С момента поступления номерных знаков ГАИ Литовской ССР не прошло и месяца, как откуда не возьмись возникли другие редкие номерные знаки Литовской ССР - первого стандарта после вхождения Республики в состав СССР. Номера реально появились из пустоты. Ничто не предвещало, как говорится. Передний номер такого типажа у меня был, задний поступил в коллекцию впервые. Что касается задних, то лет пять назад произошел такой случай. В Литве всплыла пара задних номеров, в свое время не установленных на транспортное средство. Время внесло свои коррективы - знаки стали ржавенькими, но при этом металл остался, насколько можно было понять, крепким - вода на них не текла, влажности на чердаке не было. Я попытался через друзей приобрести номер. Товарищ предварительно договаривался с владельцем, даже поехал из Вильнюса в Каунас, чтобы окончательно убедить его продать один из знаков. Но увы - к нему даже никто не вышел и трубки не взял. Он проездил вхолостую. Тогда это стало очень неприятным сюрпризом.
Но в октябре уже в России было найдено несколько комплектов таких номеров, я успел приобрести два. Они у нас на фото. Особенностью первых номеров СССР в Литовской ССР стала буквенная серия на латинице, в остальном номер полностью соответствует образцу 1936 г. Я не знаю, когда была начата выдача этих знаков. В Эстонии советские номера появились в апреле 1941 г. Думаю, что в Литве несколько ранее - ведь в 1941 г. их бы, наверное, изготавливали бы уже на мелких пластинах. А у нас знаки на крупных, характерных периоду еще до конца 1940 г. Но в любом случае, такой нечастый представитель номеров довоенного образца у нас теперь и в паре, и в хорошем для номеров такого типажа состоянии. Один комплект (88-00) я изначально брал для экспозиции знаков в музее "Автомобили мира" на Самокатной ул., но жизнь распорядилась по-другому. Уйдет для обменов.
Ну а сегодня в нашем собрании - частник Ростовской обл. на пластине со световозвращающей пленкой (такого исполнения в области ранее не было), еще один номер Дагестанской АССР и Приднестровья условно советского образца - первый новый тип с 2013 года и второй из пяти существовавших в основе "МП". Оба номера пришли по обмену. Приднестровский был найден в чермете (видимо, там же сгинул и передний из комплекта).
Что касается дагестанского номера, он закрыл окно из трех типов мотономеров обр. 1977 г., которых не было по РСФСР. Теперь тут остались номера Липецкой обл. (основы "ЛП", было несколько серий) и Горного Алтая (была одна серия "ГЛА"). Если брать разрез мотономеров обр. 1977 г., то в розыске среди незакрытых по типу еще приднестровский МПА, украинские номера Винницкой, Тернопольской, Черновицкой обл. и г. Киев. Есть еще, конечно, нюансы в основах. К примеру, тип Донецкой обл. закрыт в основе "ДО", но не закрыт в основе "ДЦ", где была единственная серия "ДЦА", но это отдельная тема.
Дагестанская АССР теперь представлена девятью типами, в розыске 8. Ситуация так себе, но по крайней мере за 2024 - 2025 гг. она приросла четырьмя типами. Самой проблемной остается Кабардино-Балкария с 11 незакрытыми типами, причем с 2014 г. мне удалось найти только мотономер 1958 г. в прошлом году.
Но на этом спонтанном подведении итогов останавливаться рано. На фото еще два номера - современный тип Таджикистана (был только раннего стандарта), и последний тип казахстанского нерезидента, отличающийся QR-кодом и не видимым сейчас изображением орла на пластине. Знаки пришли по обмену, за который я благодарю коллегу по увлечению! Еще он подарил рамочку от номера с всем известным ник-неймом. Ведь кто-то думал обо мне, когда называл китайские автомобили. )))
Спасибо причастным за обмены и подарки! В следующий раз будем благодарить еще одного человека, и это произойдет уже через несколько дней, а не через неделю.
Большинство знаков не имеют никакой ценности, я не стал их выставлять. Это немецкие транзиты, разные номера из Франции, Англии и т.п., которых у меня достаточно. Но было там и несколько интересных номеров. Мы договорились о покупке. Так что все было просто и банально. Но вот не все номера в подборке настолько просты. В частности, очень мне понравился алжирский номерной знак в литом исполнении. Алжирские номера у меня в коллекции были, причем из четырех - три разных вида дипломатических номеров. Теперь к ним присоединился еще один дипломат, но более раннего производства. Ориентировочно это 70-е годы ХХ в. Номер явно приехал с автомобилем. Собственно, если бы этого номера не было, я может и не сподобился бы всё это покупать. Однако, как оказалось, я сначала получил фото не всех номеров. Там выявились еще три номера, которые повысили интерес к покупке. Отыскалась там пара кипрских дипломатических номеров из пластика. Аналог у меня был, но на алюминиевой пластине, так что собрание Кипра тоже расширилось. Один номер пойдет в обмен. Английский номер в коллекции был в состоянии похуже. Номер такси серии "МР" более интересен, чем имевшийся до этого. Ну и под конец - знак говорящей серии "чМО" в отличном сохране. Специально я его не искал, но теперь, раз уж он ко мне попал, останется в коллекции. Кстати, не так давно с номерами из Мурманска пришел ко мне знак такого же типа серии "жМУ". Только благодаря комментарию одного из читателей я обнаружил его "говорящую" серию. Так как меняться особо не с кем, то оставлю такие номера себе - может быть еще раз соберется подборка. Я как-то выкладывал лет 10 назад фразу "Бек. Рою ход низ под ДПС. Али", составленную из мотоциклетных и автономеров этих серий. Может быть что-то еще изобразим в том же духе.
В следующий раз встретимся дней через 10. Но я уже знаю, что буду показывать.