привыкают, мы можем здороваться сколько угодно сейчас, даже если не придаем этому такого значения, какое придавали в юном возрасте>.
Как обычно, члены группировки называли друг друга по кличкам: <Клички были у всех, это обязательно. По именам, конечно, обращались, но клички были важнее>.
Каких-либо опознавательных знаков в одежде для драки не делалось, потому что все и так знали друг друга в лицо. Некоторые группировки изготовляли собственные значки. <У "Тридцатки" был значок три икса - скажем так, три римских десятки. Яркий значок такой, большой. У нас, у "санитаров", был красный крест>.
Отмечаются и следующие особенности поведения уличной молодежи: <Они всегда любят плевать, потому что много курят, и громко разговаривают, потому что если кто-то сказал что-то смешное, надо смеяться всем. Надо громко кашлять, потому что это в сознании у молодых и всегда простуженных гопников сидит, что чем громче он будет кашлять, тем сильнее он будет отпугивать от себя, как собака маленькая, всякую нечисть. Замечали, наверное, вот идут люди и кашляют как собаки, просто как собаки, широко открывая рот, - это инстинкт, собачий, дикий инстинкт. Не кашлять, в трубочку зажав кулачок, это же по-интеллигентски - я буду кашлять на весь двор. Причем они ведь не туберкулезники, а просто вечно простуженные, потому что постоянно стоят в тонких кроссовках слишком долго и шатаются по улицам долго, потому что нечего делать>.
Собственного стиля танцев не было. <Да, танцевали-то как, Господи, не сильно размахивая ногами и руками. Танцы тогда походили больше на хождение на одном месте. Движения были самые простые: ну, топтание на месте, ну, там, кручение руками, ну, перетоптывание ногами влево и вправо>. Принято было танцевать кругами, иногда кто-то выходил танцевать в круг. Круги образовывали совместно (и парни, и девушки): <Это такой возраст, когда все должны танцевать, всё должно быть вперемежку, а иначе нет никакого интереса танцевать. [С.Д.: И парни танцевали?] Да, конечно, обязательно. Там, эластиковые олимпийки, застегнутые доверху, черные брюки...>
В качестве особенности танцев того времени было названо исполнение на дискотеках брейка: <Но было модно, конечно, заниматься брейком, было такое, кто-то выходил, крутил брейк на полу. У нас в школе, но не только у нас, а в любом культурно-спортивном центре, были секции, мы занимались самбо. Самбо у нас вел учитель истории. А параллельно с самбо те, у кого получалась такая акробатическая часть восточных единоборств, крутили брейк без проблем. Поэтому они вносили разнообразие в танец. И можно было аплодировать подолгу, совещаться, и поэтому танец приобретал некую ритуальность. Смысл, глубокий, причем, очень смысл>.
....
цитата:
Изначально написано RoYAl:
Китайка(китайская стена) - длинная пятиэтажка вдоль КМ. Слышал про них что злые когда чужого у себя поймают, но в общегородских стычках они ничем себя не проявили. Может и не участвовали, поэтому.
Ааа,понятно,короли своего двора.Как в наше время таковыми считался Ошмес.Держали в страхе соседнюю фазанку,а дальше Сенной их не видели.
Даже танцплощадка похожа на нашу в парке Кирова.
цитата:
Originally posted by RoYAl:
Какой "Ошмес" в 89м году?? Не смешите. Там уж давно все под Шамилем ходили и на районы не делились. Салабоны какие-то сфоткались.))
цитата:
А хотите посмотреть как выглядели нормальные пацаны начала 80х, посмотрите фильм "Пацаны".
цитата:
Изначально написано Philipp Tomson:
причем здесь "Пацаны" ?в то время не было никаких "группировок"
цитата:
Originally posted by Philipp Tomson:
а вы лично знали всех кто за "Ошмес" бегал ?
цитата:
Originally posted by Philipp Tomson:
в то время не было никаких "группировок"
цитата:
Originally posted by beast71:
Знаменитое "ледовое побоище" было в 82-ом. Были группировки.
цитата:
Originally posted by RoYAl:
Нет не всех. Но "бегали" года до 85го. Когда я пришёл из армии в 87м, уже был Шамиль и под него подписавшиеся.
"C-R", кинотеатр "Россия"
vk
цитата:
Originally posted by Philipp Tomson:
это не группировки
В 82-ом мне было 11 лет, и хоть я и жил на Береговой, о "побоище" слышал лишь краем уха. Зато прекрасно помню о "страшилках" про "Ошмесовских". Дескать ходят и бьют всех тяжелыми цепями.))))
Понятие "группировки" появилось к середине 80-ых. Но это не значит, что их не было. Были и "ошмесовские" и "металлурговские" и "центровские".
цитата:
Originally posted by Philipp Tomson:
это не группировки
дрались район на район и в 50-х
цитата:
Originally posted by Philipp Tomson:
"Центр" в 86-87 только формироваться начал
цитата:
Originally posted by beast71:
Но это не значит, что их не было. Были и "ошмесовские" и "металлурговские" и "центровские".
цитата:
Originally posted by RoYAl:
Не смеши. Где ты берёшь этих салабонов?)) Быть центровскими и фоткаться "типа центровские" это два разных понятия. По ушам бы получила в своё время эта школота.)))
цитата:
Originally posted by RoYAl:
13 человек в группе.. Пипец группировка.)) Никого знакомых там не увидел. Это как каптёры и повара в армии. Типа служили.)))
цитата:
Originally posted by RoYAl:
13 человек в группе.. Пипец группировка.))
цитата:
Originally posted by Philipp Tomson:
может где-то были но никто их не зналнет такой информации, спрашивал у поколения постарше - никто не помнит такого, даже милиция)
Вот цитата из книги "Криминальные войны Ижевска". У меня есть подписанный автором экземпляр, его я знаю давно. Он бывший сотрудник милиции.[
"Зимой 82-го было дело. "Татарбазарские" составили коалицию со "строителем" и пешим ходом, по льду, двинули через Ижевский пруд. Бить "сотку". Представьте картину: около сотни гопников с палками, цепями и кастетами переходят с одного берега на другой и начинают "мочить" других гопников. Снег, кровь, мат!.. Куда там Михалкову с его "Цирюльником"! Были покалеченные. Когда примчались разнимать смутьянов "менты", то досталось и им. В Октябрьском РОВД по факту этой драки было возбуждено аж целых пять (!) уголовных дел... "
Называли их по другому, "шпаной", например. Сути это не меняет. Были формирования по районам. Качественно отличающиеся от поздних, но были.
цитата:
Originally posted by beast71:
У меня есть подписанный автором экземпляр, его я знаю давно. Он бывший сотрудник милиции.[
RoYAl утверждает что это "подшибатели школьников,работяг и алкашей по вечерам"
кому верить ?
цитата:
Originally posted by beast71:
Снег, кровь, мат!
цитата:
Originally posted by beast71:
Были покалеченные
цитата:
Originally posted by Philipp Tomson:
Иванов например пишет
цитата:
Изначально написано Philipp Tomson:
может где-то были но никто их не знал
нет такой информации, спрашивал у поколения постарше - никто не помнит такого, даже милиция)
Ботаники может и не знали. А вот милиция знала,кто есть кто.Думаешь,наши менты Калабин,Джабраилов и Полтора Ивана не знали что творится на участке?Ошибаешься.
цитата:
Originally posted by RoYAl:
Мне плевать кто что пишет.
цитата:
Изначально написано RoYAl:
Полтора Ивана вроде на буммаше был? Здоровый такой, очереди за водкой строил.)))
В наше время он в Строителе на танцплощадке гонял и своих и Татар-базарских. Может это один и тот же,не знаю.
цитата:
RoYAl
цитата:
Originally posted by марткат:
Саша,ты постарше,вот и не помнишь может некоторых
цитата:пенсионер - так ты то самый древний этот микрорайон заселили в начале 70х
Изначально написано пенсионер11:
Китайка??! Не слышал такую боевую единицу.Эти дома начали заселяться,насколько помню в конце 70-х,в начале 80-х?
"китайка" или "китайская стена" находилась в микрорайоне Горького х Кирова х Маркса х Бородина
многие из "китайцев" плавно переходили в "центра"... в конце 80х сильная команда была
цитата:неа! 9ти этажки по Горького 152, 154, 156, 162, 164
Изначально написано RoYAl:
Китайка(китайская стена) - длинная пятиэтажка вдоль КМ.
цитата:это реально центровские, 72-74 годырождения... фото сделано в 88-89 годах... на фото несколько моих одноклассников, которые "бегали за центр"
Изначально написано RoYAl:
Не смеши. Где ты берёшь этих салабонов?)) Быть центровскими и фоткаться "типа центровские" это два разных понятия
цитата:всю жизнь на "китайке" живу... переехали сюда в 1980, когда пошел в 1й класс, так до сих пор и живу на Горького
Изначально написано RoYAl:
Чукс, ты с какого годарайона?? Уж я-то точно знаю что такое китайка.))
цитата:это "сотка" была...
Изначально написано Ramoss:
По Родниковой выше кинотеатра Удмуртия три белых 5-этажных дома.
"китайской стеной" и на вараше дома зовут, но группировка молодежная, была именно на Горького - Маркса
Реально центровские перевелись тогда когда перестали биться район на район. Это в моём понятии. Братва местная она всегда была и будет, это не то.
Всё хочу перестать спорить а не могу, ностальгия блин..)))
цитата:
Изначально написано Chuksss:
пенсионер - так ты то самый древний этот микрорайон заселили в начале 70х"китайка" или "китайская стена" находилась в микрорайоне Горького х Кирова х Маркса х Бородина
многие из "китайцев" плавно переходили в "центра"... в конце 80х сильная команда была
Да да,правильно.Вспомнил доармейский "Сервис",4 14-ти этажки на площади конца 60-х.А вот китайцев не помню,центровских помню.
цитата:хоть и не "бегал", наша компания сама по себе была, но многие друзья были или "китайцами" или "центровскими"... тоже ностальжи - на фото многие одноклассы молоды и здоровы еще
Изначально написано RoYAl:
Всё хочу перестать спорить а не могу, ностальгия блин..))
RoYAl все верно описывает, так и было. И да, битва на льду пруда действительно не состоялась - менты перехватили пацанов. Отдельные стычки были вроде, но того грандиозного действа, которое планировалось, не случилось.
Да и тпкстртр valkiria дает жару: упорно борется с ветряными мельницами. Специально выделяет в тексте фразу про длинные волосы.
Фиг знает кто взял интервью фиг знает у кого - однако же полное доверие. А участники событий ей говорят - недоверчиво косит глазом.
Да и статья-то твоя ведь то же самое говорит, ты valkiria не видишь разве? Герой твой про конец 80-х говорит. Ну так хоть прочти мои посты что-ли...
Тьфу, мля! Воистину, "И в каком столетии не живи, никуда не денешься от ****" (с)
Я жил в "Сотке" в "Китайской стене" на Родниковой.Ходил еще в садики,где сейчас Налоговая и Суд.Я жил в то время расцветания этих группировок,был подростком и как ни попал в них, не понимаю.Наверное,родители уберегли.
цитата:
Изначально написано Per_Astra:
Да и тпкстртр valkiria дает жару: упорно борется с ветряными мельницами. Специально выделяет в тексте фразу про длинные волосы.
Фиг знает кто взял интервью фиг знает у кого - однако же полное доверие.
Так пишите свои воспоминания здесь, если что-то не устраивает. Период времени обозначен в шапке темы.
цитата:
Originally posted by Чувак с Долларами:
Стали какими-то успешными людьми благодаря группировкам?
цитата:
RoYAl
цитата:
Изначально написано Chuksss:
9ти этажки по Горького 152, 154, 156, 162, 164
цитата:
Изначально написано Ramoss:
В костюмах и кроссовках.))
цитата:
Изначально написано RoYAl:
Тонусе
А откуда кстати такой дурацкий афоризм ?
цитата:
Изначально написано RoYAl:
О мертвых плохо не говорят.
цитата:
Изначально написано RoYAl:
Младшего здесь, в Тонусе вальнули а старшего да, в Мск.
Для ОПГ нет не выполненных заказов.Старшего Гороха на Рублёвке прямо в постели достали.Судьба,судьба,даже охрана бессильна.
цитата:
Изначально написано пенсионер11:
Для ОПГ нет не выполненных заказов.