Архитектурно-исторический музей под открытым небом <Лудорвай> в этом году впервые принял участие в глобальной акции <Ночь в музее>. Для <Лудорвая>, который по привычке считался оплотом традиционной этно-культуры, эта музейная ночь стала настоящим прорывом в сферу современного актуального искусства.
О том, что нужно бы начать работать с актуальными художниками, в <Лудорвае> задумывались давно. Но ни к Рождественским, ни к Масленичным гуляниям, ни к традиционным <Герберам> и прочим народным праздникам, проходящим в <Лудорвае>, проекты современных концептуалистов никак не <пристегивались>. <Ночь музеев> с ее свободным форматом оказалась самым удобным случаем, чтобы наконец-то пустить неформальных творцов на заповедную территорию.
Конечно, привычные для <Лудорвая> события, вписывающиеся в рамки традиционной этно-культуры, на <Ночи музеев> тоже были. И на поляне у мельницы, и на подворье удмуртской усадьбы пели и танцевали национальные коллективы из Удмуртии, Чувашии, Мордовии. В русской усадьбе торжественно открыли избу-читальню.
Но вечером, когда <Ночь музеев> готова была вступить в свои права, инициативу перехватили художники самого известно в Удмуртии творческого объединения <ТВ-дача>. Пространство для своих перформансов они организовали заранее: в ручье установили деревянную скульптуру, очень напоминающую Христа или, по меньшей мере, христианского старца. Погруженный в воду по пояс, он казался не то крестящимся, не то готовым окрестить-освятить всех присутствующих. На берегу ручья разместились инсталляции из деревянных скульптур. Рядом с коровой, роль глаз у которой выполняли старый бюстгальтер, можно было <по-дачному> перекусить кашей из котла и молоком из импровизированного вымени, пристроенного у деревянной буренки под брюхом.
Для окончательного духовного очищения можно было подняться на холм, где художники установили часовенку и тынгару, звон которой напоминал звон церковного колокола.
Но главное действо разворачивалось в самом ручье, где раз за разом проводился перформанс <Удмуртская грязь>. В центре самой непролазной грязюки художник Роман Постников и его друзья установили стол, накрыли его для походного чаепития, и, утопая в жиже, начали застолье. Очень быстро оно переросло в форменное безобразие: художники, веселясь как дети, закидывали друг друга комками грязи, обливали кефиром, обмазывались глиной с ног до головы. В соседстве с деревянным Старцем, в непосредственной близости от импровизированной часовенки, это действо казалось крещением и очищением наоборот. Именно это принятие грязи как естественной составляющей жизни, проявление любви к самому обыденному и неприглядному, умение радоваться, даже выкарабкиваясь из самой засасывающей грязи, по замыслу художников, и составляет основу характера и настоящую силу жителей Удмуртии. И в само деле - выкарабкиваемся, справляемся, улыбаемся.
Художники сразу объявили перформанс открытым: к <Удмуртской грязи> мог присоединиться любой желающий. И такие нашлись: дети, которые восприняли его как официальное дозволение перемазаться с ног о головы, и даже сотрудница <Лудорвая>, которая не пожалела атласного платья - забралась в самую глинистую грязь и станцевала что-то весьма жизнеутверждающее.
Потом участники перформанса долго сушились и грелись у костра, чтобы вскоре вновь зайти в грязный ручей и повторить концептуальную игру. На память о перформансе все гости <Лудорвая> могли увести с собой аккуратно упакованную баночку удмуртской грязи (для самых смелых и сильных была даже грязь, закатанная в трехлитровые банки).
Все это время на сцене у территории <ТВ-дачи> играли продвинутые ижевские музыканты: группы <Птица Тылобурдо> и Oshean, шаманила голосом невероятная Маша Корепанова, создавали трансовые звуковые картины на всевозможных барабанах и дудочках Слава Троянский, Фима Ханыков и Макс Веревкин. Зрители, полупьяные от густого запаха сирени (другого алкоголя на площадке не предлагали) отплясывали у костра.
Эксперимент, затеянный <Лудорваем> и <ТВ-дачей>, оказался исключительно удачным: в невероятных пейзажах музея под открытым небом, на открытом воздухе и почти бескрайнем просторе перформансы актуальных художников и музыка инди-инсполнителей приобрели необходимый градус прекрасного безумия и особый размах. И есть основания считать, что подобные игры с пространством и формой на холмах <Лудорвая> будут происходить еще не раз.
Автор: Udm-info.ru