С 1 сентября 2021 года при досрочном погашении кредита банки будут обязаны возвращать заемщикам часть уплаченной страховой премии
Федеральным законом вводится понятие "договора страхования, заключенного в целях обеспечения исполнения обязательств заемщика по договору потребительского кредита (займа)". Таким договором является договор страхования, в зависимости от заключения которого заемщику предлагаются разные условия потребительского кредита (займа), в том числе в части срока его возврата, полной стоимости кредита (в том числе процентов и иных платежей), либо договор страхования, выгодоприобретателем по которому является кредитор, получающий страховую выплату в случае невозможности исполнения заемщиком обязательств по договору потребительского кредита (займа).
Устанавливается, что при полном досрочном погашении кредита банк обязан вернуть заемщику часть страховой премии по договору страхования за вычетом суммы страховой премии, исчисляемой пропорционально времени, в течение которого действовало страхование (при отсутствии страховых случаев).
Кроме того, устанавливается право заемщика расторгнуть в течение 14 календарных дней со дня выражения заемщиком согласия на получение страховой услуги договор страхования и получить уплаченную страховую премию в полном объеме при отсутствии событий, имеющих признаки страхового случая.
В случае отказа заемщика от заключения договора страхования или при отказе от него банк вправе увеличить размер процентной ставки по договору кредита (займа) до размера процентной ставки, установленной на дату предоставления кредита для кредитов, предоставляемых без заключения договора добровольного страхования.
Положения настоящего Федерального закона будут применяться к договорам, заключенным после даты его вступления в силу.
Льготные условия участия субъектов МСП в закупках распространены на самозанятых лиц, уплачивающих НПД
Закон направлен на улучшение условий деятельности самозанятых граждан путем упрощения их доступа к проводимым закупкам.
В настоящее время физлица, применяющие специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход" (НПД), вправе принимать участие в закупках на общих основаниях.
При этом в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) установлены особые условия участия в закупках (предусматривается, например, обязательная квота закупок, сокращенный срок оплаты за поставленный товар и т.д.).
Теперь самозанятые лица, применяющие НПД, смогут принимать участие в закупках на тех же условиях, которые установлены для субъектов МСП.
Установлено при этом, что закупки, извещения об осуществлении которых были размещены в ЕИС в сфере закупок до дня вступления в силу настоящего закона, завершаются по правилам, которые действовали на дату размещения такого извещения.
Установлен порядок рассмотрения субъектами РФ рекомендаций российского экологического оператора при утверждении или корректировке региональной программы обращения с отходами
Уполномоченный орган власти субъекта РФ направляет проект региональной программы или проект изменений в указанную программу региональному оператору для получения рекомендаций не менее чем за 30 рабочих дней до предполагаемой даты утверждения указанного проекта.
Региональный оператор проводит экспертизу проекта в течение 15 рабочих дней со дня поступления обращения. Экспертиза проводится на предмет соответствия программы требованиям законодательства РФ в области обращения с отходами.
Результаты экспертизы оформляются в виде рекомендаций оператора.
Уполномоченный орган власти субъекта РФ в течение 10 рабочих дней со дня получения рекомендаций направляет региональному оператору информацию об их учете или мотивированную позицию об отказе в их учете.
Постановлением, кроме того, устанавливается порядок получения рекомендаций регионального оператора при установлении и корректировке нормативов накопления ТКО, аналогичный порядку получения рекомендаций при утверждении региональной программы по обращению с отходами.
С 1 января 2020 года вводится механизм компенсации расходов владельцев электросетей, понесенных ими в связи с обеспечением перетока электрической энергии потребителям
Возмещению подлежат фактические расходы владельца электросетей, утратившего статус территориальной сетевой организации (ТСО) на приобретение электроэнергии (мощности) в целях компенсации потерь электрической энергии в объеме технологических потерь электроэнергии, возникших в его объектах электросетевого хозяйства в связи с обеспечением перетока электроэнергии потребителям, с которыми до лишения статуса ТСО были заключены договоры технологического присоединения.
Данные расходы подлежат компенсации территориальной сетевой организацией, к электрическим сетям которой присоединены объекты электросетевого хозяйства. Расходы возмещаются по заявлению владельца электросетей.
Постановлением установлены требования к содержанию указанного заявления и прилагаемым к нему документам.
Компенсация подлежит выплате в течение 30 календарных дней со дня начала действия цен (тарифов) на услуги по передаче электроэнергии, при установлении которых органом исполнительной власти субъекта РФ в области государственного регулирования тарифов учтены в необходимой валовой выручке территориальной сетевой организации расходы, подлежащие компенсации владельцу объекта электросетевого хозяйства.
Постановление принято во исполнение Постановления Конституционного Суда РФ от 25.04.2019 N 19-П "По делу о проверке конституционности пункта 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг в связи с жалобой акционерного общества "Верхневолгоэлектромонтаж-НН".
Предоставление земельных участков под видом их перераспределения может быть расценено в качестве способа обхода закона
ФАС России разъясняет, что согласно пункту 3 статьи 11.7 Земельного кодекса РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 Земельного кодекса РФ.
Перераспределение земельных участков происходит на основании соглашения, которое заключается в порядке статьи 39.29 Земельного кодекса РФ, а также при условии соблюдения случаев и оснований перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой, установленных статьей 39.27 Земельного кодекса РФ. При этом процедура перераспределения земельных участков не может преследовать фактическую цель предоставления земельного участка, поскольку в противном случае использование этой процедуры может быть расценено в качестве способа обхода закона, что запрещено статьей 10 ГК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Банку России запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Кроме того, запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Банком России или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
При установлении взаимосвязи между действиями органа местного самоуправления и последствиями в виде ограничения конкуренции антимонопольным органом может быть сделан вывод о нарушении статьи 15 или статьи 16 Закона о защите конкуренции.
Повторное предоставление земельного участка для завершения строительства может иметь признаки нарушения антимонопольного законодательства
ФАС России разъясняет, что согласно подпункту 2 пункта 5 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ (далее - Земельный кодекс) предоставление в аренду без проведения торгов земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположен объект незавершенного строительства, осуществляется однократно для завершения строительства этого объекта собственнику объекта незавершенного строительства при условии, что такой земельный участок не предоставлялся для завершения строительства этого объекта ни одному из предыдущих собственников этого объекта и что уполномоченным органом в течение шести месяцев со дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка, на котором расположен этот объект, в суд не заявлено требование об изъятии этого объекта путем продажи с публичных торгов либо судом отказано в удовлетворении данного требования или этот объект не был продан с публичных торгов по причине отсутствия лиц, участвовавших в торгах.
Если земельный участок ранее предоставлялся для завершения строительства на основании пункта 21 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и подпункта 10 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса, то повторное предоставление земельного участка в аренду собственнику объекта незавершенного строительства на основании подпункта 10 пункта 2 и пункта 5 статьи 39.6 Земельного кодекса в соответствии с подпунктом 6 пункта 8 статьи 39.8 Земельного кодекса на срок до трех лет может создавать преимущественные условия ведения деятельности и иметь признаки нарушения антимонопольного законодательства.
При этом ФАС России обращает внимание на наличие особенностей регулирования предоставления земельного участка для завершения строительства многоквартирных домов в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".
С 1 января 2020 года сокращается круг объектов государственной экологической экспертизы федерального уровня
Так, например, государственная экологическая экспертиза федерального уровня не проводится в отношении проектной документация объектов капитального строительства, предполагаемых к строительству, реконструкции в пределах одного или нескольких земельных участков, на которых расположен объект I категории, если это не повлечет за собой изменения, в том числе в соответствии с проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, областей применения наилучших доступных технологий, качественных и (или) количественных характеристик загрязняющих веществ, поступающих в окружающую среду, образуемых и (или) размещаемых отходов.
Федеральным законом также:
устанавливается, что соответствие технологических процессов, оборудования, технических способов, методов, применяемых на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, наилучшим доступным технологиям определяется при выдаче комплексного экологического разрешения в случае, если не требуется утверждение программы повышения экологической эффективности, а также определяется при одобрении проекта программы повышения экологической эффективности;
определяются срок подачи заявки на получение комплексного экологического разрешения и сроки ее рассмотрения, основания для отказа в выдаче такого разрешения, устанавливаются полномочия Правительства РФ по определению порядка рассмотрения указанных заявок;
уточняются требования в области охраны окружающей среды при осуществлении различных видов деятельности.