Теперь, если Вы это сделали, ну или если это делать лень, рассказываю краткое содержание и что было дальше.
Тогда в коллекцию пришло четыре номера советского образца с автомобилей министров внутренних дел СССР и России, начиная с Власова и заканчивая, как минимум, Ериным, а может и Куликовым. Напомню, что они были обнаружены в баре на подмосковной трассе. Туда они попали от человека, приобретшего гараж, в котором имелось довольно много номеров СССР. Как показала пробивка, часть знаков были в свое время закреплены за автомобилями Центральной автобазы МВД СССР и России. А некоторые номера по базе не проходили, среди них были и "1104ММВ". Но я вспомнил, где и на чем я их видел.
Внимательный читатель вспомнит, что тогда в баре на стенах было изначально шесть номеров с этим буквенно-цифровым набором. Четыре удалось забрать мне, а два до этого заинтересовали своим немецким шрифтом моего более молодого коллегу. И вот в январе он написал мне, что готов рассмотреть обмен этого комплекта. Именно по этим пластинам с немецким шрифтом я и смог идентифицировать принадлежность этих номеров и рассказать вам интересную историю. Конечно же, первым о ней узнал мой молодой коллега. А теперь я стал первым, кому он предложил номера на обмен - и мы договорились. Спасибо Егору за обмен! Теперь сложился весь паззл - все шесть знаков "1104ММВ", пережившие министров внутренних дел СССР/РСФСР/России Власова, Бакатина, Пуго, Баранникова, Дунаева, Ерина представлены на фотографии. Если бы номера могли говорить, мы узнали бы очень много интересного. Но это - неодушевленные предметы, которые лишь отражают факты истории своей страны, переживавшей трагическое и непростое время.
Что же касается коллекции, то время над ней не властно. Число экспонатов в ней неуклонно увеличивается, но без активности читателей этого бы не происходило. Уже не первый раз напомню, что любые отклики и предложения приветствуются.
На сегодня закруглимся, а когда теперь встретимся - даже и не знаю. Краник ручейка с номерами перекрылся. Надеюсь, что временно. Буду ждать предложений с большим удовольствием!
Первая из них будет представлена, в основном, белорусскими номерами. Большой проблемой они не являются. Но качество этих знаков у меня разное. Исполнения этих номеров, даже типажа последних лет, имеют отличия. Поэтому увидев среди предложенных квадратный знак текущего стандарта, пусть и в плохоньком состоянии, я решил его приобрести. Заодно забрал и передний номер. Сравню со знаком в коллекции - вдруг номера отличаются набором элементов защиты. Знаки текущего стандарта Беларуси в этом плане превосходят российские. В них может быть элемент "Ныряющая нить" или "Волна", а также пленка при печати символов имеет не просто черный цвет, но и вкрапления "BY". Впрочем, ранние номера таких элементов, похоже, не имели.
Заодно я забрал знак с символом Беларуси раннего типа - т.н. "Погоней". Сейчас такие номера попадаются уже реже, чем знаки из двух букв с элементом защиты "BELARUS". Один из попавшихся номеров имеет "Погоню", аккуратно вырезанную из другого номера и приклепанную на знак более позднего формата. Интересно, что в момент введения нового символа оставшиеся на складах ГАИ Беларуси номера, похоже, проходили процедуру заклейки "Погони" новым символом. Такой знак на фото не представлен, но у меня он есть. Или владельцев заставляли заклеивать "погоню" - я точно не знаю.
Более новый номер, представленный знаком с тремя буквами серии, на фото тоже есть. Ну а потом появились современные номера с символом "BY" и изображением Государственного флага Беларуси над ним. Получается, мы смогли кратко проиллюстрировать вводившиеся постепенно в республиканский стандарт Беларуси изменения.
Есть на фото и японский мотономер. Он нашелся там же, на чермете. Вспоминаю, как лет пять - шесть назад там откуда ни возьмись появился афганский номер из 70-х - 80-х гг. Да, японский мотономер не блещет сохраном. Но это новый тип Японии в коллекции, правда я не собираю их номера целенаправленно. Но когда попадаются - отчего бы не взять? Тем более, что костяк номеров Японии состоит из подарков одного участника форума drom.ru, который жил там и иногда присылал мне номера. Помню, он прислал и первый номер Занзибара в коллекции. Когда полетел туда отдыхать, не забыл и обо мне! Тогда номера этой части Танзании были большой редкостью. Но от него уже больше 10 лет нет вестей. Надеюсь, он жив и здоров.
Откуда на западной границе России такие вещи, как номера из Афганистана и Японии, непонятно. Но когда попадаются номера СССР, это предсказуемо. В следующий раз покажу их, и там будет один интересный экземпляр. Пока буду ждать предложений и информации от читателей!
Минские номера должны были выдаваться гостранспорту. Но в период развала СССР всё смешалось в доме Облонских, а потому высока вероятность выдачи номеров этой серии обычным частникам Ну и наконец, среди сегодняшних номеров выделяется желтый знак. Это транзит для выезда за рубеж, "502" - г. Москва. Состояние так себе. Но номер интересен тем, что с завода в нем "забыли" пробить отверстия, и так было не на единственном комплекте этой сотни. Причем снова сработал закон парных чисел. Коллега нашел аналогичный знак и обратил внимание на отсутствие отверстий. Мы обсудили этот момент, а буквально через несколько дней среди черметовских железяк я разглядел такой номер.
Наши новинки подходят к концу, но на 8 марта я что-нибудь наскребу. А вот дальше, похоже, будет пауза. Так что жду любых предложений и информации!
В нашем случае за последние две недели в коллекцию не пришло вообще ничего. Все эти номера пришли еще в феврале. Краснодарский тракторный прицеп "АЧ" забыл после мойки. Рязанский мотоцикл "РЯЕ" пришел от коллеги по увлечению в обмен на аналогичный тип нужной ему серии. Он заметил у меня знак, который всего на пять единиц по последней цифре отличался от номера, который когда-то стоял на мотоцикле его деда. Конечно, я сразу согласился на обмен. У меня таких воспоминаний в отношении того номера не было - пусть люди порадуются, я так считаю. Швейцарский передний транзит (маленький), номер Люксембурга пойдут на обмен. Новый грузинский транзит в таком состоянии вообще не представляет ценности, но не оставлять же его было на чермете? И лишь единственный номер, который помимо тракторного прицепа расширил коллекцию - американский знак из штата Пенсильвания образца 80-х годов. Тогда номера Америки еще сохраняли какие-то остатки "старой школы". Толстый металл, хоть и не железо, штампованные символы. Сейчас же в угоду технологичности на плоскую пластину часто лишь наклеивают пленку с графикой и набором номерного знака. По моим представлениям, полная шляпа. Собственно, также думают и коллеги по увлечению из других стран, где штампованные номера котируются даже больше. Правда тут определяющим является наличие тех или иных картинок. Есть любители и таких номеров. Я же к ним себя не отношу, а вот другие знаки всегда был бы рад получить в дар, на обмен или купить. Если что - пишите! А то ведь не знаю, когда теперь смогу показать что-нибудь.
Раз уж мы сегодня смотрим на номера Турции, позвольте тогда кратко рассказать о них. Структура состоит из двух цифр кода региона, за которыми следует буквенно-цифровой набор. Иногда цифр две, иногда три или четыре. Иногда на четырехциферном номере имеется лидирующий ноль, хотя кажется, что можно было бы ограничиться тремя цифрами? Знаки старых типов обр. 1964 г. не имели дополнительного клейма. Но в какой-то период номера начали клеймить. Теперь без клейма только номера иностранцев (да и то не все, или не всегда), полицейских и транзитного транспорта могут считаться легитимными, а обычные типы - нет. В 1996 г. на номерах появилась слева синяя "Евро-полоса".
Позднее знаки начали оснащать элементами защиты - голограммами, а потом и "ныряющей нитью" или "волной". На номерах России этого элемента нет, а вот в Беларуси он был введен во второй половине 10-х гг. Она видна на нижних номерах. Ещё на номерах Турции попадаются наклейки о прохождении ежегодного осмотра. Правда, видимо, только на одном из номеров - переднем или заднем. Это турки скопировали у ФРГ. А в свою очередь, структура номеров Турции была принята за образец для номеров Азербайджана и Армении. Вот только клейм или наклеек о прохождении осмотра они не имеют.
Что же, сегодня турецкая часть коллекции выросла. Новым в коллекции однозначно является мотономер. Часть номеров на фото пойдет в обмен, надо лишь устроить инвентаризацию и сравнить имеющиеся и присланные номера. Передаю привет и благодарность Осману за подарок! Пусть он вряд ли прочтет это, но желаю удачи в реставрации ГАЗ-69. Согласитесь, найти любителей советского автопрома в Турции неожиданно!
Начнем с мотономера серии "КО". обр. 1946 г. Знак родом из Карело-Финской ССР, В подборке номеров 1946 г. она была представлена только знаком автоприцепа, который как бы идёт вне зачета, т.к. хотелось бы найти автономер этого же стандарта. А мото сегодня сократил до пяти штук количество "белых пятен" по республике. Спасибо новому знакомому и молодому коллеге, с которым менялся впервые! Причем, что интересно, Карелия и Кабардино-Балкария - два единственных региона РСФСР, в которых нет вообще никаких номеров спецтехники как обр. 1965, так и 1977 г. В остальных есть хотя бы один тип. Если брать этот параметр в разрезе республик Европейской части бывшего СССР, то этим еще отличаются подборки знаков Гродненской (БССР) и Закарпатской (УССР) областей.
Следующий по хронологии номер - серии "ЧЗ", тракторный обр. 1977 г. Предположительно, серия была закреплена за Минсредмашем СССР, а найден был знак в Ставропольском крае. На ряде тракторных номеров, как и на этом экземпляре, символы сдвинуты вверх. Видимо, это нюанс производства на каком-то обособленном предприятии.
Что касается нюансов номера из Ростовской обл - бесфлагового, 61-го региона, то про него особенно ничего и не скажешь. Просто расширение представленности бесфлагов, которых надо найти еще прилично. Отсутствуют 03, 07, 14, 35, 45, 48, 49, 51, 52, 68, 72, 73, 75, 76 и 86 регионы. То есть пока всего один десяток закрыт полностью. Прискорбно, но радует ,что за последние полгода удалось сократить этот список уже на две позиции. Перед этим бесфлаг пришел в Омскую обл. (55 регион), за что спасибо еще одному коллеге по увлечению. Если Вам есть что предложить для сокращения этого списка, или есть другие номера - пишите, с удовольствием пообщаемся!
А мы теперь встретимся еще через 10 дней. Я покажу другие номера спецтехники, что пришли из Ставрополья.
Сегодняшнее обновление коллекции не сильно интересное. По сути, произошло расширение представленности серий номерных знаков одного из типов, да еще и лишь в одном регионе РСФСР - Ставропольском крае. Все шесть номеров тракторов именно оттуда.
Возникает вопрос лишь по серии с первой буквой "Ш", т.к. зачастую эти серии по каким-то причинам повторяются в совершенно различных частях страны. Кое-кто из коллег даже придерживается мнения, что серии были распределены по сотням, разосланным в регионы случайным образом. Доля правды в этом есть - в период развала Союза проблемы с обеспечением номерными знаками случались не только по линии ГАИ, но и у органов Технадзора. В книге я расскажу чуть подробнее об этом. Конкретно этот номер найден на Ставрополье. Ранее в коллекции был всего один знак трактора обр. 1977 г. серии "СН". Теперь их семь. Если разбирать представленность типа, то тракторных номеров обр. 1977 г. нет в 16 регионах РСФСР и 10 регионах УССР. В остальных республиках европейской части СССР этот тип представлен. Но вот что интересно. Понятно, что тракторных номеров было немного, например, в Магаданской, Мурманской или Томской обл. - там сельское хозяйство не было сильно развито исходя из погодных условий. Понятно и про Кавказ - Дагестан, Кабардино-Балкарию или Северную Осетию. Там парк тракторов тоже не был сильно большим. Но у меня нет трактора даже из Белгородской обл. или из Владимирской, которая совсем недалеко от моей Московской! Парадокс. Есть над чем работать.
Пока на сегодня все. Скажу лишь, что из Ставрополья пришло еще два номера тракторных прицепов - их покажу в следующий раз.
Но сначала закрою вопрос с прежним обновлением. Тракторные номера Ставропольского края были не единственными, полученными в прошлый раз. Также пришло два номера тракторных прицепов обр. 1977 г. Было в коллекции две серии, пришло еще две. Если же рассматривать представленность типажа по регионам РСФСР, то тут примерно как с номерами тракторов - белые пятна присутствуют в целых 17 регионах. По Белоруссии нет их в двух регионах из семи, по Украине - аж в 16 (из 26). Есть к чему стремиться.
Теперь о подарке. Всё это знаки обр. 1977 г. для автомобилей индивидуальных владельцев. Их было больше, часть (даже из этих) пойдет в обмен. А присутствуют тут номера из нескольких соображений. Во-первых, интересно ,что в серии "сРО" применялся второй (закругленный или жирный) тип шрифта, в то время как в "цРО" - еще первый (узкий или прямой). Разница видна наглядно, обратите внимание на начертание цифры "9" и буквы "О". Почему более ранний номер с таким шрифтом - могут подсказать только коллеги из Ростовской области. Возможно, "сРО" выдавался позднее своего алфавитного порядка. А может быть, на нем опробовали новый шрифт, но решили дождаться износа старых пуансонов? Кто скажет... Нижний номер основы "РП" изготовлен из оцинкованного железа. Такое бывало перед развалом Союза, правда более известны номера на оцинковке ряда украинских выездных серий. Вроде бы ржаветь такие знаки должны были меньше обычных стальных. Вот только краска на них держалась плохо. Номер Белгородской обл. ("жБЕ") улучшился по состоянию.
Был в посылке еще и ростовский мотономер обр. 1958 г., но не уместился. Покажу позднее, тем более что он в хорошем сохране и поступит в коллекцию, хотя такая серия была представлена.
На сегодня всё. В следующий раз у нас будет меньшее по количеству, но лучшее по качеству обновление.
Теперь указанные регионы выглядят вот так:
- Татарская АССР: +1 тип, итого 15, в розыске три (номер 1936 г., мопед 1965 г., спецсерия 1977 г.);
- Хабаровский край: +1 тип, итого 13, в розыске пять (мото и автономера 1946 г, тракторный прицеп 1965 г., трактор и спецсерия 1977 г.);
- Воронежская обл.: +1 тип, итого 15, в розыске три ((номер 1936 г., тракторный прицеп и спецсерия 1977 г.);
- Кировская обл: +1 серия, всего 16 типов, в розыске один (автономер обр. 1946 г.).
Если брать представленность этого типажа в коллекции, то по РСФСР автоприцеп 1958 г. нужно найти еще в 21 регионе, в УССР - в 12, в Белорусской ССР - в 3, также отсутствует тип и в Молдавской ССР. В Литве, Латвии и Эстонии тип представлен, как минимум тремя сериями.
Спасибо коллеге за обмен!
Два знака, показанные сегодня, , к сожалению, не расширяют представленность основных тем в коллекции. Один из номеров - транзитный, формат его был утвержден указанием МВД СССР в 1980 г. Таких номеров у меня около десятка. В разных регионах их печатали в разных типографиях, а потому могут отличаться шрифты, другие нюансы. Сегодняшний номер у нас Мордовской АССР, а по виду он полностью соответствует московским транзитам. Предположу даже, что напечатаны они в одном месте. По программе-минимум я бумажные транзитные номера не собираю, но как расширение представленности своих регионов или дизайнов - беру. Несмотря на приход очередного знака в подборку Мордовии, она остается с четырьмя "белыми пятнами" - номером обр. 1936 г, мотономером обр. 1946 г, мопедным знаком обр. 1965 г. и тракторным прицепом обр. 1977 г.
Нижний номер не поддается однозначной датировке. Мне лишь понятно, что он был выдан в период с 1946 по 1955 г. Я бы даже предпочел, чтобы он оказался уже 1955 гг и далее, так как это закрыло бы новый тип военных номеров в коллекции. Но увы. Когда номер пришел, я провел более точную идентификацию. Оказалось, что это аналог знака, уже имеющегося в коллекции, но с некоторыми нюансами. Непроверенную информацию давать не буду, номер пока полежит и в обмен не пойдет. Даст бог, может попадется когда-то документ 1948 г., о котором я знаю только номер. Может быть его содержание раскроет, целенаправленны ли нюансы исполнения или это самодеятельность художника, рисовавшего знак.
На фото все знаки - транзитные номера из разных городов Австрии. Это текущий формат, но знаки довольно приятные и красивые. Во-первых, зеленый цвет для номеров применяется нечасто. Во-вторых, благодаря наличию гербов, австрийские знаки при остальной лаконичности смотрятся красиво. Так что есть возможность теперь поменяться с коллегами. За это я тоже благодарен своему корреспонденту.
На сегодня всё, а в следующий раз нас ожидают приятные расширения коллекции по двум направлениям. Да и с удивлением заметил, что уже совсем скоро число номеров СССР в коллекции составит 2500. Буквально месяц, и есть возможность выйти на эту круглую и приятную цифру. Буду с удовольствием ждать предложений! Хочется, чтобы юбилейный номер оказался каким-то интересным
Остатки в радующем глаз сохране всплывают по сей день из каких-то заброшек. Несколько лет назад обнаружились при таких обстоятельствах номера автоприцепов и спецсерии в разрушенном здании ГАИ на Камчатке. А в этом году в Сахалинской обл. было обнаружено с десяток невыданных спецсерий, и даже номера для мотоциклов нерезидентов весьма редкого типажа середины 70-х. Эти я по регионам не собираю (да и один-единственный достать считалось за счастье совсем недавно, пока поступления сахалинских запасов не размыли редкость этого типа номеров). Однако, спецсерии по регионам я собираю - это самые сложные для добывания знаки из типажа 1977 г. К примеру, этим номером Сахалинской обл. я закрыл десятый тип, еще 7 остаются в розыске. Прежде всего, это номера обр. 1946 г, прицепы 1958 и 1977 г, номера сельхозтехники (из них есть только трактор обр. 1977 г.). Если брать разрез спецсерий, то по РСФСР собрано около половины - 16 регионов из 33 имевших спецсерии и 18 серий из 35 существовавших. А вот по Украине и Беларуси результаты хуже. Есть к чему стремиться. Кстати, где можно найти сахалинскую спецсерию? Правильно - у коллеги по хобби из Беларуси! С ним мы и провели обмен.
Еще одно дополнительное направление - когда попадаются дипломатические номера, я их тоже вымениваю. Теперь 77-я страна в коллекции представлена дипломатическим номером. На сей раз Греция, где согласно старой советской поговорке, "всё есть".
Буквально с десяток номеров остается до юбилейного числа в 2500 номеров СССР в коллекции. В перспективе маячит менее выразительная, но тоже круглая цифра в 4100 номеров всего. Буду благодарен предложениям и информационной помощи в любых направлениях её развития! Спасибо тем, кто помогает номерами! Вот и в следующий раз я расскажу о подарке, пришедшем от одного из давних моих помощников.
Кабардино-Балкарская АССР сейчас - самая отстающая по РСФСР по представленности типов номеров СССР в коллекции. Хуже неё лишь Закарпатская обл. УССР (нет 12 типов), да и в Черновицкой отсутствует тоже 11 типов номеров, как и в КБАССР. Те номера, что поступили сейчас, пойдут на обмен. Думаю, что не только у меня есть проблемы с номерами из Кабардино-Балкарии. А может это мне просто не везёт, как когда-то не везло с Донецкой обл., которая была самой незаполненной на Украине, правда это было лет 12 назад. Пока из номеров обр. 1958/65 гг. в КБАССР есть лишь три типа знаков - автомобильные и мотоциклетный. Кстати, аналогичная ситуация и в Дагестанской, Калмыцкой АССР, г. Сочи, Приморском крае. А в Северо-Осетинской, Коми АССР, Сахалинской и Читинской обл. в дополнение к этим трем типам "черных" есть еще мопедный номер. Поэтому когда мне говорят, что я всё собрал, то это далеко не так. Даже тракторные номера годами не приходят.
В общем, благодарю Ахмата еще раз за подарок! В следующий раз, кстати, в подборке тоже будет большинство номеров, полученных в дар. И это радует!
Мы пока не приблизились к юбилейному 2500-му номеру СССР в коллекции. Жду предложений с большим нетерпением!
[IMG]https://k-a-i-f.ru/./assets/images/1236/Image-4 (5).jpg[/IMG]
Получил помимо прицепов еще два знака в подарок. Частник 1977 г. пойдет в обмен, а обрезок номера серии "МЗК" увидеть было печально - эта серия в самом своём начале предназначалась для кооперативов, что несколько выделяло её из общей массы. Но увы - кто-то когда-то разрезал номер. Вероятно, при утилизации автомобиля и сдаче номера в ГАИ. Тут он лишь заполняет свободное место.
Еще один номер автоприцепа обр. 1958 г. хоть и в плохоньком сохране увеличил представленность серий по Орловской обл. Тип ранее был закрыт номером серии "ОС", всего серий автоприцепов на черном фоне было две. Надо сказать, что Орловская обл. представлена на пятерку с минусом. Не достает двух типов знаков - автономера обр. 1946 г. и мопедного номера. Спецсерии в области не было, что облегчает сборку. Всего двух номеров для полного счастья не хватает в Курганской, Калужской, Ярославской, Ульяновской, Рязанской, Иркутской обл., в республике Горный Алтай и Алтайском крае, Чукотском АО, а также в г. Ленинград. И если в Алтайском крае это авто- и мотономер обр. 1946 г., то в Горном Алтае и на Чукотке свои номера появились только перед развалом Союза. В Горном Алтае нет прицепного и мотоциклетного номера 1977 г. - двух из пяти существовавших типов. А в Чукотском АО не хватает заднего грузового номера и спецсерии - двух из четырех известных типов.
Когда теперь выйду на связь - непонятно, Ручеек номеров в коллекцию пока закончился. Но буду благодарен любой информации о номерах и предложениям, особенно для выполнения задачи довести до 2500 номеров число советских в коллекции.
Начну с подарка друга детства, который помнит о моём увлечении и притаранил комплект грузинских транзитов современного образца. Такой номер пойдет в расширение представленности Грузии. Спасибо, Александр!
Также один из давних знакомых поделился красивым и отличным по состоянию номером московской спецсерии "ММР". Такой номер был несколько хуже, но этот подарок уверенно займет своё место в ряду интересных знаков. Правда, число номеров от этого не поменялось. А вот два других номера вплотную подвели это число к юбилейному. Итак, один из коллег по цеху предложил на обмен частника из отдаленной и редкой Марыйской обл. Туркменской ССР. Любые советские номера из Туркмении считаются самыми сложными для добывания. И всегда удача пополнить коллекцию знаком оттуда. А этот регион в самой дали, в нём располагалась одна из крайних точек Советского Союза. Так что несмотря на семь существовавших в Марыйской обл. серий в типе 2 (частные автомобили) по ГОСТ 3207-77, номер можно считать достаточно редким. В Туркмении остается найти частника Чарджоуской ("ЧР") и Ташаузской ("ТЗ") обл., да и после переименования Красноводской обл. в Балканскую там, вероятно, успели появится номера своей основы ("БЛ"). Но тем не менее, половина Туркмении собрана. И это радует.
Номер 1946 г., хоть и из Москвы, но для меня может поспорить по важности с довольно редкими номерами. Дело в том, что серия "МЯ" выдавалась в Москве маршрутным автобусам. Специально я не искал бы такой номер, да и где его найти? Еще можно найти белые "МНА" и "МНН" (у меня нет одного заднего и одного переднего номера соответственно), а вот знаки для автобусов "ММА" и "ММН" обр. 1958 г. найти кажется почти невозможным. Что уж говорить про автобусную серию обр. 1946 г.? Но тем не менее, знаков заготовили больше, чем была потребность автобусных парков в них. И в 1957 г. невыданные номера пустили в раздачу на грузовики. Мой номер на "9" как раз из таких. Девятого автобусного парка в столице в те годы не было. А номера были. Более того, незадолго до получения номера удалось ознакомиться с некоторыми журналами поступления и распределения номерных знаков УГАИ Москвы, одним из которых был журнал 1957 г. Там я узнал, что сотня этих номеров "92" ушла для выдачи непосредственно в отделение регистрации ОГАИ г. Москвы. Интересно, каково было назначение грузовика, который регистрировался не в районной ГАИ, а непосредственно в городском отделе? Боюсь, этого мы не узнаем. Но мы знаем, что это был 2499-й номер в коллекции.
Каким будет 2500-й знак? Место пока вакантно...
Итак, юбилейным номерным знаком становится частник из Ферганы! Он опередил московского таксиста "ММТ" на день - два. Ферганская обл. была одной из крупнейших в Узбекской ССР, если брать разрез выданных номерных знаков. Если в Джизакской было выдано всего четыре частных серии, наименьшее число по Узбекистану, то в Ферганской их было 15 - примерно как в Самаркандской (16). Но при этом номеров частников Самаркандской обл. у меня было штуки две, да и другие виды имеются. Всё это, в основном, благодаря неравнодушному читателю из Самарканда по имени Нор. А номеров Ферганской обл. не было вовсе. Теперь этот пробел на карте Узбекистана заполнен. Остается найти номера Андижанской ("АН"), Бухарской ("БХ"), Наманганской ("НА"), Сырдарьинской ("СИ") и Хорезмской ("ХЗ") обл. Есть девять против пяти - уже неплохо, ведь пару лет назад их было всего шесть. Этот результат мог быть лучше еще на две области, но увы - по некоторым причинам номера прошли мимо. А еще один из этих "пробелов", по идее, можно было бы устранить номером, который уже приготовил Нор, но вот уже пару лет нет оказии для перевозки знака сюда. Номер одновременно закрыл новую основу в коллекции, но это вторично.
Кстати, ферганский номер еще и закрыл давний гешефт. Лет 8 - 10 назад мне предложили большую партию номеров, штук 50, по принципу "купите все, но дешево". Там было штук 30 тракторных номеров обр. 1977 г. Новосибирской обл. - наверное, разом закрылось бы серий 10, а то и 12 вместе с прицепными. Были и какие-то автомобильные номера, один из них - ферганский частник. Я промедлил, почти месяц не давая ответ. В итоге, номера ушли. Потом я долго об этом вспоминал, укоряя себя. Кстати, "белых" тракторных номеров Новосибирской обл. у меня до сих пор нет! Теперь хоть самая важная из тех утрат вернулась.
Вообще, юбилейным знаком предполагался московский таксист ("ММТ"). Номера такси в Москве были представлены тремя сериями. Я давно гонялся за "ММТ", уже имея номер серии "ММЛ", а лет восемь назад нашелся и самый редкий "МММ". С самым, по идее, частым номером тоже происходили странные метаморфозы. То всплыла при сносе гаражей битая такси, но надо было искать контакты владельца - ведь нельзя же просто взять и снять с неё номер. И вроде машину забрали целиком под восстановление, но следы её, однако, затерялись. Думаю, что её просто сдали в металл, настолько она была гнилой от длительного хранения и нелегкой жизни. То номера всплывали у коллег, но не получалось договориться об обмене. В итоге, номер был просто куплен на авито. Однако, пока он шел, был найден и забран ферганский частник - тоже неплохой вариант для юбилейного номера. А таксист открыл 26-ю сотню в коллекции.
Ещё на фото комплект номеров отличного сохрана из Свердловской обл., полученный в подарок от соратника по увлечению ГАЗ-21. Номера были подарены на развитие коллекции после покупки им этого автомобиля. Тоже очень ценно, спасибо!
Если говорить о ближайших перспективах, то уже летом есть вероятность достичь 4100 номеров в коллекции. Также не за горами достижение цифры в 1600 номеров РСФСР (сейчас их 1580). К концу года хотелось бы закрыть 400 номеров Украинской ССР при 300 типах (сейчас 395 шт. при 296 типах), но в связи со сложностями на этом направлении даже такие небольшие подвижки являются совершенно непрогнозируемыми. С номерами Белорусской ССР тоже есть шанс достичь 100 типов (сейчас их 94). Только вот большинство номеров уже не совсем распространённые. К примеру, мопед Витебской обл., последний необходимый, чтобы собрать всю линейку области, не попадается очень давно. Почти нет номеров БССР обр. 1946 г. Посчитал тут ради интереса число номеров Казахской ССР, которых я уже не собираю по типажам, а только по основам и белым частникам. Оказалось, что юбилей пролетел незамеченным. Сейчас их в коллекции 101 штука. В общем, работаем.
Начнем с иностранного номера. Бахрейн - не самая простая для добывания страна, а потому подарок в виде экспортного номера оттуда обрадовал - я даже бросил все свои дела и метнулся за номером в Москву. Когда-то я обменял номер Бахрейна у иностранного коллеги, но он предупреждал, что номер "неполноценный" - т.н. "сэмпл", изготовленный с отличиями от оригинала и не предназначенный для установки на автомобиль. Позднее пришло понимание, что такая продукция всё-таки не может представлять страну, и Бахрейн был вычеркнут из списка государств, номера которых в коллекции есть. Сейчас он возвращается - 174-я страна в коллекции.
Еще один интересный номер - тракторный Запорожской обл. Тут я не совсем понимаю важный нюанс. Дело в том, что номера этой серии отличаются своим шрифтом от номеров сельхозтехники Украинской ССР (можно сравнить шрифт с номером серии "шЕ", про который поговорим еще). Так вот, раньше я относил номера Запорожской обл. серии "ЗЖ" (у меня есть и трактор, и тракторный прицеп) к номерам независимой Украины обр. 1992 г. Но позднее выяснилось, что там была принята совсем другая кодировка буквенных серий, в которой "ЗЖ" не было места. Получается, это советский еще знак "переходного" периода - когда серии сохранились, а в шрифты начали вносить изменения. Я решил причислить оба таких номера к номерам Украинской ССР. Это, в свою очередь, закрыло номер тракторного прицепа в области, и в ней остается найти знак обр. 1936 г. и автономер 1946 г. Кстати, такие же пробелы и в представленности номеров Крымской и Черниговской обл., а в Херсонской нужно найти автоприцеп обр. 1958 г. и номер обр. 1936 г. Также 2 типов нет в Донецкой (автоприцеп и тракторный прицеп обр. 1977 г.) и Житомирской обл. (мопед и тракторный прицеп 1965 г.). Лучше всего из УССР представленность Харьковской обл., где нет лишь тракторного прицепа обр. 1977 г. Но давно уже продвижения по Украине нет. Впрочем, мы отвлеклись. Наш тракторный "ЗЖ" улучшил состояние номера в коллекции и одновременно расширил представленность исполнений своего типа номера СССР - т.к. я собираю и разные шрифты, когда они попадаются. Или я все же ошибаюсь, и эти номера "ЗЖ" нужно причислять к номерам уже независимой Украины?
Такое же расширение можно проиллюстрировать и номером серии "шЕ". Украинская буква "Е оборотная" появляется на советском, в остальном, номере. Его серия также не соответствует номераом обр. 1992 г. для сельхозтехники Украины. Да и были ли они вообще - большой вопрос, я не видел пока ни одного номера с сериями согласно распределению 1992 г. Скорее всего, на Украине продолжили выдавать советские номера, и довольно быстро пересмотрели стандарт, добавив на эти знаки пятую цифру. Тем не менее, номера чЕ и шЕ занимают свою интересную нишу. У меня такой номер уже есть в лучшем сохране, а номера на фото пойдет на обмен.
От коллеги на обмен вместе с "ЗЖ" пришел и прицепной номер обр. 1977 г. Грузинской ССР выездной серии "ЕС". Собрание Грузинской ССР не собирается специально, но когда номера республик Кавказа и Средней Азии появляются в зоне видимости, я иногда их обмениваю. В Грузии закрыт 8-й из 18 типов.
Подмосковный тракторный прицеп "МБ" был подарен коллегой по увлечению ГАЗ-21 на ночном пробеге "Рассвет-2025", который состоялся в первые выходные июля. Помимо эмоций, связанных с проездом 40 автомобилей по утренней Москве, когда движения почти и не было (пробег стартовал в 4:20 и завершился в 7:00), я получил и артефакт в коллекцию. Номер такой серии улучшился по состоянию, плюс это подарок - так что займет свое место в коллекции, за что спасибо его дарителю!
Одна из фотографий с пробега, а отчет коллеги, который и одарил меня номером, тут: www.drive2.ru/l/708741073169561263/ .
Ну а мы в ожидании посылок с номерами, где должна быть пара интересных знаков, о которых, даст бог, расскажу в следующие выходные.
Спецсерии были введены в конце 80-х, когда государство стремилось снизить затраты на содержание служебных легковых автомобилей. Экономика трещала по швам, нужно было снижать издержки. Число таких машин сократили на 40%, но это не коснулось автомобилей, оборудованных для каких-то особых целей - например учебных, инкассаторских, аварийных, медицинских. На них наносились особые цветографические схемы. Например, наша учебная ГАЗ-2412, как и все остальные учебные автомобили УПК, где я обучался на права, получила желтую полосу с надписью "учебный" на двери. Также для них ввели особые номера. Историю, как они появились, я опишу в книге. Спецсерии не успели выдать во всех регионах СССР. Во-первых, с поставкой номеров были перебои, во-вторых уже в 1990 был принят закон "О предприятиях и предпринимательской деятельности", согласно которому вмешательство во внутреннюю жизнь предприятий было признано незаконным, необходимость в спецсериях при приватизации отпала сама собой. Хотя номера по инерции выдавались в Москве даже в 1992 г.
Мне удалось найти контакты владельца замечательных ворот и связаться с ним. Номера он был не прочь продать. Оставалось решить технические вопросы, и это не заняло много времени. Также в той подборке был номер Гомельской обл. уже независимой Беларуси, советские частник и выездной гос "ОТЕ" - тоже довольно редкая птица, но у меня такой знак уже имелся. Пойдёт на обмен. В общем, я забрал всё и с нетерпением ждал прихода посылки. Сейчас эти номера уже на моём фото.
Теперь можно прервать почти десятилетнюю (!) паузу в наполнении номеров Белорусской ССР спецсериями. Первая, "МГС" (Могилевская обл.), появилась у меня году в 1994 - 1995. Ездил у нас по округе БМВ, вроде бы даже 6-й серии. Но потом внезапно мне притащили его номера. То ли в ДТП он попал, то ли продали на запчасти - тогда с переоформлением в России белорусских машин не было так легко, как сейчас. Прошло чуть больше 10 лет, и в феврале 2016 г. на металлоприемке был найден номер серии "ВТС" (Витебская обл.), а в сентябре того же года появился по обмену и брестский "БНС". И вот пауза еще почти на 10 лет. Теперь чаша весов склоняется в мою пользу - из семи спецсерий Белоруссии собрано четыре. Т.е. в процентах результат даже чуть лучше, чем в РСФСР, где из 35 серий собрано 18. По УССР результат хуже - есть лишь "КИС" и "ЗПС", а насчет "ПОС" имеются вопросы по оригинальности. То есть при случае я бы заменил номер оттуда и надеюсь найти номера Винницкой и Киевской обл. Якобы, спецсерии были и в Кировоградской обл., но ни одного фото до сих пор неизвестно. Что касается других республик европейской части СССР, то надо найти спецсерии Молдавии и Приднестровья. Из внезачетных есть алмаатинская "АТС" и грузинская "ГРС".
Собрание БССР в коллекции прибавило сегодня один тип, теперь их 95. Уже через неделю я закрою 96-й тип, двигаясь к юбилейным ста, но это будет уже совсем другая история:
Начну с номера из Якутии - знак задний автомобильный обр. 1958 г. основы ЯК пришел в отличном сохране. Если он не останется в коллекции, т.к. там место этого типа занято номером, комплектным с передним, и тоже в отличном состоянии, то наверняка порадует кого-то из коллег. А меня радует, что один из постоянных читателей из Якутска свёл меня со своим знакомым, у которого я приобрел пару номеров. Спасибо!
Также не пополнили собрание своего региона, но улучшили качество своих знаков два номера трактора и тракторного прицепа обр. 1977 г. (КМ) из Калмыкии. Приобрел у коллеги по увлечению, за что ему спасибо .Тем более, в Калмыкии новых номеров не было с 2020 г, а основной их костяк пришел вообще в 2016 - 2017 гг.
Приобрел два тракторных прицепа и в Беларуси. Что касается знака "МЖ", то эта серия распределялась по нескольким регионам, пока нельзя достоверно определить её закрепление, а вот со вторым "ГГ" - все понятно. Это номер Гродненской обл. Тракторного прицепа области не было, а потому число недостающих типов сокращается до 7, т.е. до "двойки" по пятибалльной системе. Чуть меньше половины. Самая пустая область БССР, к сожалению. Будем работать. Но сейчас число типов, закрытых по регионам Белорусской ССР благодаря приобретению у коллеги достигло 96. Глядишь, сто типов может и закроется в этом году?
Еще один тип номеров закрылся в Тульской обл. автоприцеп серии "ТИ" обр. 1958 г. пришел на обмен. Теперь в Тульской обл. не хватает лишь автономера обр. 1946 г. и тракторного обр. 1965 г. В РСФСР закрывается 1582-й номер по республике. Глядишь, и в этом году и этот юбилей сможем отметить.
Еще одна новость, которой могу поделиться, коллекции не касается, но касается истории ГАИ и самих номеров. Мало кто помнит, что в 1974 г. в структуре ГАИ были созданы впервые межрайонные регистрационно-экзаменационные подразделения (МРЭО). Весной было утверждено временное положение о них, работу они в разных регионах развернули к 1975 - 1976 гг. С тех пор именно МРЭО стали основным подразделением по регистрации автомобилей, т.к. в районных ГАИ с того момента регистраций стало куда меньше. Потом, к развалу Союза, пошла волна переименований - ОТОРы, МОТОРы, МОГТОРы, МОТОТРЭРы и прочие сложноговоримые аббревиатуры - чего только не придумывали в Москве. В регионах, кстати, могло быть проще - там МРЭО может быть где-то и остались аж с 1974 г. Но в столице полтора - два месяца назад было принято решение вернуть, так сказать, историческое название "МРЭО" этим органам ГАИ уже современной России. Думаю, отделы поменяют вывески уже в течение недели - двух. История движется по спирали, и мы вполне можем видеть эти "загогулины".
Попрощаюсь с Вами - получил пока лишь четыре номера, правда их и в таком размере не грех показать парами. Может быть, встретимся на той неделе, а если поступят предложения от читателей - то встретимся точно. Так что пишите!
Второй номер в подборке серии "ГГ" - военный для мотоциклов и малых транспортеров. Вещь сама по себе нечастая, а тут еще и изготовлен на ГОСТовском оборудовании. Такой знак и в крашенном, и в штампованном исполнении в коллекции был, но этот по ГОСТ тоже пригодится. Номер пришел по обмену, благодарю!
Третий номер прямо-таки аномальный. Он чуть меньше в размерах современных номеров, был выдан в Луганской (тогда Ворошиловградской) обл. УССР. Это т.н. "уборочный" номер. Как рассказал отец коллеги по увлечению автомобилями ГАЗ-21, у которого сохранилось два таких номера, подаренных в коллекцию (за что ему спасибо!), история их такая. На период уборочной автомобили автоколонны, обычно перевозившей уголь, приводились в порядок, уплотнялись и отправлялись на уборку свеклы и прочих овощей. Работали они в пределах определенного района. Для того, чтобы лучше контролировать именно уборочные автомобили, и служили такие знаки .Обычные номера снимали, а впереди устанавливали уборочные. Уборочный автомобиль уже не мог выехать в другой район, отклониться от маршрута, ведь складирование продукции производилось в определенных заранее местах. В общем, налево не уйдешь, другой груз на борт не примешь. Смысл в этом был. И пусть такие номера не были определены никаким государственными нормативами, на местах должны были существовать постановления местных властей. После уборочных на автомобили возвращались обычные номера, а эти знаки уходили на хранение в автопредприятии до следующего года.
Вот такая сегодня интересная подборка. В следующий раз номера будут менее интересными, но зато завершат процесс их перехода ко мне, начавшийся более 10 лет назад. Будут предложения - всегда пишите!
Итак, в конце августа закончился процесс, занявший больше 10 лет. Начался он 3 марта 2012 г, когда мне написали про стенку с номерами в автомагазине Благовещенска. Сбросили и фото интерьера с надписью на доске, оказавшейся пророческой. "Затруднение чаще всего - дитя лени". Так в некотором роде и получилось. Помню, с каким энтузиазмом я пытался связаться с магазином, что удалось, а потом и с владельцем магазина, до которого добраться оказалось намного сложнее. Мобильников тогда или еще не было, или мне его номер не дали. Я же посторонний человек. А призом могли быть аж 10 типов номерных знаков советского образца Амурской обл. Не помню, сколько у меня было на тот момент. Может и вообще нисколько, т.к. записи о приходе номеров Амурской обл. в коллекцию начинаются с 2013 г, а заканчиваются 2018 г., когда было закрыто 8 из 17 типов. Но оставалось четыре типа со стеночки. И они могли бы расширить это число, доведя его до 12.
Так вот, мобильник не давали, просили звонить утром, когда владелец заезжает в магазин. Но это было глубокой ночью в Москве. Постепенно мой энтузиазм угас, а напоминание в Аутлуке висело, стыдя меня тем, что годы идут, а я так и не сподобился дозвониться. Я периодически все же звонил туда, но в режиме раз в несколько месяцев или даже раз в год. Потом магазин вообще закрылся или сменился его номер. Можно было поставить на этом точку.
Судьба распорядилась иначе. Года три назад она свела меня с одним человеком из Амурской обл., увлекавшимся ретро-автомобилями. Я спросил у него, не знает ли он следов этого автомагазина. И чудо! Это оказался его владелец. Автомагазин переехал, но номера со стены были собраны и перевешаны на стенку склада, доступа публики к которой не было. Я обрадовался и начал снова договариваться об обмене. Но мой визави - человек занятой. Он часто находился в поездках по бизнесу, то в Китае, то в Америке, то еще где-то. Номерами заниматься не было особо времени, да и я теперь не сильно настаивал. Мы периодически перебрасывались фотографиями, часть номеров была даже снята со стены. Еще оказалось, что имеется штук 20 тракторных номеров на белом фоне разных серий. Было из чего выбрать, что я и сделал, но то собеседник пропадал в командировках, то у меня начались осечки со временем. Да и когда обмены затягиваются, это всегда плохо. Энтузиазм пропадает, появляются другие дела, а старое потихоньку отходит на второй план. Так и получилось. Мы все же договорились об обмене уже в третий, наверное, раз, но к тому моменту часть номеров куда-то исчезла! ААА!!! Остался лишь один отсутствующий в коллекции тип, да еще несколько, состояние которых можно было улучшить. Ни одного тракторного прицепа 1965 г (было два или три), ни одного автоприцепа 1958 (было два разных серий), ни множества номеров сельхозтехники минимум 4 - 5 серий двух типов. Только лишь два тракторных номера, один из которых ("ЧШ") - ведомственный. В общем, надо было "брать" хоть что-то. В итоге через 13 с половиной лет обмен завершился, но не так, как предполагалось. В коллекции теперь представленность Амурской обл. получила один новый тип, первый за семь лет. Осталось найти еще 7, но это будет сложно. Бесфлаг тоже был, но улучшился по состоянию.
Потерпев фиаско, я благодарю моего коллегу по увлечению ретро-автомобилями (или теперь и номерами тоже?) и всё же рассказываю об этом. Может где-то когда-то и найдутся затерянные номера. Не могли же их сдать на металл? И я радостно поставлю восклицательный знак, а не многоточие в этом рассказе про обмен номерами.
Впрочем, пришедшие за это время другие знаки будут сопровождаться более позитивными историями. Но теперь в следующие выходные.