По условиям госконтракта организация должна была партиями поставлять товар по заявкам заказчика с 25 июня 2019 года по 29 мая 2020 года. На исполнение заявки у поставщика было 5 рабочих дней с момента ее получения.
По январской заявке заказчика организация поставила медицинские маски и шапочки, а в феврале исполнить заявку уже не смогла. В ответ на повторную заявку поставщик сообщил в письме, что в связи с опасностью эпидемии коронавируса в ближайшее время поставок медицинских масок не будет. Другие позиции организация поставила позже.
Заказчик расторгнул контракт в одностороннем порядке и направил в контрольный орган сведения для включения поставщика в РНП. В ответ на запрос УФАС организация направила письменные пояснения и переписку с поставщиками масок, которая подтверждала, что поставка масок приостановлена на неопределенный срок.
УФАС не включило поставщика в РНП по следующим причинам:
- до возникновения ситуации с коронавирусом он без нарушений выполнял условия контракта;
- даже в условиях сложившейся в стране ситуации поставщик предпринимал необходимые действия для исполнения своих обязательств, в том числе оперативно связывался с другими поставщиками;
- поставщик частично исполнил заявки, на основе которых заказчик расторгнул контракт и направил сведения для включения в РНП.
Напомним, ФАС, Минфин и МЧС признали распространение коронавируса обстоятельством непреодолимой силы.
Документ: Решение Ярославского УФАС России от 15.04.2020 по делу N 05-03/47П-20(76-43)
Заказчик проводил аукцион на закупку мебели. В документации по некоторым позициям требования были следующие:
- для парты учебной - "Покрытие каркаса: порошковая/полимерная краска".
По инструкции заполнять заявку нужно было так: "В случае установления требования к вариантам значения показателя с использованием союза "или", знака "/", при этом перед вариантами значений установлен знак ":", потребностям заказчика одновременно удовлетворяют все перечисленные значения, т.е. участник в заявке указывает все значения в неизменном виде";
- для конференц-кресла - "толщина спинки: 25?32 мм".
По инструкции заполнять заявку нужно было так: "В случае установления требования к значению показателя с использованием символа "?" и без использования слов/словосочетаний/символов/выражений, устанавливающих минимальные или максимальные требования, при этом перед значениями, разделенными символом "?", установлен знак ":", участник должен указать одно конкретное значение в рамках установленного диапазона возможных значений показателя, исключая крайние границы".
Участника закупки отклонили за несоответствие требованиям аукционной документации. В заявке он указал:
- для парты учебной - "Покрытие каркаса: полимерная краска";
- для конференц-кресла - "толщина спинки: 25 мм".
Контрольный орган признал отклонение участника закупки правомерным, несмотря на нестандартное использование знаков в документации. В Законе N 44-ФЗ не установлено критериев и требований к инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе. Заказчик делает это по своему усмотрению, не ограничивая круг участников.
Документ: Решение Санкт-Петербургского УФАС России от 25.03.2020 по делу N 44-1641/20
29 мая вступает в силу приказ Минсельхоза, которым утвержден типовой контракт на поставку продуктов питания. Применять его нужно будет только по истечении 30 календарных дней после его появления в ЕИС. Пока он там не размещен.
Контракт необходимо будет использовать, если предмет закупки относится, в частности, к следующим кодам ОКПД2:
- 01.12 (кроме 01.12.10.120) - рис нешелушеный;
- 01.41.2 - молоко сырое крупного рогатого скота;
- 03.11.2 - рыба морская свежая или охлажденная, которая не является продукцией рыбоводства.
С полным списком кодов можно ознакомиться в информационной карте типового контракта.
Ограничения по размеру НМЦК не установлены.
Документы: Приказ Минсельхоза России от 19.03.2020 N 140 (http://publication.pravo.gov.r...x=0&rangeSize=1 )
Стороны заключили контракты на выполнение работ. После подписания документов о приемке была выявлена недопоставка товара при выполнении работ. Ее обнаружила вышестоящая организация в ходе проверки. Заказчик хотел взыскать штраф с подрядчика.
Суды его не поддержали, поскольку:
- работы были приняты и оплачены, а возражения по объему и качеству при приемке не предъявлялись;
- заказчик не представил информацию об обстоятельствах проверки. Организация, выявившая недостатки, не является стороной по контракту;
- недочеты не носили скрытого характера.
Документ: Постановление АС Московского округа от 12.05.2020 по делу N А40-254425/2019
Проверить, есть ли товар в реестре российской промышленной продукции, можно на сайте ГИСП.
Напомним, выписка из реестра понадобится участникам закупок для подтверждения того, что продукция не подпадает под запрет или ограничения в отношении иностранных товаров.
Типовой контракт был размещен в ЕИС 28 мая. Его необходимо будет использовать, если предмет закупки относится, в частности, к следующим кодам ОКПД2:
- 01.12 (кроме 01.12.10.120) - рис нешелушеный;
- 01.41.2 - молоко сырое крупного рогатого скота;
- 03.11.2 - рыба морская свежая или охлажденная, которая не является продукцией рыбоводства.
С полным списком кодов можно ознакомиться в информационной карте типового контракта.
Ограничения по размеру НМЦК не установлены.
Документы: Приказ Минсельхоза России от 19.03.2020 N 140
Заказчик разместил в ЕИС извещение о проведении электронного аукциона 17 марта, определив окончание подачи заявок 24 марта в 09:00. НМЦК не превышала 300 млн руб., то есть по Закону N 44-ФЗ у участников должно было быть не менее 7 дней на подачу заявок. Организация пожаловалась на сокращение сроков подачи заявок.
Контрольный орган напомнил: по правилам ГК РФ течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало. То есть отсчитывать 7 дней нужно начиная с 18 марта. Действия заказчика признали нарушением Закона N 44-ФЗ.
Несмотря на то, что такой подход к расчету сроков можно считать общепринятым, заказчики все еще часто допускают ошибки при расчете сроков в госзакупках.
Так, схожие решения приняли Самарское, Псковское, Свердловское УФАС. В последнем случае контрольный орган также уточнил: по ГК РФ, если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до 24 часов последнего дня срока. Заказчик же ограничил седьмой день подачи заявок периодом до 06:00.
Аналогичные ошибки заказчики допускают и при определении нового срока окончания подачи заявок после изменения документации. На такое нарушение указывали ФАС, Оренбургское, Пермское УФАС.
Документ: Решение Хабаровского УФАС России от 06.04.2020 по делу N 027/06/63-365/2020
Организация планировала поучаствовать в закупке по Закону N 223-ФЗ, предоставив в обеспечение заявки банковскую гарантию. Однако заказчик предусмотрел в документации и положении о закупке возможность обеспечить заявку только деньгами. Это стало поводом пожаловаться в контрольный орган.
УФАС решило, что нарушений нет. По Закону N 223-ФЗ заказчик должен включить в извещение и документацию условия банковской гарантии лишь в том случае, если такой способ обеспечения заявок предусмотрен положением о закупке заказчика. Участник выбирает способ обеспечения заявки только из способов, предусмотренных заказчиком в извещении и документации.
Документ: Решение Волгоградского УФАС России от 23.03.2020 по делу N 034/10/18.1-259/2020
Минфин подготовил изменения к правилам оценки заявок, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085.
Порядок, действующий сейчас в отношении строительных работ, скорректируют: исключат работы на особых объектах и автодорогах. Он будет действовать при закупке:
- строительных работ по контрактам, указанным в ч. ч. 16, 16.1 ст. 34, ч. 56 ст. 112 Закона N 44-ФЗ;
- работ по строительству, реконструкции, капремонту, сносу линейного и нелинейного объекта капстроительства;
- работ по сохранению объектов культурного наследия.
В качестве нестоимостных критериев оценки можно будет использовать только квалификацию участника. Для оценки в документации придется установить один или несколько показателей, касающихся исполненных контрактов (договоров) на строительные работы:
- общую стоимость;
- общее количество;
- наибольшую цену одного из контрактов или договоров.
Заказчик сможет предусмотреть в документации и учесть при оценке один или несколько контрактов (договоров), которые перечислены в п. 27.3 правил в редакции проекта.
Предельные величины значимости критериев оценки заявок будут распределяться так же, как и сейчас при закупке строительных работ на особых объектах и автодорогах.
Планируется, что поправки заработают уже 20 июля 2020 года. Они не будут применяться в закупках, которые объявлены до этой даты. Общественное обсуждение проекта продлится до 18 июня 2020 года.
Документ: Проект Постановления Правительства РФ