Начну с подарка друга детства, который помнит о моём увлечении и притаранил комплект грузинских транзитов современного образца. Такой номер пойдет в расширение представленности Грузии. Спасибо, Александр!
Также один из давних знакомых поделился красивым и отличным по состоянию номером московской спецсерии "ММР". Такой номер был несколько хуже, но этот подарок уверенно займет своё место в ряду интересных знаков. Правда, число номеров от этого не поменялось. А вот два других номера вплотную подвели это число к юбилейному. Итак, один из коллег по цеху предложил на обмен частника из отдаленной и редкой Марыйской обл. Туркменской ССР. Любые советские номера из Туркмении считаются самыми сложными для добывания. И всегда удача пополнить коллекцию знаком оттуда. А этот регион в самой дали, в нём располагалась одна из крайних точек Советского Союза. Так что несмотря на семь существовавших в Марыйской обл. серий в типе 2 (частные автомобили) по ГОСТ 3207-77, номер можно считать достаточно редким. В Туркмении остается найти частника Чарджоуской ("ЧР") и Ташаузской ("ТЗ") обл., да и после переименования Красноводской обл. в Балканскую там, вероятно, успели появится номера своей основы ("БЛ"). Но тем не менее, половина Туркмении собрана. И это радует.
Номер 1946 г., хоть и из Москвы, но для меня может поспорить по важности с довольно редкими номерами. Дело в том, что серия "МЯ" выдавалась в Москве маршрутным автобусам. Специально я не искал бы такой номер, да и где его найти? Еще можно найти белые "МНА" и "МНН" (у меня нет одного заднего и одного переднего номера соответственно), а вот знаки для автобусов "ММА" и "ММН" обр. 1958 г. найти кажется почти невозможным. Что уж говорить про автобусную серию обр. 1946 г.? Но тем не менее, знаков заготовили больше, чем была потребность автобусных парков в них. И в 1957 г. невыданные номера пустили в раздачу на грузовики. Мой номер на "9" как раз из таких. Девятого автобусного парка в столице в те годы не было. А номера были. Более того, незадолго до получения номера удалось ознакомиться с некоторыми журналами поступления и распределения номерных знаков УГАИ Москвы, одним из которых был журнал 1957 г. Там я узнал, что сотня этих номеров "92" ушла для выдачи непосредственно в отделение регистрации ОГАИ г. Москвы. Интересно, каково было назначение грузовика, который регистрировался не в районной ГАИ, а непосредственно в городском отделе? Боюсь, этого мы не узнаем. Но мы знаем, что это был 2499-й номер в коллекции.
Каким будет 2500-й знак? Место пока вакантно...
Итак, юбилейным номерным знаком становится частник из Ферганы! Он опередил московского таксиста "ММТ" на день - два. Ферганская обл. была одной из крупнейших в Узбекской ССР, если брать разрез выданных номерных знаков. Если в Джизакской было выдано всего четыре частных серии, наименьшее число по Узбекистану, то в Ферганской их было 15 - примерно как в Самаркандской (16). Но при этом номеров частников Самаркандской обл. у меня было штуки две, да и другие виды имеются. Всё это, в основном, благодаря неравнодушному читателю из Самарканда по имени Нор. А номеров Ферганской обл. не было вовсе. Теперь этот пробел на карте Узбекистана заполнен. Остается найти номера Андижанской ("АН"), Бухарской ("БХ"), Наманганской ("НА"), Сырдарьинской ("СИ") и Хорезмской ("ХЗ") обл. Есть девять против пяти - уже неплохо, ведь пару лет назад их было всего шесть. Этот результат мог быть лучше еще на две области, но увы - по некоторым причинам номера прошли мимо. А еще один из этих "пробелов", по идее, можно было бы устранить номером, который уже приготовил Нор, но вот уже пару лет нет оказии для перевозки знака сюда. Номер одновременно закрыл новую основу в коллекции, но это вторично.
Кстати, ферганский номер еще и закрыл давний гешефт. Лет 8 - 10 назад мне предложили большую партию номеров, штук 50, по принципу "купите все, но дешево". Там было штук 30 тракторных номеров обр. 1977 г. Новосибирской обл. - наверное, разом закрылось бы серий 10, а то и 12 вместе с прицепными. Были и какие-то автомобильные номера, один из них - ферганский частник. Я промедлил, почти месяц не давая ответ. В итоге, номера ушли. Потом я долго об этом вспоминал, укоряя себя. Кстати, "белых" тракторных номеров Новосибирской обл. у меня до сих пор нет! Теперь хоть самая важная из тех утрат вернулась.
Вообще, юбилейным знаком предполагался московский таксист ("ММТ"). Номера такси в Москве были представлены тремя сериями. Я давно гонялся за "ММТ", уже имея номер серии "ММЛ", а лет восемь назад нашелся и самый редкий "МММ". С самым, по идее, частым номером тоже происходили странные метаморфозы. То всплыла при сносе гаражей битая такси, но надо было искать контакты владельца - ведь нельзя же просто взять и снять с неё номер. И вроде машину забрали целиком под восстановление, но следы её, однако, затерялись. Думаю, что её просто сдали в металл, настолько она была гнилой от длительного хранения и нелегкой жизни. То номера всплывали у коллег, но не получалось договориться об обмене. В итоге, номер был просто куплен на авито. Однако, пока он шел, был найден и забран ферганский частник - тоже неплохой вариант для юбилейного номера. А таксист открыл 26-ю сотню в коллекции.
Ещё на фото комплект номеров отличного сохрана из Свердловской обл., полученный в подарок от соратника по увлечению ГАЗ-21. Номера были подарены на развитие коллекции после покупки им этого автомобиля. Тоже очень ценно, спасибо!
Если говорить о ближайших перспективах, то уже летом есть вероятность достичь 4100 номеров в коллекции. Также не за горами достижение цифры в 1600 номеров РСФСР (сейчас их 1580). К концу года хотелось бы закрыть 400 номеров Украинской ССР при 300 типах (сейчас 395 шт. при 296 типах), но в связи со сложностями на этом направлении даже такие небольшие подвижки являются совершенно непрогнозируемыми. С номерами Белорусской ССР тоже есть шанс достичь 100 типов (сейчас их 94). Только вот большинство номеров уже не совсем распространённые. К примеру, мопед Витебской обл., последний необходимый, чтобы собрать всю линейку области, не попадается очень давно. Почти нет номеров БССР обр. 1946 г. Посчитал тут ради интереса число номеров Казахской ССР, которых я уже не собираю по типажам, а только по основам и белым частникам. Оказалось, что юбилей пролетел незамеченным. Сейчас их в коллекции 101 штука. В общем, работаем.
Начнем с иностранного номера. Бахрейн - не самая простая для добывания страна, а потому подарок в виде экспортного номера оттуда обрадовал - я даже бросил все свои дела и метнулся за номером в Москву. Когда-то я обменял номер Бахрейна у иностранного коллеги, но он предупреждал, что номер "неполноценный" - т.н. "сэмпл", изготовленный с отличиями от оригинала и не предназначенный для установки на автомобиль. Позднее пришло понимание, что такая продукция всё-таки не может представлять страну, и Бахрейн был вычеркнут из списка государств, номера которых в коллекции есть. Сейчас он возвращается - 174-я страна в коллекции.
Еще один интересный номер - тракторный Запорожской обл. Тут я не совсем понимаю важный нюанс. Дело в том, что номера этой серии отличаются своим шрифтом от номеров сельхозтехники Украинской ССР (можно сравнить шрифт с номером серии "шЕ", про который поговорим еще). Так вот, раньше я относил номера Запорожской обл. серии "ЗЖ" (у меня есть и трактор, и тракторный прицеп) к номерам независимой Украины обр. 1992 г. Но позднее выяснилось, что там была принята совсем другая кодировка буквенных серий, в которой "ЗЖ" не было места. Получается, это советский еще знак "переходного" периода - когда серии сохранились, а в шрифты начали вносить изменения. Я решил причислить оба таких номера к номерам Украинской ССР. Это, в свою очередь, закрыло номер тракторного прицепа в области, и в ней остается найти знак обр. 1936 г. и автономер 1946 г. Кстати, такие же пробелы и в представленности номеров Крымской и Черниговской обл., а в Херсонской нужно найти автоприцеп обр. 1958 г. и номер обр. 1936 г. Также 2 типов нет в Донецкой (автоприцеп и тракторный прицеп обр. 1977 г.) и Житомирской обл. (мопед и тракторный прицеп 1965 г.). Лучше всего из УССР представленность Харьковской обл., где нет лишь тракторного прицепа обр. 1977 г. Но давно уже продвижения по Украине нет. Впрочем, мы отвлеклись. Наш тракторный "ЗЖ" улучшил состояние номера в коллекции и одновременно расширил представленность исполнений своего типа номера СССР - т.к. я собираю и разные шрифты, когда они попадаются. Или я все же ошибаюсь, и эти номера "ЗЖ" нужно причислять к номерам уже независимой Украины?
Такое же расширение можно проиллюстрировать и номером серии "шЕ". Украинская буква "Е оборотная" появляется на советском, в остальном, номере. Его серия также не соответствует номераом обр. 1992 г. для сельхозтехники Украины. Да и были ли они вообще - большой вопрос, я не видел пока ни одного номера с сериями согласно распределению 1992 г. Скорее всего, на Украине продолжили выдавать советские номера, и довольно быстро пересмотрели стандарт, добавив на эти знаки пятую цифру. Тем не менее, номера чЕ и шЕ занимают свою интересную нишу. У меня такой номер уже есть в лучшем сохране, а номера на фото пойдет на обмен.
От коллеги на обмен вместе с "ЗЖ" пришел и прицепной номер обр. 1977 г. Грузинской ССР выездной серии "ЕС". Собрание Грузинской ССР не собирается специально, но когда номера республик Кавказа и Средней Азии появляются в зоне видимости, я иногда их обмениваю. В Грузии закрыт 8-й из 18 типов.
Подмосковный тракторный прицеп "МБ" был подарен коллегой по увлечению ГАЗ-21 на ночном пробеге "Рассвет-2025", который состоялся в первые выходные июля. Помимо эмоций, связанных с проездом 40 автомобилей по утренней Москве, когда движения почти и не было (пробег стартовал в 4:20 и завершился в 7:00), я получил и артефакт в коллекцию. Номер такой серии улучшился по состоянию, плюс это подарок - так что займет свое место в коллекции, за что спасибо его дарителю!
Одна из фотографий с пробега, а отчет коллеги, который и одарил меня номером, тут: www.drive2.ru/l/708741073169561263/ .
Ну а мы в ожидании посылок с номерами, где должна быть пара интересных знаков, о которых, даст бог, расскажу в следующие выходные.
Спецсерии были введены в конце 80-х, когда государство стремилось снизить затраты на содержание служебных легковых автомобилей. Экономика трещала по швам, нужно было снижать издержки. Число таких машин сократили на 40%, но это не коснулось автомобилей, оборудованных для каких-то особых целей - например учебных, инкассаторских, аварийных, медицинских. На них наносились особые цветографические схемы. Например, наша учебная ГАЗ-2412, как и все остальные учебные автомобили УПК, где я обучался на права, получила желтую полосу с надписью "учебный" на двери. Также для них ввели особые номера. Историю, как они появились, я опишу в книге. Спецсерии не успели выдать во всех регионах СССР. Во-первых, с поставкой номеров были перебои, во-вторых уже в 1990 был принят закон "О предприятиях и предпринимательской деятельности", согласно которому вмешательство во внутреннюю жизнь предприятий было признано незаконным, необходимость в спецсериях при приватизации отпала сама собой. Хотя номера по инерции выдавались в Москве даже в 1992 г.
Мне удалось найти контакты владельца замечательных ворот и связаться с ним. Номера он был не прочь продать. Оставалось решить технические вопросы, и это не заняло много времени. Также в той подборке был номер Гомельской обл. уже независимой Беларуси, советские частник и выездной гос "ОТЕ" - тоже довольно редкая птица, но у меня такой знак уже имелся. Пойдёт на обмен. В общем, я забрал всё и с нетерпением ждал прихода посылки. Сейчас эти номера уже на моём фото.
Теперь можно прервать почти десятилетнюю (!) паузу в наполнении номеров Белорусской ССР спецсериями. Первая, "МГС" (Могилевская обл.), появилась у меня году в 1994 - 1995. Ездил у нас по округе БМВ, вроде бы даже 6-й серии. Но потом внезапно мне притащили его номера. То ли в ДТП он попал, то ли продали на запчасти - тогда с переоформлением в России белорусских машин не было так легко, как сейчас. Прошло чуть больше 10 лет, и в феврале 2016 г. на металлоприемке был найден номер серии "ВТС" (Витебская обл.), а в сентябре того же года появился по обмену и брестский "БНС". И вот пауза еще почти на 10 лет. Теперь чаша весов склоняется в мою пользу - из семи спецсерий Белоруссии собрано четыре. Т.е. в процентах результат даже чуть лучше, чем в РСФСР, где из 35 серий собрано 18. По УССР результат хуже - есть лишь "КИС" и "ЗПС", а насчет "ПОС" имеются вопросы по оригинальности. То есть при случае я бы заменил номер оттуда и надеюсь найти номера Винницкой и Киевской обл. Якобы, спецсерии были и в Кировоградской обл., но ни одного фото до сих пор неизвестно. Что касается других республик европейской части СССР, то надо найти спецсерии Молдавии и Приднестровья. Из внезачетных есть алмаатинская "АТС" и грузинская "ГРС".
Собрание БССР в коллекции прибавило сегодня один тип, теперь их 95. Уже через неделю я закрою 96-й тип, двигаясь к юбилейным ста, но это будет уже совсем другая история:
Начну с номера из Якутии - знак задний автомобильный обр. 1958 г. основы ЯК пришел в отличном сохране. Если он не останется в коллекции, т.к. там место этого типа занято номером, комплектным с передним, и тоже в отличном состоянии, то наверняка порадует кого-то из коллег. А меня радует, что один из постоянных читателей из Якутска свёл меня со своим знакомым, у которого я приобрел пару номеров. Спасибо!
Также не пополнили собрание своего региона, но улучшили качество своих знаков два номера трактора и тракторного прицепа обр. 1977 г. (КМ) из Калмыкии. Приобрел у коллеги по увлечению, за что ему спасибо .Тем более, в Калмыкии новых номеров не было с 2020 г, а основной их костяк пришел вообще в 2016 - 2017 гг.
Приобрел два тракторных прицепа и в Беларуси. Что касается знака "МЖ", то эта серия распределялась по нескольким регионам, пока нельзя достоверно определить её закрепление, а вот со вторым "ГГ" - все понятно. Это номер Гродненской обл. Тракторного прицепа области не было, а потому число недостающих типов сокращается до 7, т.е. до "двойки" по пятибалльной системе. Чуть меньше половины. Самая пустая область БССР, к сожалению. Будем работать. Но сейчас число типов, закрытых по регионам Белорусской ССР благодаря приобретению у коллеги достигло 96. Глядишь, сто типов может и закроется в этом году?
Еще один тип номеров закрылся в Тульской обл. автоприцеп серии "ТИ" обр. 1958 г. пришел на обмен. Теперь в Тульской обл. не хватает лишь автономера обр. 1946 г. и тракторного обр. 1965 г. В РСФСР закрывается 1582-й номер по республике. Глядишь, и в этом году и этот юбилей сможем отметить.
Еще одна новость, которой могу поделиться, коллекции не касается, но касается истории ГАИ и самих номеров. Мало кто помнит, что в 1974 г. в структуре ГАИ были созданы впервые межрайонные регистрационно-экзаменационные подразделения (МРЭО). Весной было утверждено временное положение о них, работу они в разных регионах развернули к 1975 - 1976 гг. С тех пор именно МРЭО стали основным подразделением по регистрации автомобилей, т.к. в районных ГАИ с того момента регистраций стало куда меньше. Потом, к развалу Союза, пошла волна переименований - ОТОРы, МОТОРы, МОГТОРы, МОТОТРЭРы и прочие сложноговоримые аббревиатуры - чего только не придумывали в Москве. В регионах, кстати, могло быть проще - там МРЭО может быть где-то и остались аж с 1974 г. Но в столице полтора - два месяца назад было принято решение вернуть, так сказать, историческое название "МРЭО" этим органам ГАИ уже современной России. Думаю, отделы поменяют вывески уже в течение недели - двух. История движется по спирали, и мы вполне можем видеть эти "загогулины".
Попрощаюсь с Вами - получил пока лишь четыре номера, правда их и в таком размере не грех показать парами. Может быть, встретимся на той неделе, а если поступят предложения от читателей - то встретимся точно. Так что пишите!
Второй номер в подборке серии "ГГ" - военный для мотоциклов и малых транспортеров. Вещь сама по себе нечастая, а тут еще и изготовлен на ГОСТовском оборудовании. Такой знак и в крашенном, и в штампованном исполнении в коллекции был, но этот по ГОСТ тоже пригодится. Номер пришел по обмену, благодарю!
Третий номер прямо-таки аномальный. Он чуть меньше в размерах современных номеров, был выдан в Луганской (тогда Ворошиловградской) обл. УССР. Это т.н. "уборочный" номер. Как рассказал отец коллеги по увлечению автомобилями ГАЗ-21, у которого сохранилось два таких номера, подаренных в коллекцию (за что ему спасибо!), история их такая. На период уборочной автомобили автоколонны, обычно перевозившей уголь, приводились в порядок, уплотнялись и отправлялись на уборку свеклы и прочих овощей. Работали они в пределах определенного района. Для того, чтобы лучше контролировать именно уборочные автомобили, и служили такие знаки .Обычные номера снимали, а впереди устанавливали уборочные. Уборочный автомобиль уже не мог выехать в другой район, отклониться от маршрута, ведь складирование продукции производилось в определенных заранее местах. В общем, налево не уйдешь, другой груз на борт не примешь. Смысл в этом был. И пусть такие номера не были определены никаким государственными нормативами, на местах должны были существовать постановления местных властей. После уборочных на автомобили возвращались обычные номера, а эти знаки уходили на хранение в автопредприятии до следующего года.
Вот такая сегодня интересная подборка. В следующий раз номера будут менее интересными, но зато завершат процесс их перехода ко мне, начавшийся более 10 лет назад. Будут предложения - всегда пишите!
Итак, в конце августа закончился процесс, занявший больше 10 лет. Начался он 3 марта 2012 г, когда мне написали про стенку с номерами в автомагазине Благовещенска. Сбросили и фото интерьера с надписью на доске, оказавшейся пророческой. "Затруднение чаще всего - дитя лени". Так в некотором роде и получилось. Помню, с каким энтузиазмом я пытался связаться с магазином, что удалось, а потом и с владельцем магазина, до которого добраться оказалось намного сложнее. Мобильников тогда или еще не было, или мне его номер не дали. Я же посторонний человек. А призом могли быть аж 10 типов номерных знаков советского образца Амурской обл. Не помню, сколько у меня было на тот момент. Может и вообще нисколько, т.к. записи о приходе номеров Амурской обл. в коллекцию начинаются с 2013 г, а заканчиваются 2018 г., когда было закрыто 8 из 17 типов. Но оставалось четыре типа со стеночки. И они могли бы расширить это число, доведя его до 12.
Так вот, мобильник не давали, просили звонить утром, когда владелец заезжает в магазин. Но это было глубокой ночью в Москве. Постепенно мой энтузиазм угас, а напоминание в Аутлуке висело, стыдя меня тем, что годы идут, а я так и не сподобился дозвониться. Я периодически все же звонил туда, но в режиме раз в несколько месяцев или даже раз в год. Потом магазин вообще закрылся или сменился его номер. Можно было поставить на этом точку.
Судьба распорядилась иначе. Года три назад она свела меня с одним человеком из Амурской обл., увлекавшимся ретро-автомобилями. Я спросил у него, не знает ли он следов этого автомагазина. И чудо! Это оказался его владелец. Автомагазин переехал, но номера со стены были собраны и перевешаны на стенку склада, доступа публики к которой не было. Я обрадовался и начал снова договариваться об обмене. Но мой визави - человек занятой. Он часто находился в поездках по бизнесу, то в Китае, то в Америке, то еще где-то. Номерами заниматься не было особо времени, да и я теперь не сильно настаивал. Мы периодически перебрасывались фотографиями, часть номеров была даже снята со стены. Еще оказалось, что имеется штук 20 тракторных номеров на белом фоне разных серий. Было из чего выбрать, что я и сделал, но то собеседник пропадал в командировках, то у меня начались осечки со временем. Да и когда обмены затягиваются, это всегда плохо. Энтузиазм пропадает, появляются другие дела, а старое потихоньку отходит на второй план. Так и получилось. Мы все же договорились об обмене уже в третий, наверное, раз, но к тому моменту часть номеров куда-то исчезла! ААА!!! Остался лишь один отсутствующий в коллекции тип, да еще несколько, состояние которых можно было улучшить. Ни одного тракторного прицепа 1965 г (было два или три), ни одного автоприцепа 1958 (было два разных серий), ни множества номеров сельхозтехники минимум 4 - 5 серий двух типов. Только лишь два тракторных номера, один из которых ("ЧШ") - ведомственный. В общем, надо было "брать" хоть что-то. В итоге через 13 с половиной лет обмен завершился, но не так, как предполагалось. В коллекции теперь представленность Амурской обл. получила один новый тип, первый за семь лет. Осталось найти еще 7, но это будет сложно. Бесфлаг тоже был, но улучшился по состоянию.
Потерпев фиаско, я благодарю моего коллегу по увлечению ретро-автомобилями (или теперь и номерами тоже?) и всё же рассказываю об этом. Может где-то когда-то и найдутся затерянные номера. Не могли же их сдать на металл? И я радостно поставлю восклицательный знак, а не многоточие в этом рассказе про обмен номерами.
Впрочем, пришедшие за это время другие знаки будут сопровождаться более позитивными историями. Но теперь в следующие выходные.