Коллекционирование

Коллекционирование номерных знаков

tank-21 29-10-2025 18:21

Итак, мы наконец, добрались до вишенки на торте того прихода, что был показан 18 октября. Там были, в основном, номера из Эстонии. Но вместе с этим пришло и два номера из Литвы. Однако, "мал золотник, но дорог", - они достойны отдельной публикации. Тем более у нас через пару недель День сотрудников правоохранительных органов, в преддверии которого мы и поговорим про милицейские номера.

Непонятно когда в Литовской ССР возник этот тип номеров, но в середине 70-х он точно был. Для того, чтобы найти норматив, следовало бы съездить в Вильнюс. Может быть, там в пыльных папках архивных документов МВД Литовской ССР и нашлось бы что-то насчет этого интересного в советской практике типажа. Но в Вильнюс я за этим не поеду, да и границу пересекать сейчас сложно. Хотя посещая Вильнюс проездом в 2008 г., я хотел сюда приехать на неделю - я был в Риге много раз, в Таллине тоже раза два. Но в Вильнюсе надолго не задержался. А ведь во времена СССР по улицам городов Литвы ездили автомобили ГАИ с особыми номерами. Было их пять подвидов, и сегодня я закрыл всю эту линейку.
Эти номера объединяет красный фон и надпись VAI-ГАИ с порядковыми цифрами от двух до четырех. Номера производились на месте, обычно просто рисовались краской. Сначала их размеры соответствовали знакам 1958 г., после появления номеров обр. 1977 г. - увеличились. Последних было два вида - автомобильный длиной 520 мм и мотоциклетный длиной 288 мм. У меня они имелись давно.
Номеров в типоразмере 1958 г. было три, ведь передний и задний автономера на легковых автомобилях тогда отличались. Задний и мотоциклетный я нашел, а вот передний автомобильный не удавалось приобрести довольно долго, хотя эти номера проходили мимо неоднократно. Но если бы я купил тогда, то вряд ли бы смог купить сегодняшний - ведь тогда бы я остановил свои поиски. Я же продолжал и наткнулся вот на такой интересный экземпляр. Он литой, толщина пластины миллиметров пять, а с отлитыми вместе с телом цифрами - больше сантиметра. Я впервые такое встречаю. Теперь третий тип обр. 1958 г. у меня закрыт. Ура!
Когда приближался распад Союза, с номеров исчезла надпись "ГАИ". Такие номера иногда имели и название города. Автомобильный знак такого типа в коллекции представлен. А вот мотоциклетный поступил впервые. Причем по нему видно, что прожил он долгую жизнь. Во-первых, он в размер номеров 1958 г., т.е. стоял на каком-то старом мотоцикле, а потому и сохранился. Или перевешивался с одного на другой? Во-вторых, видно, что три раза на пластине были нанесены обозначения "VAI-ГАИ", и только в последний раз номер остался без надписи "ГАИ". Получается, теперь надо такой и в размер позднего мотономера искать... Задача, ведь мотоциклетные номера в этом типаже куда реже автомобильных.
Интересно, что этот по крайней мере автомобильный тип номерных знаков перешел и в ранние номера Литовской Республики. Мне присылали фото такого номера, имевшего и эмблему, и надпись на литовском, уже не помню какую, и конечно, порядковый номер. Но продавать отказались, а потом контакт прервался.

В следующий раз начнем разбирать номера, поступившие от одного хорошего человека, вернувшегося из загранкомандировки, и не забывавшего там о моей коллекции.

tank-21 01-11-2025 20:12

В прошлый раз я упоминал про свои поездки в Ригу. Там я и познакомился с Андреем. Он работал в нашем посольстве водителем, а еще жил в Подмосковье и восстанавливал в свободное время "Мерседес" середины 60-х. Андрей узнал о моем увлечении от другого моего друга, тоже сотрудника посольства и горячо откликнулся на него: я получил в коллекцию подарок в виде нескольких болгарских номеров, привезенных Андреем из предыдущей загранкомандировки. Они и сейчас у меня. После Латвии Андрей поехал работать в Польшу. Связь с ним не прерывалась - мы периодически контактировали. И там Андрей приложил усилия к расширению моей коллекции, подготовив для неё несколько местных знаков.
В то же время его сын Александр тоже решил, что негоже стенам гаража оставаться пустыми и надо бы завесить их разными номерами. Несколько лет проводилась эта работа, и вот наступил 2025 г. Андрей вернулся из Польши, не забыв о моем увлечении, и пригласил меня забрать номера. Вместе с этим я получил фото значительно разросшейся коллекции в Подмосковье, и там увидел как номера, оставшиеся из болгарской командировки, которые представляли интерес, так и найденные Александром на черметах советские. Мне было предложено забрать всё, что я пожелаю. А желать было что. Давайте же посмотрим на первую чать этих подарков, всего их будет три.

Польский раздел представлен номерами разных стандартов. В основном тут номера обр. 1975 г. Черный с белыми символами - регулярный номер из Варшавы. С желтыми - выездной транзит. Такие номера были, но они отличаются исполнениями, и я сравню имеющиеся с новыми. Ниже три знака дипломатических автомобилей нашего посольства. Это номера прежнего образца. Сейчас используются новые, на которых шесть цифр. Знаки на фото изготовлены как из стали, так и из алюминия. Алюминиевый Андрей мне уже дарил, а вот стального не было. Так что пара номеров дипломатов и транзит пойдут в обмен.
Ну и регулярные знаки с евро-полосой. Польша использует следующую тактику. Буквенная серия означает место выдачи. Тут у нас, как я понимаю, номера Варшавы. Потом идут пять символов - сначала это цифры, потом цифры и одна буква и так далее. По мере исчерпания, мы придем к ситуации, когда букв может быть вообще пять. Но пока, насколько знаю, происходит комбинирование буквы на третьей позиции, а цифры остаются на четвертой. В принципе, не настолько мне это важно, чтобы во всём этом разбираться.
В общем, расширились как коллекция, так и обменный фонд, а я еще раз поблагодарю Андрея и Александра. В следующий раз покажу подаренные ребятами советские номера, там будет один довольно интересный.

tank-21 05-11-2025 17:11

Продолжаем рассказ о номерах, за которыми я как-то в воскресенье ездил в Подмосковье и собирал разные артефакты со стен гаража и беседки. Тут уже развернулся Александр, и надо отдать должное и поблагодарить его как за то, что он буквально спас разные номера, находя их на окрестных черметах, так и за то, что не колеблясь предложил мне взять всё, что интересно. А интересное было - и как видит читатель на фотографии, черный номерной знак имеет какие-то нехарактерные буквы серии.

В середине 60-х было принято решение изготовить особые номерные знаки для автомобилей советских граждан, совершавших зарубежные автомобильные поездки. Действовавшей тогда Женевской конвенцией 1949 года уже было предусмотрено, что буквы на номере при их наличии должны быть латинского алфавита. Такая же норма потом перейдет и в положения Венской (1968 г.) Конвенции об автодвижении. А стандарт 1958 г., конечно же, применял кириллические серии и основы во многих регионах СССР. Поэтому было решено для таких случаев выделить особые сменные номера серий, совпадавших с латинскими буквами. Их присваивали на время поездки, а вернувшись, человек обменивал номер на свой прежний знак, оставляемый на хранении. В Москве серией для выезда за рубеж стала "АВТ", в Московской обл. - "АВО". Были эти номера в каждом административно-территориальном образовании СССР. Таких номеров было немного - обычно запаса в 200 - 500 шт. хватало с лихвой. Но кое-где, в крупных местностях, требовалось больше знаков, несмотря на то, что обычно пригодные выдавались по нескольку раз. В Москве, как мы видим по цифрам на номере, число знаков превысило две тысячи. Для меня, как человека, не только собирающего номера, но и изучающего их историю, важно понять эту цифру и вместе с номером получить дополнительные знания.
Московского номера выездной серии у меня не было, и большое спасибо Александру за то, что выкопал его на чермете, не дав уйти в небытие. А потом подарил мне.
Другие номера на фото - московские и подмосковные обр. 1977 г. для частников. Какие-то улучшат состояние своих основ в коллекции, два пойдут на обмен. В очередной раз поблагодарю своих товарищей за отзывчивость и то, что помнили обо мне! И ведь это еще не все полученные номера. Третью, последнюю часть мы посмотрим в следующий раз.

tank-21 08-11-2025 20:07

Итак, сегодня закончим с номерами, полученными в подарок. На самом деле я тоже приехал к ребятам не с пустыми руками. Я привез номера разных стран, разных цветов и типов, чтобы не оставлять пробелов на досках притолоки беседки, куда довольно много их перекочевало когда-то из гаража. Но снова поблагодарю Андрея и Александра за отзывчивость и предложение, от которого невозможно было оказаться.

Были на этих досках и другие номера. Часть сохранилась из прежней загранпоездки в Болгарию, часть была найдена в черметах. Вот что я еще увёз. Сверху - номер США штата Мичиган, последний стикер техосмотра на нем датируется 2004 годом. Вероятно, приехал сюда с каким-то автомобилем. Под ним номер, который ребята не смогли идентифицировать - еще одна интересная находка из черметов. Но мы более знающие, поэтому однозначно можно утверждать, что перед нами дипломатический номер из Индии советского посольства. Эту версию подтвердил и коллега, целенаправленно коллекционирующий дипломатические номера. Интересно, что номер в точности американского размера. Три номера ниже - из Болгарии. Чёрный - стандарта 1960 г. Тогда была начата выдача вот таких тяжелых эмалированных номеров, чем-то похожих на советские. Сначала шла серия региона. Перед нами А - дополнительная серия Софии. После этого сначала шло четыре цифры, а по их исчерпании впереди ставили еще одну букву - сменную, и только потом затем четыре цифры. Интересно, что букв региональной привязки могло быть до трех. В этом случае оставшиеся выполнялись мелким шрифтом., а значит, что болгарский номер обр. 1960 г. мог иметь аж четыре буквы и четыре цифры. Я в детстве был в Болгарии дважды, в 1983 и 1985 г. Мы много путешествовали на автомобиле наших друзей, которые и пригласили нас. Они жили в столице - Софии, имели дачу на берегу Черного моря в Варне, куда мы и ездили, попутно заезжая в разные города страны. И я вдоволь понаблюдал за разными номерными знаками НРБ. Черный фон имели знаки частников. Белый - государственных предприятий. Как сейчас помню, служебная "Волга" друга моего отца имела номер С-27-30 на белом фоне, а его личный уже не новый "Москвич-408" имел обычный номер с двумя буквами первой софийской основы "С". Основа "А", видимо, появилась не так давно, номеров с ней помню как-то поменьше.
Знак с двумя буквами в коллекции был, а увидев номер с одной, я тоже попросил его. Номера Болгарии как-то мне близки. Не сказать, чтобы я целенаправленно собираю их, но когда такой номер появляется в коллекции, я радуюсь. Также я радовался и двум другим номерам на голубом и красном фоне. Их в коллекции не было. Дело в том, что в 1986 г. произошла номерная реформа. Старые белые и черные знаки сменились белыми и желтыми на пластинах длиной 520 мм. Вместе с этим поменялись и номера для иностранцев. Как и в СССР, теперь для них использовалось два разных фона. Голубой - для нерезидентов, красный - дипломатические номера.
Голубой номер у меня в коллекции был - но это был знак обр. 1992 г., когда серии стали делать только с буквами, совпадавшими с латиницей, а между символами пропали дефисы. Оба наших знака - еще периода НРБ когда дефисы на них были.
На этом я в очередной раз поблагодарю моих товарищей, пожелаю им успехов в делах, в восстановлении ретро-автомобилей и вообще. А в следующий раз покажу не менее интересные номера.

tank-21 13-11-2025 08:04

Закон парных чисел. Я говорю о нем довольно часто. Вот как описывает его суть Интернет: "Закон отражает совпадения редких событий, за которыми стоит или чистая случайность, или закономерность неустановленного универсального принципа случайной связи. Вероятность повторения события прямо пропорциональна времени, прошедшему с момента первого события. Чем меньше времени прошло между первым и вторым похожим случаем, тем более убедителен закон". Давайте посмотрим, как он претворяется вновь и вновь в нашей коллекции номерных знаков.

С момента поступления номерных знаков ГАИ Литовской ССР не прошло и месяца, как откуда не возьмись возникли другие редкие номерные знаки Литовской ССР - первого стандарта после вхождения Республики в состав СССР. Номера реально появились из пустоты. Ничто не предвещало, как говорится. Передний номер такого типажа у меня был, задний поступил в коллекцию впервые. Что касается задних, то лет пять назад произошел такой случай. В Литве всплыла пара задних номеров, в свое время не установленных на транспортное средство. Время внесло свои коррективы - знаки стали ржавенькими, но при этом металл остался, насколько можно было понять, крепким - вода на них не текла, влажности на чердаке не было. Я попытался через друзей приобрести номер. Товарищ предварительно договаривался с владельцем, даже поехал из Вильнюса в Каунас, чтобы окончательно убедить его продать один из знаков. Но увы - к нему даже никто не вышел и трубки не взял. Он проездил вхолостую. Тогда это стало очень неприятным сюрпризом.
Но в октябре уже в России было найдено несколько комплектов таких номеров, я успел приобрести два. Они у нас на фото. Особенностью первых номеров СССР в Литовской ССР стала буквенная серия на латинице, в остальном номер полностью соответствует образцу 1936 г. Я не знаю, когда была начата выдача этих знаков. В Эстонии советские номера появились в апреле 1941 г. Думаю, что в Литве несколько ранее - ведь в 1941 г. их бы, наверное, изготавливали бы уже на мелких пластинах. А у нас знаки на крупных, характерных периоду еще до конца 1940 г. Но в любом случае, такой нечастый представитель номеров довоенного образца у нас теперь и в паре, и в хорошем для номеров такого типажа состоянии. Один комплект (88-00) я изначально брал для экспозиции знаков в музее "Автомобили мира" на Самокатной ул., но жизнь распорядилась по-другому. Уйдет для обменов.

tank-21 15-11-2025 21:32

Обычно сюрпризы случаются под Новый год. У нас еще месяц до него, но я сделал неожиданный сюрприз сам себе. Это не касается какого-то хорошего номера, но касается всех номеров в коллекции в целом.
Я давно веду статистику в виде таблицы с номерами в коллекции в виде таблицы в Экселе. При поступлении номера записываю его в соответствующие региону графу типов, отмечая, от кого и когда он поступил, в обмен на что или за сколько был куплен, а также описываю основные недостатки. Далее данные сводятся в боковых столбцах по количеству, на основе чего строится суммирование по республикам. Отдельно формируется статистика по типам и исполнениям номерных знаков, по иностранным номерам и т.д.
Вот в этой вроде бы стройной системе и были обнаружены недостатки. Как выяснилось, формула не считала номера, поступавшие в раздел республик Средней Азии, не включала номера неизвестной региональной принадлежности (в первую очередь - тракторные), а также вручную надо было вписывать число тракторных номеров ведомственной принадлежности. А я это делал не всегда. Также выявились небольшие расхождения с тем, что я забывал внести в левые столбцы сведения при появлении номеров в РСФСР и где-то еще. За несколько лет, что я не сверял данные, таких не подсчитанных номеров обнаружилось более сотни!
Дополняя сегодня коллекцию лишь тремя номерами, я фиксирую реальное наполнение. Номеров СССР без ведомственных тракторов сейчас 2490. Из них 1606 РСФСР, 396 - УССР, 129 - БССР, 17 с учетом сегодняшнего - Молдавии и Приднестровья, 146 - республик Советской Прибалтики. Остальное - номера республик Азиатской части СССР, которые я по типам не собираю. Ещё 129 номеров спецтехники ведомственной принадлежности. Итого номеров СССР - 2619. Цифры по иностранным оставались достоверными - их на сегодня 1040 штук. Остальные номера - СССР по типам, РФ, включая разные регионы, велосипедные, извозчиков, лодочные, прототипы СССР. Всего 4224 штуки, а не примерно 4120, как было до этой корректировки. С этих цифр мы теперь и продолжим. Хотя и тут не подсчитаны прототипы РФ периода последних изменений ГОСТа, а у меня их достаточно - явно больше 15 штук.

Ну а сегодня в нашем собрании - частник Ростовской обл. на пластине со световозвращающей пленкой (такого исполнения в области ранее не было), еще один номер Дагестанской АССР и Приднестровья условно советского образца - первый новый тип с 2013 года и второй из пяти существовавших в основе "МП". Оба номера пришли по обмену. Приднестровский был найден в чермете (видимо, там же сгинул и передний из комплекта).
Что касается дагестанского номера, он закрыл окно из трех типов мотономеров обр. 1977 г., которых не было по РСФСР. Теперь тут остались номера Липецкой обл. (основы "ЛП", было несколько серий) и Горного Алтая (была одна серия "ГЛА"). Если брать разрез мотономеров обр. 1977 г., то в розыске среди незакрытых по типу еще приднестровский МПА, украинские номера Винницкой, Тернопольской, Черновицкой обл. и г. Киев. Есть еще, конечно, нюансы в основах. К примеру, тип Донецкой обл. закрыт в основе "ДО", но не закрыт в основе "ДЦ", где была единственная серия "ДЦА", но это отдельная тема.
Дагестанская АССР теперь представлена девятью типами, в розыске 8. Ситуация так себе, но по крайней мере за 2024 - 2025 гг. она приросла четырьмя типами. Самой проблемной остается Кабардино-Балкария с 11 незакрытыми типами, причем с 2014 г. мне удалось найти только мотономер 1958 г. в прошлом году.
Но на этом спонтанном подведении итогов останавливаться рано. На фото еще два номера - современный тип Таджикистана (был только раннего стандарта), и последний тип казахстанского нерезидента, отличающийся QR-кодом и не видимым сейчас изображением орла на пластине. Знаки пришли по обмену, за который я благодарю коллегу по увлечению! Еще он подарил рамочку от номера с всем известным ник-неймом. Ведь кто-то думал обо мне, когда называл китайские автомобили. )))

Спасибо причастным за обмены и подарки! В следующий раз будем благодарить еще одного человека, и это произойдет уже через несколько дней, а не через неделю.

tank-21 19-11-2025 23:28

Нам снова благоволит удача, отчего мы пока встречаемся чаще. Но так будет недолго.
Сегодняшнее поступление номеров было инициировано, к сожалению, неприятным событием. Один мой коллега по увлечению ГАЗ-21 сообщил, что сносят гаражи, в которых стоит его автомобиль. В ходе сноса, как обычно бывает, всплыли детали для 21-х Волг, которые спас один из сторожей. Я спросил, а нету ли у него номеров? И оказалось, что имеется небольшая коллекция знаков и талонов техосмотра, с которой он не прочь был бы расстаться "за звонкую монету". Так с помощью знакомых мне в очередной раз удалось узнать о номерных знаках и пополнить коллекцию. Что бы я без вас делал, дорогие мои помощники!

Большинство знаков не имеют никакой ценности, я не стал их выставлять. Это немецкие транзиты, разные номера из Франции, Англии и т.п., которых у меня достаточно. Но было там и несколько интересных номеров. Мы договорились о покупке. Так что все было просто и банально. Но вот не все номера в подборке настолько просты. В частности, очень мне понравился алжирский номерной знак в литом исполнении. Алжирские номера у меня в коллекции были, причем из четырех - три разных вида дипломатических номеров. Теперь к ним присоединился еще один дипломат, но более раннего производства. Ориентировочно это 70-е годы ХХ в. Номер явно приехал с автомобилем. Собственно, если бы этого номера не было, я может и не сподобился бы всё это покупать. Однако, как оказалось, я сначала получил фото не всех номеров. Там выявились еще три номера, которые повысили интерес к покупке. Отыскалась там пара кипрских дипломатических номеров из пластика. Аналог у меня был, но на алюминиевой пластине, так что собрание Кипра тоже расширилось. Один номер пойдет в обмен. Английский номер в коллекции был в состоянии похуже. Номер такси серии "МР" более интересен, чем имевшийся до этого. Ну и под конец - знак говорящей серии "чМО" в отличном сохране. Специально я его не искал, но теперь, раз уж он ко мне попал, останется в коллекции. Кстати, не так давно с номерами из Мурманска пришел ко мне знак такого же типа серии "жМУ". Только благодаря комментарию одного из читателей я обнаружил его "говорящую" серию. Так как меняться особо не с кем, то оставлю такие номера себе - может быть еще раз соберется подборка. Я как-то выкладывал лет 10 назад фразу "Бек. Рою ход низ под ДПС. Али", составленную из мотоциклетных и автономеров этих серий. Может быть что-то еще изобразим в том же духе.
В следующий раз встретимся дней через 10. Но я уже знаю, что буду показывать.