Политика

Путешествие в социализм. Куба 2013 и 2021. Рассказ с картинками )

steevie_g 19-04-2018 22:24

да, кончилась эпоха барбудос...
gerus 28-05-2018 16:31

Куба и Интернет... Два малосовместимых понятия.



В Варадеро, в отеле, покупали карточку на полчаса интернета. Стоимость её уже не помню.
Но никак не за "сущие копейки".
Страница с электронной почтой открывалась минут 10, не меньше.
Вспомнился наш модемно-телефонный интернет 15-20 летней давности )))

oe229614 28-05-2018 20:27

quote:
Originally posted by gerus:

Куба и Интернет...



ну так я посмотрел ролик, приведённый gerusом. Всё там пропитано удовольствием и сексом. А тут... секс только (в основном) с наместником и его командой, приводящий к моему удручающему обнищанию. Секс сильно извращённый и без намёка на удовлетворение.

Ах Куба! Эх, социализм.

NewsPR000 18-01-2019 14:16

На протяжении этого периода, несколько сотен кубинских евреев иммигрировали в Израиль, большая их часть осела на:.Hashomer Hatzair движения, ветвь которого активно действовала на Кубе. rustvcom.com
gerus 16-12-2021 01:47

Тему вверх. Сегодня-завтра выложу продолжение.
gerus 16-12-2021 22:08

Спустя почти 9 лет, в нынешнем декабре, вновь побывал на Кубе...
Я не претендую на серьёзный обзор о развитии этой станы и её экономики вцелом, но скажу главное - жизнь на Кубе постепенно меняется.
Какие изменения заметил за прошедшее время - об этом расскажу ниже.

Часть 1. Так называемая "Кубинская перестройка".

Так называют процесс обновления экономики сами кубинцы.
С гордостью и одновременно - тревогой и опасением.

Вкратце: разработка реформ началась еще в 2013 году, при Рауле Кастро и ускорилась с приходом к власти Мигеля Диас-Канеля, который в 2018-м сменил Рауля на посту Председателя Госсовета и Совета министров.
Но, тем не менее, брат знаменитого революционера Фиделя сохранил лидерство в правящей Коммунистической партии Кубы и до сих пор имеет большое влияние на жизнь страны.

Это подтверждали в общении со мной обычные кубинцы, а не только СМИ и Интернет.

В 2019 году вступила в действие новая Конституция страны.
Этому предшествовал всенародный референдум.
В этой связи хотел бы отметить, что в этой новой Конституции Кубы сохранилось упоминание о Коммунистической партии, типа: как об "основной направляющей силе общества".
Знакомо?

Дальше-больше: новая Конституция включила в себя понятие "частная собственность" как важный, хотя и дополнительный элемент экономики страны.
Кроме того, она назвала иностранный капитал важнейшей составляющей экономического развития и предоставила ему гарантии от экспроприации государством.
А вот это уже ПРОРЫВ для Кубы! )))

В начале нынешнего года кубинское правительство объявило об том, что разрешит частному бизнесу работать в большинстве секторов экономики страны.

Главные, пожалуй, изменения за последнее время: была разрешена приватизация жилья и его дальнейшая продажа. Ранее всё жильё принадлежало государству и невозможно было его продать.
Кроме того - сельскохозяйственным производителям разрешили выращивать ассортимент и количество своей продукции по своему усмотрению, а не только в качестве "госзаказа", как прежде.

В 2020 году на развитие экономики Кубы значительно повлияли два фактора - экономические последствия пандемии COVID-19 и санкции, введенные Соединенными Штатами при бывшем президенте Трампе.
В результате экономика страны сократилась более, чем на 10%, что стало худшим показателем за последние десятилетия и привело к нехватке основных товаров и большим очередям за ними.
С другой стороны, если в том же 2013г. средний ежемесячный доход кубинца был в районе $25-30, то сейчас поднялся в ДВА раза, т.е до 50-60.

Но тут не совсем корректно переводить эти суммы в наши рубли и сравнивать их доход с нашим.
Достаточно, например, сказать, что фрукты-овощи стоят там в разы дешевле наших. То есть - с голоду, как минимум, не помрёшь )))

Одним из секторов кубинской экономики, наиболее пострадавших от пандемии, явился ТУРИЗМ.
Именно в нем, в последние годы, в основном, сосредоточивался частный бизнес на острове: появились небольшие лавочки и рынки, торгующие незатейливой "сувениркой", тряпьём , изделиями из кожи и т.п., и с небольшим "криминалом" - незаконными валюными операциями в виде подпольного обмена местной валюты - песо на свободно-конвертируемую валюту (доллары и евро).
Причём, если официальный курс "песо национале" составляет примерно 1 евро = 25 песо, то мне удавалось менять и за 65 и даже за 75 песо за 1 ЕВРО. Курс доллара чуть пониже.
Но обмен валюты - это отдельная история... ))

Кстати, некоторая статистика по падению уровня туризма.
Из-за пандемии перестали ездить испанцы и англичане, коих в достатке видел в 2013г. Сократился турпоток из Канады, который раньше был велик. Зато больше стало ездить с Аргентины и Мексики.
Наиболее отчаяные приезжают и из Германии. Ну и из России, конечно
Наших традиционно немало, хоть и меньше, чем до пандемии.

Главная (обособленная) туристическая зона - Варадеро , находящаяся примерно в 170 км к востоку от от Гаваны, состоит из 50 с лишним отелей. В данное время действует лишь около 20, остальные - временно закрыты по причинам, упомянутым выше.
Но значительная часть из закрытых, спешно реконструируется или достраивается. Сам наблюдал. Видно, что власти надеются на наплыв туристов в перспективе.

На 1-ом снимке - Копия Капитолия в Гаване, где сейчас размещается музей, библиотека и работает часть правительства.
На 2-ом снимке: Бедность и роскошь рядом - самый дорогой отель в Гаване и типовой старый дом, в котором проживают обычные кубинцы.


gerus 18-12-2021 07:50

Часть 2. Жизнь простых людей.

Не могу сказать, что полностью владею данным вопросом, но вот что удалось самлму увидеть и узнать от русскоговорящего гида (учился ещё в СССР).
В стране происходит постепенная инфляция. Ряд товаров дорожает.
Но правительство по-прежнему снабжает население минимальным набором продуктов.
Выглядит это примерно так: в месяц по карточкам на семью из 4 человек выдают примерно 15-16 килограммов риса, 4 - круп, четыре десятка яиц, два литра растительного масла и килограмм соли. Иногда могут дать курицу, но за ней надо отстоять в длинной очереди.
Иногда ещё что-то перепадает.
На месяц, этого, конечно недостаточно. Но зато - очень дешево. Подобный "набор" продуктов обходится (в пересчёте на 1 человека) в стоимость одного коктейля "Дайкири" в гаванском баре Хемингуэя. То есть - примерно 180 песо.
На наши деньги - от 180 до 400 рублей (смотря где и как менять деньги).
Но это - гарантированный минимум для проживания.
В остальном - крутись, как хочешь. Работай. Покупай у местных спекулянтов или на рынках.
Это - твои проблемы.
За деньги всё можно достать, сами знаете.
Зато сахар, которого на Кубе традиционно много, не входит в перечень дефицита. Его много.

На Кубе очень хорошая медицина.
Но с лекарствами плохо. Государству не хватает средств, для того , чтобы закупать их в нужном ассортименте и количестве. Поэтому кубинцы пытаются достать их у туристов-иностранцев.

В Гаване, на экскурсии, к нам скромно подошли две женщины-дворника, подметавшие улицу и попросили объяснить назначение двух пачек лекарств, надписи на которых были на русском. Одна пачка оказалась - парацетамолом, другая - активированный уголь.
Через переводчика доходчиво объяснили

Челноки.
С недавних пор у кубинцев появилась возможность выезжать за пределы острова не только на заработки, но и с целью шопинга. Но эта возможность лимитирована. Не то 1 раз в год, не то два.
Ездят, чаще всего (вы не поверите!)... в Москву. За товарами.
Прям как наши челноки в 90-х в Турцию.
А куда им ещё ехать? В Латинскую Америку? Там такая же нищета.
В Китай? Проблема с визами, сейчас закрытая страна, да и очень далеко.
Что везут оттуда - не разбирался. Но порядка 35-40 % от пассажиров рейсов "Москва- Гавана" (и обратно) заполнены именно такими "челноками".
Вот такой вот "малый бизнес" начал у них процветать.
Собирают "в дорогу" подобных "челноков" с помощью родственников и друзей. Мало у кого есть самостоятельные средства на подобные путешествия...

На снимке: очередь у местного МФЦ за всякими справками, документами и т.п.

gerus 18-12-2021 17:22

Немного о Гаване.
Христофор Колумб открыл Кубу в свое первое путешествие, в 1492 году. Сама же нынешняя Гавана была основана ровно 500 лет назад, в 1519 г.

Гавана - весьма необычный, удивительный и красивый город, смешавший в себе далёкое прошлое и настоящее, причудливый испанский колониальный стиль и современные здания. Правда, последних не очень много.
Здания в центральной части, в основном, старые, 18-19 веков. Как минимум, половина из них не реставрирована, но потихоньку их обновляют.

Забавная табличка на заборе

"Осторожен! Берегись! Дяди Работают" (с).

Дяди, конечно работают. Но по кубино-испански, неторопясь.
А если помножить ешё и на негритянский коэффициент, то , скажем прямо = МЕДЛЕННО.
Таков местный менталитет. Возможно - таков и подход властей, не умеющей подстегнуть хорошей оплатой более быстрые темпы труда реставраторов-строителей.

Кстати, Россия тоже нехило потратилась на восстановление купола Капитолия в Гаване:
https://ria.ru/20180816/1526679311.html
https://tass.ru/obschestvo/6826799
Эта "гуманитарная помощь" вызвала, в своё время, ропот и недовольство в России, особенно - у отечественных реставраторов, годами ожидающих субсидии на реставрацию нашего культурного наследия...

На снимке: просто обычный ДОМ. Старый гаванский дом 19 века, где проживают обычные люди.
 

gerus 20-12-2021 20:59

Отдельно хотелось бы упомянуть транспорт.

1. Железнодорожный транспорт. Позволю вставить ютубовский ролик, в котором вкратце отражены новые реалии. Ролик 2-х летней давности.
Скажу только, что наши ж/д специалисты и сейчас работают там.



2. Автомобильный общественный транспорт.
Его очень не хватает и тут всё очень пёстро.
По Гаване курсирует небольшое количество довольно крупных автобусов, типа наших НЕФАЗов и др., но значительную часть составляют маршрутки на базе наших ГАЗелей.
Одна из них попалась на первом фото в предыдущем посте.
Общественного транспорта на Кубе очень не хватает и поэтому власти призывают граждан, имеющих личные автомобили, подвозить своих сограждан. Многие подсаживают голосующих, иногда - бесплатно, иногда - за очень небольшую плату.

К перевозке людей приспособили даже малоподходящие для этого грузовые машины : наши старенькие ЗИЛы, КАМАЗЫ, УРАЛы и др., ставя на них нештатные "самопальные" кунги, гораздо более крупные, чем делали это у нас.
https://ok.ru/video/522583344623

В результате получились забавные чудовища Это надо видеть вживую )))

gerus 20-12-2021 21:07

Легковой автотранспорт

Эту фотографию я сделал в Гаване. На ней как раз виден примерный расклад в процентном отношении:
25-30% ретроавто (до 1960г. рождения), около 30-35% советских автомобилей (больше всего ВАЗ 2106, 07 и Москвичей-2140) . Остальное - иномарки разной "свежести".
Пару-тройку лет назад была поставлена большая партия наших а/м "Веста", которые рнаботают, в основном, в такси.
Кстати, автомобильное топливо стоит порядка 1 доллара (плюс-минус от разновидности марки топлива) за литр.

Отдельно хочу остановиться на ретро автомобилях.
Их довольно много. 1920-х - 1950-х годов, в разном состоянии и разных моделей, в основном - американских.
Приведу в качестве примера приведу Ford Crestline 1952 года выпуска, на котором (в качестве пассажира на переднем сидении) пришлось поездить целый день (проехали около 370-380 км).






Машина, естесственно, реставрирована. Ручка переключения передач, как и положено - на руле. Переднее сиденье - сплошное, как на ГАЗ-21. Из родного в ней = кузов и весь обвес, часть салона - тоже родное (ручки стеклоподъемников и открывания дверей. Спидометр - тоже родной, остальное - либо новодел (типа руля) и прочий "колхоз-тюнинг"
Ну а что вы хотели? Машине без малого 70 лет!
Я спросил у водителя, откуда у него этот аппарат? Он ответил, что ещё от деда досталась.
Откуда дед взял эту машину - он не пояснил. Возможно, дедушка когда-то работал в местном ЧК и реквизировал имущество убежавших в Штаты буржуев )))
Двигатель и трансмиссия, конечно, уже не родные, а современные японские (то ли Исузу, то ли Дайхатсу, не помню точно).
Бежит она очень прилично, резво, ехать на ней весьма комфортно.
Для кубинцев, имеющих подобную технику, такая машина - просто КЛАД !
Настоящая кормилица (и поилица), с ней без работы и денег не останешься. Используется подобный транспорт для обслуживания туристов.
Стоимость подобного аппарата там около $30.000 / Целое состояние по тамошним меркам.Да и по российским - тоже немало.
И, конечно же, такую технику очень берегут.

По дорогам Кубы ехать очень интересно - встречаются автомобили разных стран и разных эпох.

gerus 21-12-2021 09:51

quote:
Умели раньше делать красивые машины. Не то что современное гавно.


Полностью согласен.
Красивые делали машины. Дизайн был на высоте.
Каждая модель - индивидуальна, со своими чертами, не то что нынешние типовые "мыльницы" )))

В день отъезда сфотографировал вот такое чудо: (первая машина - Ford Model A ? )

 

 

SAVL 20-12-2021 22:26

Умели раньше делать красивые машины. Не то что современное гавно.