Предлагаю Вам ознакомиться с заметкой Ольги Алабужевой, которая как представитель нашей Доброй Традиции и Ижевска недавно приняла участие в одной очень интересной конференции в Москве:
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей: мифы и реальность
25-27 января приняла участие в конференции <Знания вместо денег> для людей и НКО, работающих в сфере поддержки детей - сирот. Считаю необходимым поделиться полученной информацией со всеми, кто так или иначе заинтересован в решении проблемы социального сиротства (по материалам конференции <Знания вместо денег>, Подмосковье, 25-27.01.2013г., организаторы Ульяновский региональный благотворительный общественный фонд <Дари добро> и эксперт Общественной палаты РФ Гезалов А.С.).
Давайте сначала определимся с терминологией.
В соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996г. N159 ФЗ <О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей>,
дети-сироты - это лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;
дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.
То есть, сироты - это у кого оба или единственный родитель умерли. А дети, оставшиеся без попечения родителей - дети, от которых родители сами или в силу вынуждающих причин отказались (возможно, объявлены умершими). Социальная статистика неточна и размыта, показатели эти могут перекрывать друг друга. Однако детей, оставшихся без попечения родителей (социальных <сирот> ), в разы больше, что говорит не о высокой смертности населения в фертильном возрасте, а о нашей социальной безответственности.
По разным причинам мы редко думаем о том, как живут другие люди. Часто своих проблем хватает. Работа, дети, дом, снова работа. Если Вы в целом успешны, личные проблемы постепенно решаются, высвобождается время, высвобождаются ресурсы и приходят мысли о других, социально незащищенных, категориях населения.
Миф 1. Детям, воспитывающимся в детских домах и содержащимся в социальных приютах, нужны праздники и подарки.
Первое побуждение человека, подумавшего о том, что существует целая категория детей, воспитывающихся без родителей, - собрать кучу вещей б/у, накупить шариков, сладостей и фруктов, поехать в детский дом и устроить там праздник, развеселить детей клоунами, растормошить их играми и раздарить им подарки. К сожалению, чаще всего это происходит по большим праздникам, таким как Новый год и Рождество. Возьмем реальные примеры. Воспитанник одного детского дома в Москве получил в этом году 24 новогодних подарка. Воспитанник из Самары в результате проведенной акции <Елка желаний> - сразу три мобильных телефона. Воспитатели Нылгинского детского дома еще в сентябре нас предупредили о том, что график в новогодние праздники у детей будет очень насыщенный, и попросили не планировать никаких мероприятий в это время. Проходит Новый год, Рождество. Потом о детях, как правило, забывают. До следующего Нового года.
Реальность: Подарки и праздники - это развлечения, которые воспитательной нагрузки, как правило, не несут. Организуя подобные мероприятия, помните о том, чего Вы в перспективе хотите, постарайтесь заглянуть в будущее. Вложите в мероприятие обучающий момент, заставьте ребенка приложить усилие, чтобы получить подарок. Жизнь не будет ему делать подарки просто так, за то, что сирота. Не поощряйте в нем развлеченца, наслажденца, потребителя и манипулятора, стремитесь воспитывать в человеке самостоятельную и сильную личность. В связи с этим, пара советов добровольцам:
- Во-первых, честно определитесь со своим мотивом. Здесь не надо лукавить. Произвести впечатление на друзей, коллег, на самих детей - это тоже мотив. В этом случае выбирайте другой способ, дети - не игрушка. Будьте честны сами с собой.
- Если же Ваш настоящий мотив - принести пользу детям, копайте глубже и определите сначала запрос <социального клиента>. Прежде чем ехать в детский дом, поговорите с руководством этого детского дома, выясните конкретные нужды и потребности детей. Может оказаться, что вместо сладостей и игрушек детям нужна спортивная площадка или платные репетиторы. Ваше действие должно быть обдуманно, тогда эффективность и потенциальная польза от него будет максимальна.
Миф 2. Детям, воспитывающимся в детских домах и содержащимся в социальных приютах, нужно дать любовь, заботу и ласку.
Второе побуждение - приласкать ребенка. Ему же не хватает родительской любви. Но если Вы не готовы усыновить его, оформить опекунство или взять на воспитание в приемную или патронажную семью (наше законодательство предусматривает четыре формы семейного устройства ребенка), не устанавливайте с ребенком близких отношений, не привязывайте его к себе. Не берите его на колени, не целуйте, соблюдайте дистанцию и уважайте его личное пространство.
Реальность: родительскую любовь Ваши <поглаживания> не компенсируют, а скорее нанесут непоправимый вред ребенку. В силу своей неискушенности ребенок всему верит и быстро привязывается, но так же быстро он учится разочаровываться и не верить уже никому и ни во что. Стремитесь к партнерским, дружеским отношениям, поддерживайте постоянный контакт с ним. Помогайте, если действительно требуется Ваша помощь, и не вмешивайтесь, когда объективно с ситуацией он может справиться сам. Лучшее, что Вы можете для него сделать - стать наставником для него в сложный и ответственный период его взросления, пока он в этом нуждается.
Миф 3. Надо им дать как можно больше информации и знаний. Чем больше они знают и умеют, тем успешнее они станут в жизни.
Реальность. Люди творческие часто стремятся поделиться своими интересами с детьми, организуя всевозможные мастер-классы в детских домах (мой пунктик). Лепка, рисование, шитье, вязание, вышивание, иностранные языки, танцы, пение, актерское мастерство и многое другое. Это, безусловно, лучше, чем праздники и подарки. Способствует развитию творческих способностей, мелкой моторики, координации, повышает мотивацию, расширяет кругозор. Но помните меру. Не отвлекайте силы и внимание ребенка на то, что, возможно, в жизни ему никогда не пригодится. Постарайтесь понять запрос и потребности ребенка. Ответьте на его конкретный запрос, не фантазируйте. Вам нравится танцевать - прекрасно. Вы говорите на иностранном языке - отлично. А ему предстоит ПТУ и решение жилищной проблемы, и запросы его в настоящий момент могут отличаться от того, что лично Вы жаждете ему дать. Не думайте о себе, подумайте о нем. Пригодится ли ему итальянский алфавит и знание всех столиц мира в ближайшее время? Что ему необходимо, чтобы стать успешным в жизни? Каких знаний и умений в реальности ему не хватает? Над какими качествами характера ему надо поработать? Какие трудности в скором будущем ему предстоит преодолеть? Отвечает ли Ваше действие его актуальному запросу? Будьте объективны.
Миф 4. Устранить социальное сиротство невозможно.
Реальность. Социальное сиротство - это болезнь общества. Что Вы делаете, когда болит голова? Чаще всего первым делом хватаетесь за таблетку. Неприятно, когда где-то болит. Как любое заболевание, мы пытаемся симптомы и этой болезни заглушить таблетками: шоколадками, праздниками и развлечениями. Одинокому ребенку нужна любовь. Но дать сердце - сложно. Проще дать шоколадку (спасибо, Александр Самедович, за эту фразу). Очень часто вектор наших усилий лежит в сфере симптомов. Но корень социального сиротства кроется в семье. Оглянитесь вокруг. Есть ли среди Ваших знакомых люди, чьи семьи находятся в кризисном, неблагополучном положении? Можете ли лично Вы чем-то помочь им? Убедить их сохранить семью, убедить их сохранить в семье детей, если требуется, оказать содействие и помощь в наркологическом лечении и избавлении от алкогольной зависимости, трудоустройстве, поддержать в трудную минуту? Не будьте равнодушны, не навешивайте ярлыков, протяните руку помощи. Может быть, благодаря Вам статистические показатели социальной сиротности сохранят свою тенденцию к снижению, общество станет социально более ответственным и менее равнодушным к чужой боли, а детские дома со временем упразднят за ненадобностью.
С благодарностью к сотрудникам УРБОФ <Дари добро>, А.С. Гезалову и всем нашим уважаемым экспертам и лекторам за то, что они делают в области профилактики социального сиротства. Отдельное спасибо - Ольге Широбоковой, которая согласовала наше участие в конференции.
спасибо за Ваше участие и желание помочь .
Если телефон Алены Александровны так и не будет отвечать дальше, попробуйте, пожалуйста, зайти в интернат и ее там найти. Адрес - Либкнехта, 17 (напротив ТЦ Медведь).
quote:
DREAMSOFT
quote:
RoYAl
quote:
RoYAl
С некоторым опозданием шлю Тебе обещанные материалы (т.к. про программу Большой Брат Большая Сестра Ты материалы уже нашла сама, посылаю материалы по коррекции дислексии, т.е. по тому, как можно помочь Алёнке научиться читать):
интересная статья про дислексию и дисграфию в целом - http://www.rebenok.com/info/li...chto-delat.html
там в последнем абзаце упомянаются упражнения и игры, в которые можно регулярно, но очень коротко играть с ребенком, чтобы у него напрочь не отбить желание читать и писать.
на форуме логопедов нашла еще кучу разных игр, среди них найдешь Игры для профилактики и преодоления нарушений письма и чтения.
http://www.logoped.ru/igry.htm
А вообще пришла в голову мысль о том, что можно было бы обратиться в универ, на ту кафедру, где учат логопедов. Может быть, среди их старших студентов найдутся добровольцы, желающие помочь в нелегком деле обучения Аленки чтению, может быть, в рамках практики. Кафедра называется - Кафедра специальной психологии и коррекционной педагогики, завкафедрой - Чиркова Э.Б., кандидат педагогических наук, доцент. Телефон кафедры - 916-126 .
Надо, конечно, быть готовыми ко всему, в том числе и к тому, что откажут. Но Ты попробуй объяснить, что с детьми в интернате работаем уже несколько лет, но что не хватает их опыта и знаний.
а, может, и на форуме найдутся добровольцы-логопеды. АУ?
Всем желаю удачной недели!
Эля, я вещи передала детям, спасибо большое все подошло ))))))) С размерами можно еще чуть побольше для старших, а так все хорошо, даже отлично, все разобрали. Мальчишки удивились, что им принесли наконец, а не девчонкам ))Видела, что Эльдарик сразу одел голубую олимпийку Ваня аккуратно сложил в тумбочку. Остальные сразу взяли посмотрели и исчезли ))
Наконец я же увидела аквариум. у меня у самой их 2, обрадовалась, за рыбками ухаживает Леша Осипов, но он их очень много кормит, и походу у них рыбки хищники, едят улиток.
Сейчас у нас сложилась традиция, после наших занятий чаи гонять. Я вот подумала, что может детям купить чашки одинаковые и назначит дежурного кого-то из детей.
Теперь, что нужно детям: Леша Осипов попросил папку с файлами, не знаю зачем она ему, обложки для книг средние, точно нужны Паше, Сереже. Остальным наверное тоже надо, промолчали. Зубные пасты. зубные щетки всегда актуальны.
Наша Наст Викторова распечатала фотографии детей, Ребята всегда радуются, так что если у кого-то будет возможность распечатывать фотографии пишите.
про чашки - думаю, из этого можно сделать целое творческое занятие. надо поговорить с Таней, что она по этому поводу думает. Купить одинаковые кружки и краски по стеклу и всем вместе раскрасить кружки. Подробности можем с Тобой в скайпе обсудить.
еще у меня есть одна хорошая новость - сегодня звонила Сашке М. узнать, как у него дела, уже около двух месяцев с ним не общались. Сказал, что все хорошо а главное... что нашел свою семью, которую он никогда не знал! и вроде как воссоединение прошло успешно и теперь они живут все вместе уже второй месяц. Дай Бог, чтобы и дальше вместе жили мирно.
quote:
Сашке М.
quote:
Сказал, что все хорошо а главное... что нашел свою семью, которую он никогда не знал! и вроде как воссоединение прошло успешно и теперь они живут все вместе уже второй месяц. Дай Бог, чтобы и дальше вместе жили мирно.
quote:
можешь спросить у Сашки М.
quote:
Спасибо, что читаете.
предлагаю вам встретиться, познакомиться с теми, кого еще не знаем, пообщаться и поделиться опытом. Я буду в Ижевске в эти выходные и предлагаю встретиться в 12 часов.
Приглашаем всех, кто к детям уже ходит или еще только хочет начать это делать.
Повестка дня:
= узнать, кто чем когда занимается с детьми, а то не все знают о деятельности друг друга
= какие у кого проблемы и успехи, поделиться опытом
=поговорить по поводу отчета по детской площадке
=послушать о том, как Лена и Оля съездили на семинар Гезалова.
= Поговорить о том, реально ли у нас завести программу Большой Брат большая сестра и как это будем делать
=есть предложение на эту встречу пригласить директора школы-интерната. Давно хотели это сделать, все откладываем и откладываем. дальше некуда уже . попробую с ней связаться до выходных.
надо еще оповестить Таню и Аню, наших рукодельниц (Регин, сможешь ей позвонить, пожалуйста?) Отпишитесь, пожалуйста, кто хочет пойти.
итак, 12 часов в воскресенье. если будет не больше 10 человек - пригалашаю к себе домой (адрес напишу в личку тем, кто пойдет). если больше - пойдем в пиццерию Еще на советской. м?
quote:
Ребята, дома стоит ненужный компьютер, монитор и системный блок, для обучения ворду, и прочим программам ребятишкам хватит, продавать смысла нет, все работает все функционирует, подскажите куда можно сдать!
quote:
angel6913
quote:
Nadezhda22
Мы всегда будем рады принять:
вещи для мальчишек, от 10 лет до 17 (футболки, брюки, кофты);
вещи для девочек (1 девочка 8 лет, 3 девочки-патцанки от 14 лет, 2 девочки женственны 14 лет, 16 лет);
очень необходимы зубные пасты и зубные щетки;
шампуни;
носки, колготки;
книги: сказки, художественная литература;
раскраски;
резинки для девочек;
канцтовары.
Вещи принимаются чистые, глаженные, в хорошем состоянии, ХОТЕЛОСЬ БЫ ПОБОЛЬШЕ ВЕЩЕЙ ДЛЯ МАЛЬЧИКОВ ОТ 10-17 ЛЕТ, учитывая, что мальчиков по количеству 20 из 26.[/B][/QUOTE]
quote:
1. кончились зубные пасты и зубные щетки
2. нужны ремни для школьных брюк, брюки слетают у детей с попы.
Предлагаю вместе подумать, как мы можем в него отправить хотя бы одного-двух наших выпускников. Это было бы им очень полезно перед началом самостоятельной жизни. Мы об этом переговорим с руководством интерната и с детьми. есть желающие помочь финансово отправить туда наших ребят?
quote:После праздников встретимся. Кто хочет передать вещи, давайте после 12. Спасибо
МихасяМа
quote:
vikulya21
quote:
julimakar
quote:
julimakar
quote:
tash907
quote:
vikulya21
quote:
vikulya21
quote:
трое джинсов б/у
quote:
сожалею, вчера все забрали в реабилитационный центр. надеюсь, вам с вещами поможет кто-нибудь еще..
#500 IPP.M. Ц
quote:
Maria93
quote:
Варварушка
quote:
возьмёте старшей девочке
quote:
Nyia
quote:
пальто женское классическое
quote:
Как можно вам передать?
quote:
завтра
quote:
про пальто еще не спросили? мешается...
quote:
три пары мужских джинс,
На новый год дети попросили шампуни и гели для душа. Если есть возможность подарить шампуни и гели детям, будем рады принять и передать их ребятам.
5 девочек, 1ой девочке 9 лет (ей детский или с рисунком барби подойдет). Остальные мальчики. Примерно 34 ребенка. В Агате есть наборы детские, можно их купить. Но взрослым ребятам (14-16) лучше что-нибудь повзрослее. Если сможете сообщите пожалуйста до выходных. У нас девочки идут закупаться в выходные, количество шампуней и гелей нужно будет знать. Спасибо за помощь
quote:
vikulya21
quote:
но пока нет возможности ))))
и вот еще родилась такая идея (немного из другой оперы) - может, кому интересно:
в последнее время я заинтересовалась темой престарелых (наверно, навеяно мыслями о будущем родителей и вообще пожилых людей России). родился проект www.noski-tabani.ru . Хочу где-то 4-9 января съездить в один из домов престарелых (никогда там раньше не была), отвезти шерстяные следки, которые вяжут наши мамы и бабушки (пар 40). Заодно пообщаться, чаю попить, песен попеть. Подумала, если всё-таки с нашими ребятами-выпускниками интерната сделаем тортики, можем их отвезти пожилым. или даже вместе там поделать! Есть желающие присоединиться?
Варианты куда: дом престарелых в машиностроителе, богадельня у Сарапула, психоневрологический диспансер нагорный. Наверняка есть еще куча, о которых мы просто ничего не знаем. может, вы знаете?
если вам это интересно, пишите в личку или сюда, поехали вместе
цитата:
Originally posted by shirchick:
дом престарелых в машиностроителе,
цитата:
Originally posted by shirchick:
поедете с нами?