Начнем с номера Омана, присланного из Узбекистана. Транзитный знак, второй из комплекта Нор мне уже дарил. Значит пойдет на обмен. Из Рязани от коллеги по увлечению пришли два номера - автоприцеп Тульской обл. ("ТУ") и трактор Саратовской ("СУ"). Такие типы были закрыты, появились лишь новые серии их.
Состоялся обмен с коллегой из Эстонии. Покажу пока часть номеров. Это тракторный номер Литовской ССР ("ЛН"), Эстонской ССР ("ЕХ") и автоприцеп Эстонской ССР ("ЭФ"). Интересно, что этой серии в справочниках номерных знаков нет. Видимо её закрепили и направили в Эстонию непосредственно перед развалом Союза. Эстония первой из республик бывшего СССР ввела у себя национальные номера - в конце 1991 г. Поэтому направлять туда выпущенные "ЕАТ" и "ЕАХ" уже не стали - эти номера осели в Москве и области.
Благодарю коллег за обмен и подарки! Хотя на нашем фото ничего особо интересного нет, в обмене с эстонским коллегой было кое-что еще существенное. Оставлю на следующие разы.
И снова у нас номера, за которые следует благодарить неравнодушных людей. Начнем с советского номера. Коллега по увлечению из Эстонии по имени Валерий вышел на меня, прочтя летнее сообщение о приходе в коллекцию номера из Марыйской обл. Туркменской ССР. Тогда я сетовал, что Туркмения слабо развивается, остается найти частников из Ташаузской ("ТЗ"), Чарджоуской ("ЧР") и Балканской ("БЛ") обл. А еще тогда я забыл упомянуть, что был выездной частник "ТР". Валерий сообщил, что готов поменяться со мной - частник с буквами "ЧР" на конце у него есть, а взамен ему нужен любой другой номер Туркменской ССР аналогичного типа в хорошем сохране. И тут я вспомнил, что лет семь назад откладывал по просьбе другого коллекционера ашхабадского частника вполне хорошего состояния. Отложил, завернув в газетку, и забыл. А коллега, как обычно происходит, пропал. Номер немедленно пошел в дело! Заодно договорились об обмене еще нескольких номеров СССР. Также Валерий любезно согласился отправить мне два номера, подготовленные товарищем из Латвии. Великолепно! О них еще успеем поговорить - то были весьма интересные номера.
Посылка шла долго, но пришла. И теперь частник Чарджоуской обл. в коллекции появился, сократив еще на один номер список белых частников, которые надо найти. Спасибо большое за обмен и помощь в пересылке номеров! В очередной раз отмечу: где найти номер из Чарджоу - ну конечно же в Таллине!
Параллельно неожиданно продвинулась тема с доставкой ещё двух туркменских номеров. Они давненько были найдены, но никак не получалось их привезти. Не буду тут расписывать детали, чтобы не подвести товарища, который согласился помочь с перевозкой. Это было непросто, но два новых типа современного Туркменистана - регулярный номер и номер автоприцепа, теперь ко мне попали. И ему спасибо! В общем, вот такой неплохой приход, в очередной раз подтверждающий закон парных чисел: приходы по Туркмении бывают редко, а тут в одну неделю поступили номера независимо друг от друга.
Теперь увидимся в субботу.
Давайте расскажу сначала о некоторых важных нюансах довоенных номеров, хотя в старых сообщениях читатель это может найти без проблем. Во второй половине 30-х в стране появились знаки с двумя буквами и четырьмя цифрами. Образец относится к 1936 г., когда был утвержден соответствующий приказ НКВД. Почему-то номера принимались не ГОСТом. Ввели их такого размера, отчасти, из-за плохо продуманного прежнего образца, у которого цифры были мелкими и плохо видны на удалении. Поэтому в 1936 г. передний номерной знак получил длину 585 мм - сравните с 520 мм у современного номера. Задние тоже были огромными лопухами. Ближе к 1940 - 1941 г. решили, что не надо этих здоровенных номеров и ввели следующий образец - по длине примерно 365 мм. Размер таковым остался и после войны в ГОСТе 1946 г. А размер заднего был таким же, как у желтых или черных советских номеров, если так понятнее. Собирались заменить все номера обр. 1936 г. маленькими, из-за войны не успели. Но производство их началось. Стало быть, на фото у нас представлено три номера 1936 г. и два предвоенного образца.
[IMG]https://k-a-i-f.ru/./assets/images/1251/Image-1 (12).jpg[/IMG]
Номера на фото собирались всё лето, а в октябре были переданы в столицу. Разная сохранность, и при этом разные регионы. Как ни странно, большинство пойдет в коллекцию - т.к. даже не то, чтобы таких серий в регионах не было, а и типов. К примеру, Ленинград, откуда передний автономер серии "ЛГ" в коллекции был представлен задним другой серии и передним "ЛЖ" на маленькой предвоенной пластине. Задний номер Карело-Финской АССР "ЛК" тоже в коллекции отсутствовал, но республика была представлена передним знаком обр. 1936 г. По программе-минимум мне достаточно и одного номера 1936 г. для региона. Номер "ЛК" на маленькой пластине, к сожалению, слишком уж плох. Это единственный полностью инвалидный номер. Я даже не хотел его на фото размещать, но потом подумал, что кому-то будет интересно сократить диапазон перехода на мелкие пластины, например.
Еще два номера - из Мурманской обл. Задний "МЮ" обр. 1936 г. пойдет в обмен. У него довольно редкий для этих номеров округлый шрифт. А предвоенного номера Мурманской обл. ("ЭД") у меня не было.
Еще прислали номер частника Мурманской обл. 1977 г., для обменов пригодится. А пока ставим три плюса в развитие типажей по программе-максимум для соответствующих регионов, и на этом умолкаем ненадолго.

Непонятно когда в Литовской ССР возник этот тип номеров, но в середине 70-х он точно был. Для того, чтобы найти норматив, следовало бы съездить в Вильнюс. Может быть, там в пыльных папках архивных документов МВД Литовской ССР и нашлось бы что-то насчет этого интересного в советской практике типажа. Но в Вильнюс я за этим не поеду, да и границу пересекать сейчас сложно. Хотя посещая Вильнюс проездом в 2008 г., я хотел сюда приехать на неделю - я был в Риге много раз, в Таллине тоже раза два. Но в Вильнюсе надолго не задержался. А ведь во времена СССР по улицам городов Литвы ездили автомобили ГАИ с особыми номерами. Было их пять подвидов, и сегодня я закрыл всю эту линейку.
Эти номера объединяет красный фон и надпись VAI-ГАИ с порядковыми цифрами от двух до четырех. Номера производились на месте, обычно просто рисовались краской. Сначала их размеры соответствовали знакам 1958 г., после появления номеров обр. 1977 г. - увеличились. Последних было два вида - автомобильный длиной 520 мм и мотоциклетный длиной 288 мм. У меня они имелись давно.
Номеров в типоразмере 1958 г. было три, ведь передний и задний автономера на легковых автомобилях тогда отличались. Задний и мотоциклетный я нашел, а вот передний автомобильный не удавалось приобрести довольно долго, хотя эти номера проходили мимо неоднократно. Но если бы я купил тогда, то вряд ли бы смог купить сегодняшний - ведь тогда бы я остановил свои поиски. Я же продолжал и наткнулся вот на такой интересный экземпляр. Он литой, толщина пластины миллиметров пять, а с отлитыми вместе с телом цифрами - больше сантиметра. Я впервые такое встречаю. Теперь третий тип обр. 1958 г. у меня закрыт. Ура!
Когда приближался распад Союза, с номеров исчезла надпись "ГАИ". Такие номера иногда имели и название города. Автомобильный знак такого типа в коллекции представлен. А вот мотоциклетный поступил впервые. Причем по нему видно, что прожил он долгую жизнь. Во-первых, он в размер номеров 1958 г., т.е. стоял на каком-то старом мотоцикле, а потому и сохранился. Или перевешивался с одного на другой? Во-вторых, видно, что три раза на пластине были нанесены обозначения "VAI-ГАИ", и только в последний раз номер остался без надписи "ГАИ". Получается, теперь надо такой и в размер позднего мотономера искать... Задача, ведь мотоциклетные номера в этом типаже куда реже автомобильных.
Интересно, что этот по крайней мере автомобильный тип номерных знаков перешел и в ранние номера Литовской Республики. Мне присылали фото такого номера, имевшего и эмблему, и надпись на литовском, уже не помню какую, и конечно, порядковый номер. Но продавать отказались, а потом контакт прервался.
В следующий раз начнем разбирать номера, поступившие от одного хорошего человека, вернувшегося из загранкомандировки, и не забывавшего там о моей коллекции.
Польский раздел представлен номерами разных стандартов. В основном тут номера обр. 1975 г. Черный с белыми символами - регулярный номер из Варшавы. С желтыми - выездной транзит. Такие номера были, но они отличаются исполнениями, и я сравню имеющиеся с новыми. Ниже три знака дипломатических автомобилей нашего посольства. Это номера прежнего образца. Сейчас используются новые, на которых шесть цифр. Знаки на фото изготовлены как из стали, так и из алюминия. Алюминиевый Андрей мне уже дарил, а вот стального не было. Так что пара номеров дипломатов и транзит пойдут в обмен.
Ну и регулярные знаки с евро-полосой. Польша использует следующую тактику. Буквенная серия означает место выдачи. Тут у нас, как я понимаю, номера Варшавы. Потом идут пять символов - сначала это цифры, потом цифры и одна буква и так далее. По мере исчерпания, мы придем к ситуации, когда букв может быть вообще пять. Но пока, насколько знаю, происходит комбинирование буквы на третьей позиции, а цифры остаются на четвертой. В принципе, не настолько мне это важно, чтобы во всём этом разбираться.
В общем, расширились как коллекция, так и обменный фонд, а я еще раз поблагодарю Андрея и Александра. В следующий раз покажу подаренные ребятами советские номера, там будет один довольно интересный.
В середине 60-х было принято решение изготовить особые номерные знаки для автомобилей советских граждан, совершавших зарубежные автомобильные поездки. Действовавшей тогда Женевской конвенцией 1949 года уже было предусмотрено, что буквы на номере при их наличии должны быть латинского алфавита. Такая же норма потом перейдет и в положения Венской (1968 г.) Конвенции об автодвижении. А стандарт 1958 г., конечно же, применял кириллические серии и основы во многих регионах СССР. Поэтому было решено для таких случаев выделить особые сменные номера серий, совпадавших с латинскими буквами. Их присваивали на время поездки, а вернувшись, человек обменивал номер на свой прежний знак, оставляемый на хранении. В Москве серией для выезда за рубеж стала "АВТ", в Московской обл. - "АВО". Были эти номера в каждом административно-территориальном образовании СССР. Таких номеров было немного - обычно запаса в 200 - 500 шт. хватало с лихвой. Но кое-где, в крупных местностях, требовалось больше знаков, несмотря на то, что обычно пригодные выдавались по нескольку раз. В Москве, как мы видим по цифрам на номере, число знаков превысило две тысячи. Для меня, как человека, не только собирающего номера, но и изучающего их историю, важно понять эту цифру и вместе с номером получить дополнительные знания.
Московского номера выездной серии у меня не было, и большое спасибо Александру за то, что выкопал его на чермете, не дав уйти в небытие. А потом подарил мне.
Другие номера на фото - московские и подмосковные обр. 1977 г. для частников. Какие-то улучшат состояние своих основ в коллекции, два пойдут на обмен. В очередной раз поблагодарю своих товарищей за отзывчивость и то, что помнили обо мне! И ведь это еще не все полученные номера. Третью, последнюю часть мы посмотрим в следующий раз.
Были на этих досках и другие номера. Часть сохранилась из прежней загранпоездки в Болгарию, часть была найдена в черметах. Вот что я еще увёз. Сверху - номер США штата Мичиган, последний стикер техосмотра на нем датируется 2004 годом. Вероятно, приехал сюда с каким-то автомобилем. Под ним номер, который ребята не смогли идентифицировать - еще одна интересная находка из черметов. Но мы более знающие, поэтому однозначно можно утверждать, что перед нами дипломатический номер из Индии советского посольства. Эту версию подтвердил и коллега, целенаправленно коллекционирующий дипломатические номера. Интересно, что номер в точности американского размера. Три номера ниже - из Болгарии. Чёрный - стандарта 1960 г. Тогда была начата выдача вот таких тяжелых эмалированных номеров, чем-то похожих на советские. Сначала шла серия региона. Перед нами А - дополнительная серия Софии. После этого сначала шло четыре цифры, а по их исчерпании впереди ставили еще одну букву - сменную, и только потом затем четыре цифры. Интересно, что букв региональной привязки могло быть до трех. В этом случае оставшиеся выполнялись мелким шрифтом., а значит, что болгарский номер обр. 1960 г. мог иметь аж четыре буквы и четыре цифры. Я в детстве был в Болгарии дважды, в 1983 и 1985 г. Мы много путешествовали на автомобиле наших друзей, которые и пригласили нас. Они жили в столице - Софии, имели дачу на берегу Черного моря в Варне, куда мы и ездили, попутно заезжая в разные города страны. И я вдоволь понаблюдал за разными номерными знаками НРБ. Черный фон имели знаки частников. Белый - государственных предприятий. Как сейчас помню, служебная "Волга" друга моего отца имела номер С-27-30 на белом фоне, а его личный уже не новый "Москвич-408" имел обычный номер с двумя буквами первой софийской основы "С". Основа "А", видимо, появилась не так давно, номеров с ней помню как-то поменьше.
Знак с двумя буквами в коллекции был, а увидев номер с одной, я тоже попросил его. Номера Болгарии как-то мне близки. Не сказать, чтобы я целенаправленно собираю их, но когда такой номер появляется в коллекции, я радуюсь. Также я радовался и двум другим номерам на голубом и красном фоне. Их в коллекции не было. Дело в том, что в 1986 г. произошла номерная реформа. Старые белые и черные знаки сменились белыми и желтыми на пластинах длиной 520 мм. Вместе с этим поменялись и номера для иностранцев. Как и в СССР, теперь для них использовалось два разных фона. Голубой - для нерезидентов, красный - дипломатические номера.
Голубой номер у меня в коллекции был - но это был знак обр. 1992 г., когда серии стали делать только с буквами, совпадавшими с латиницей, а между символами пропали дефисы. Оба наших знака - еще периода НРБ когда дефисы на них были.
На этом я в очередной раз поблагодарю моих товарищей, пожелаю им успехов в делах, в восстановлении ретро-автомобилей и вообще. А в следующий раз покажу не менее интересные номера.
С момента поступления номерных знаков ГАИ Литовской ССР не прошло и месяца, как откуда не возьмись возникли другие редкие номерные знаки Литовской ССР - первого стандарта после вхождения Республики в состав СССР. Номера реально появились из пустоты. Ничто не предвещало, как говорится. Передний номер такого типажа у меня был, задний поступил в коллекцию впервые. Что касается задних, то лет пять назад произошел такой случай. В Литве всплыла пара задних номеров, в свое время не установленных на транспортное средство. Время внесло свои коррективы - знаки стали ржавенькими, но при этом металл остался, насколько можно было понять, крепким - вода на них не текла, влажности на чердаке не было. Я попытался через друзей приобрести номер. Товарищ предварительно договаривался с владельцем, даже поехал из Вильнюса в Каунас, чтобы окончательно убедить его продать один из знаков. Но увы - к нему даже никто не вышел и трубки не взял. Он проездил вхолостую. Тогда это стало очень неприятным сюрпризом.
Но в октябре уже в России было найдено несколько комплектов таких номеров, я успел приобрести два. Они у нас на фото. Особенностью первых номеров СССР в Литовской ССР стала буквенная серия на латинице, в остальном номер полностью соответствует образцу 1936 г. Я не знаю, когда была начата выдача этих знаков. В Эстонии советские номера появились в апреле 1941 г. Думаю, что в Литве несколько ранее - ведь в 1941 г. их бы, наверное, изготавливали бы уже на мелких пластинах. А у нас знаки на крупных, характерных периоду еще до конца 1940 г. Но в любом случае, такой нечастый представитель номеров довоенного образца у нас теперь и в паре, и в хорошем для номеров такого типажа состоянии. Один комплект (88-00) я изначально брал для экспозиции знаков в музее "Автомобили мира" на Самокатной ул., но жизнь распорядилась по-другому. Уйдет для обменов.
Ну а сегодня в нашем собрании - частник Ростовской обл. на пластине со световозвращающей пленкой (такого исполнения в области ранее не было), еще один номер Дагестанской АССР и Приднестровья условно советского образца - первый новый тип с 2013 года и второй из пяти существовавших в основе "МП". Оба номера пришли по обмену. Приднестровский был найден в чермете (видимо, там же сгинул и передний из комплекта).
Что касается дагестанского номера, он закрыл окно из трех типов мотономеров обр. 1977 г., которых не было по РСФСР. Теперь тут остались номера Липецкой обл. (основы "ЛП", было несколько серий) и Горного Алтая (была одна серия "ГЛА"). Если брать разрез мотономеров обр. 1977 г., то в розыске среди незакрытых по типу еще приднестровский МПА, украинские номера Винницкой, Тернопольской, Черновицкой обл. и г. Киев. Есть еще, конечно, нюансы в основах. К примеру, тип Донецкой обл. закрыт в основе "ДО", но не закрыт в основе "ДЦ", где была единственная серия "ДЦА", но это отдельная тема.
Дагестанская АССР теперь представлена девятью типами, в розыске 8. Ситуация так себе, но по крайней мере за 2024 - 2025 гг. она приросла четырьмя типами. Самой проблемной остается Кабардино-Балкария с 11 незакрытыми типами, причем с 2014 г. мне удалось найти только мотономер 1958 г. в прошлом году.
Но на этом спонтанном подведении итогов останавливаться рано. На фото еще два номера - современный тип Таджикистана (был только раннего стандарта), и последний тип казахстанского нерезидента, отличающийся QR-кодом и не видимым сейчас изображением орла на пластине. Знаки пришли по обмену, за который я благодарю коллегу по увлечению! Еще он подарил рамочку от номера с всем известным ник-неймом. Ведь кто-то думал обо мне, когда называл китайские автомобили. )))
Спасибо причастным за обмены и подарки! В следующий раз будем благодарить еще одного человека, и это произойдет уже через несколько дней, а не через неделю.
Большинство знаков не имеют никакой ценности, я не стал их выставлять. Это немецкие транзиты, разные номера из Франции, Англии и т.п., которых у меня достаточно. Но было там и несколько интересных номеров. Мы договорились о покупке. Так что все было просто и банально. Но вот не все номера в подборке настолько просты. В частности, очень мне понравился алжирский номерной знак в литом исполнении. Алжирские номера у меня в коллекции были, причем из четырех - три разных вида дипломатических номеров. Теперь к ним присоединился еще один дипломат, но более раннего производства. Ориентировочно это 70-е годы ХХ в. Номер явно приехал с автомобилем. Собственно, если бы этого номера не было, я может и не сподобился бы всё это покупать. Однако, как оказалось, я сначала получил фото не всех номеров. Там выявились еще три номера, которые повысили интерес к покупке. Отыскалась там пара кипрских дипломатических номеров из пластика. Аналог у меня был, но на алюминиевой пластине, так что собрание Кипра тоже расширилось. Один номер пойдет в обмен. Английский номер в коллекции был в состоянии похуже. Номер такси серии "МР" более интересен, чем имевшийся до этого. Ну и под конец - знак говорящей серии "чМО" в отличном сохране. Специально я его не искал, но теперь, раз уж он ко мне попал, останется в коллекции. Кстати, не так давно с номерами из Мурманска пришел ко мне знак такого же типа серии "жМУ". Только благодаря комментарию одного из читателей я обнаружил его "говорящую" серию. Так как меняться особо не с кем, то оставлю такие номера себе - может быть еще раз соберется подборка. Я как-то выкладывал лет 10 назад фразу "Бек. Рою ход низ под ДПС. Али", составленную из мотоциклетных и автономеров этих серий. Может быть что-то еще изобразим в том же духе.
В следующий раз встретимся дней через 10. Но я уже знаю, что буду показывать.