Последние три месяца мы с мужем собираем информацию об ижевских школах, педагогах, образовательных программах. Мы не вылазим из образовательных форумов, общаемся с родителями, читаем их отзывы о детских учебниках и сами разбираем эти учебники. И выводы, к которым приходим мы, изначально сторонники школьного обучения, катастрофичны.
Что важно для меня как для родителя? В первую очередь, учитель - доброжелательный, мудрый наставник, который сможет расположить к себе моего ребёнка, завладеет его вниманием и симпатией, сможет стать для него примером и открыть ему прекрасный мир знаний. Второе - чувство безопасности и комфорта в учебном заведении. Мне очень сложно сейчас представить, что современные младшие школьники способны чувствовать себя комфортно, когда тащут в школу непомерно огромный и тяжёлый рюкзак с книгами, спортивной формой и школьной обувью. Ах, да, ещё лыжи за плечом. Мне сложно представить, что младший школьник чувствует себя в безопасности в огромных, шумных школьных коридорах, где на переменах общаются/спорят/дерутся/бегают десятки незнакомых, более старших, более крупных, совершено разных детей. И когда в этих коридорах на перемене нет ни одного взрослого! Ни одного! Ну они ведь все в учительской - общаются, отдыхают, готовятся к следующему уроку: Третье, что для меня как для родителя важно - одноклассники моего ребёнка, сверстники, те, кто со временем станет его друзьями и займёт важное место в жизни. Из каких они семей? Разделяют ли их семьи принципы и ценности нашей семьи? Любят ли их семьи своих детей также, как мы любим своих? Какие примеры, какие образцы поведения видели эти дети перед своими глазами за свои 6-7 лет, какие модели поведения и общения они будут претворять в жизнь в школе?
Все сознательные и ответственные родители хотят для своих детей примерно одного и того же. Именно поэтому мы с мужем три месяца выбираем школу и приходим к выводу: такой школы в Ижевске нет. Где-то есть талантливые педагоги, куда-то поступают наши знакомые с младенчества дети, где-то возможно выбрать образовательную программу, но ни в одной школе не совпадает всё то, что для меня важно.
Параллельно с моим знакомством со школами я прочитала книгу Гордона Ньюфелда и Габора Матэ <Не упускайте своих детей!> И все мои вопросы и аргументы - <Ребёнку нужно общение со сверстниками!>, <Ребёнку нужно уметь налаживать отношения>, <Где же ребёнку учиться общаться как не в коллективе?>, <Как же ему учиться заводить друзей?> - все, все вопросы отпали сами собой после прочтения этой книги.
Я уже не могу назвать себя сторонником школьного образования. Но - не могу назвать и сторонником домашнего. Для этого есть три причины. Первая: я хочу, чтобы ребёнок занимался в другом помещении, не дома. Чтобы это был специально оборудованный, просторный класс. Чтобы в коридоре были шкафчики для верхней одежды и полочки для сменной обуви. Чтобы была игровая/чайная, где во время перемен дети (а их тоже должно быть несколько человек) смогут отдохнуть, пообщаться, переключиться (и, кстати, сделать всё это вместе с занимающимися с ними взрослым). Вторая причина: детей должно быть несколько. Это то самое общение друг с другом, которое не заменяет родителей, но приносит детям радость общения друг с другом. Этих детей немного, человек 5-7, и они все из семей с такими же ценностями и принципами как у нас. Это естественно, ведь другие бы дети просто не оказались в этой школе. И третье: с детьми должен заниматься педагог. Опытный, грамотный, любящий детей, дружелюбно настроенный к детям, желающий дать им знания, а не преподать учебник, искренне заинтересованный в их обучении, развитии, взрослении. Я уверена, что найти такого человека реально. И уверена, что 5-7 семей способны платить ему хорошую зарплату, не меньшую, чем он получал бы в школе. Но в данном случае мы имеем возможность самостоятельного выбора этого педагога, возможность предварительного согласования с ним образовательной программы и учебников, которые не покалечат наших детей, не сделают их шизофрениками или параноиками к третьему классу.
Тут можно было бы варьировать всё! Уроки физкультуры зимой проводить на лыжной базе, можно было бы обучать детей плаванию или верховой езде. Стены класса можно было бы украшать рисунками и гербариями, которые делали бы дети на тех же уроках <Окружающего мира>. Много, много идей есть уже у нас самих, и, думаю, их было бы ещё больше у талантливого и опытного педагога.
И вот, внимание, вопрос. Мамы, реально ли это? Готов ли кто-то поддержать нашу с мужем идею и создать такую совместную маленькую школу? В данный момент мы рассматриваем вариант только начального образования. Что будет дальше - покажет время. Но я уверена, что выбирать профильный лицей или школу с углублённым изучением каких бы то ни было предметов можно только тогда, когда ты уже понимаешь истинные потребности и способности своего ребёнка. Сделать это до школы - практически невозможно. Так не лучше ли дать своим детям настоящие знания, понимание предметов, сохранив их целостность, индивидуальность, внутреннюю уверенность и спокойствие, научив их говорить, раскрываться, отвечать на вопросы? Сделать всё это за те же четыре года без нервов и стресса. Сделать это увлекательно, не убив в детях интерес к учёбе. И потом, возможно, выбрать для них школу.
Нашему сыну 6 лет. Мы планируем начать школьное обучение в 2016. Мне очень интересно мнение всех родителей по нашему вопросу-предложению. Особенно тех, чьи дети тоже начнут учиться в 2016 году.