Простите великодушно, если подобное было (но, вроде, нет).
Сравнения могут быть любопытными.
Показать текст сообщения полностью
Сравнения могут быть любопытными.
Главная /
Медицина /
Медицина из прошлого, далекого и не очень, народная и не очень
тема закрыта |
|
|
---|
|
следующая тема | предыдущая тема | ||||||||||||
|
||||||||||||||
| ||||||||||||||
|
|
отмечусь, интересно
| |||
|
Толки, давайте еще чё нить из архивов. Прям удмуртский, виртуальный никербокер
| |||
|
Извините, опять медицина только отчасти. Страна воюет, а тут девчонку обидели:
"30 октября 1916 приставу Ижевского завода: Сим сообщаю, что в Ижевскую земскую больницу 30 октября с/г поступила на излечение отравленная уксусной эссенцией крестьянка Сарапульского уезда Кыйлудской вол. ... Кононова Евдокия Ермолаевна. Врач Ижевской земской больницы: /подпись. А. Бухрин?/ ... ...Доставленная в земскую больницу живущая по Пробной ул., д. N 29, кр. Нылгижикьинской вол. ...Евдокия Ермолаева Кононова, 17 лет, православная, рассказала, что она работала у портнихи Бусоргиной, подруги ее, что та нажаловалась Бусоргиной и та ей отказала. За учение работать она заплатила 20 р. и, не научившись работать, была вынуждена искать новой работы. Из-за бедности и боязни матери она купила бутылку эссенции за 50 к. и всю ее вчера вечером выпила у себя в квартире. Затем матерью Марией Алексеевой была доставлена в больницу... Мать Кононовой - кр. Кыйлудской, а не Нылгижикьинской в. ...Мария Алексеева Кононова объяснила, что дочь ее Евдокия работала у портнихи Бусоргиной. Между другими девицами Бусоргиной и ею вышли какие-то неприятности, а затем Бусоргина ей отказала в работе. Не перенося, видимо, этого удара, ввиду ее бедности дочь Евдокия где-то приобрела эссенцию и выпила. Она пришла из завода в квартиру и, увидев, что с нею неладно, отправила ее в больницу. Конановой /это ее подпись/ ...Спрошенная по сему делу кр. Вятского у. Калознинской(?) в. и села Анастасия Васильева Бусоргина объяснила, что Кононова жила у ней ученицей кройки и шитья. За сплетни среди ее учениц она 29 октября в работе отказала. Что заставило ее отравиться, ей не известно, и по делу более объяснить ничего не имеет. Бусоргина ...Справка: Кононова выздоровела... /к делу пришито записанное карандашом на обороте ;телеграммы; - вестей с полей войны, отпечатанной в Ижевской типолитографии т-ва Н.Я. Улыбина, М.Н. Пирогова и Е.А. Рябова (Вторник 25 октября 1916 г. Ижевские телеграммы (Петроградского телеграфного агентства))/: А Анастасия Вас. Совсем не виновата но мне все равно. Хоть когда помирать то хоть когда но всетаки жалко на таких юнных годов. Но вам верно Вы сами знаете кто будет кормить под старость маму у ней только и была надежда... знает только один Бог. Ведь ето Анастасия Вас. говорила Аниса Мы идем с ней к нам я ее и спрашиваю чего севодня Анастасия Вас. такия печальныя, а она говорит я не знаю потом говорит что только одно знаю что замечаю что Николай ... ней ходит все в комнату. А болше я ничего не знаю. Но простите меня в том во всем. Я вас прощаю. Милая мама да как ты без меня будешь жить Господи как мне тебя жалко. Мама милая прости меня грешную и молись... /читать невозможно, дело расшивать надо/... мне один раз умирать, но я не хочу что бы на меня зря говорили Бог им судья. Милая и дорогая мамочка прости я вас всех прощаю. П[р]остите все родные и знакомые. Простите и простите я вас всех прощаю Анастасия вам нужно сначала дело разобрать да тож(?) | |||
|
И мне интересно, пишите ещё.
| |||
|
"Шарлатаны" тех времен)
МВД. Исправляющего должность глазовского земского исправника 10 июня 1857 г. г.приставу 2-го стана Иванову. Г. Начальник Вятской губернии вследствие сообщенного ему епархиальным архиереем преосвященным Елпидифором представления глазовского протоиерея Стефанова от 4 сего июня... дал мне знать, что в Вашем стане находятся ворожцы, которые своими действиями имеют вредное влияние на вотяков, и именно: Кочуковской волости д. Пыжнецкой Федот Бушмакин, Елганской волости д. Крыжевской Семен Никитин и Терентий Евсевиев, и что лица эти данными в 1856 г. в местных сельских управлениях при духовенстве подписками обязались отнюдь не производить никакой ворожбы, но ныне в противность сего опять начали продолжать ворожбу. ...Федот Исаков Бушмакин, 76 лет, веры православной, у исповеди... бываю, [вотяк], грамоте не учен, судим и штрафован не бывал, Кочуковской волости д. Пыжнетской государственный крестьянин. Я никогда и никакой ворожбой не занимался и ныне не занимаюсь..., а действительно костоправством у людей и скота и правлением вывихов членов занимался, но после данной в 1856 г. подписки... этим не занимаюсь. [это подтверждают его однодеревенцы] ...Терентей Евсеев, от роду имею 39 лет, ..., Елганской волости Пимеговского сельского общества д. Крыжевской... Я никогда и никакой ворожбой не занимался и ныне не занимаюсь..., а действительно занимался лечением людей от уроков чтением молитвы и вспрыскиванием водой, но после данной в 1856 г. подписки... и этим не занимаюсь. Степан Нкитин, ...70 лет, [показал то же, что и Евсеев], с дополнением, что он по старости лет и дряхлости своей даже не выходит из комнаты... [это подтверждают и однодеревенцы] | |||
|
Каков слог! Исправляющий должность исправник... Пристав второго стана... Лечение людей от уроков... Ну и просто чудо: quote: quote: | |||
|
quote: Тут, пожалуй, пояснить надо. Должность становых приставов введена в году так 1837. Это полицейский чин, примерно как участковый полиционер сейчас, только его "участок"-стан был огромный, по крайней мере, первоначально: на весь Елабужский -- 2 стана, в Глазовском, Малмыжском, Сарапульском, помнится, -- по 3. Уездный земский исправник -- глава земского суда, по сути -- главный полиционер в уезде. | |||
|
quote: Тут черт его знает. Повторюсь, мог и ошибку в прочтении допустить. Слово "урок" тогда иное значение имело, более широкое, чем сейчас, но какая связь с болезнями... | |||
|
quote: Не надо, все и так понятно. quote: Прямая!! УРО́ЧИТЬ (от урекать, урек, урок), бол. уптребл. с прдл. испортить недобрым, завистливым взглядом, сглазить, опризорить, или наслать на кого болезнь, или испортить кого знахарством. Изурочить кого, сглазить, опризорить. урочиться, вят. хворать. | | Уро́ченье, действие по глаг. Уро́к м. изуро́ченье, порча, сглаз, насылка ворожбита, бол. говор. Уро́ки, зап. уро́ци, особ. о детск. болезнях, родимчик. (с) урОки - урОци - уродства, как-то так... | |||
|
Прикольно, если реально так даже в середине XIX в.
| |||
|
Товарищи ученые, не сУмлевайтесь, милые... (с).
| |||
|
А мне понравились слова "ворожцы", а то всё бабки, да бабки. нынче ищутся и "однодеревцы" вместо современных односельчан)))
| |||
|
quote: Нынче вместо холерного вибриона болезнь Боткина гуляет. С состоянием дел в водопроводах, думаю, что сильно воду хлорируют и дальше будут | |||
|
quote: бабки - это "ворожеи". "ворожцы" - это дедки. quote: что есть деревня, а что есть село люди четко дифференцировали. | |||
|
"Однопочинковцы", "односельчане", тем более -- "однопогостцы" не попадались, вроде.
| |||
|
quote: Это я поняла Вот и говорю, что дедок-то сейчас не ищут, профЭссия по ходу феминизировалась. Хотя по ощущениям скорее было некое разделение труда - бабки, допустим, пупы вправляли, а дедки "костоправили и правили вывихи членов". | |||
|
А дедки(шутка)-татары чепецкие коновалили. Например, в одиночку без привязи коня (в смысле -- обездвижения)), с одной железной заслонкой в качестве защиты от копыт могли выхолостить его) Это, правда, по воспоминаниям уже, собранным этнографами. Простите, что вношу в медицину элемент ветеринарии прошлого)
| |||
|
quote: Ну и зря прощения просите. Судя по этому документу: quote: какое-то время что коновал, что повивальная бабка в одних "чинах" ходили | |||
|
Это перебор, конечно, даже если и в одном документе.
"Лекарство", блин: "...при следствии Романов [Трофим Романо из д. Коровай-Норьи Большенорьинской волости, у которого корчемный поверенный Хлебников нашел в бутылке 1/20 ведра кумышки в 53 градуса негара] показал, что у него в бутылке была не кумышка, а кабацкое вино, смешанною с водою, которое он подавал малолетним детям, страдавшим болью в рту, что подтвердили бывшие при обыске добросовестные и за присягою понятые..." | |||
|
quote: А в чем проблема? Хлебный мякиш с кумышкой в | |||
|
Я из вотской деревни, мои родители оттуда же (почти все), их родители -- подавно: не было такой традиции. Это из той же серии, как сейчас отдельные русские, удмурты, татары и пр. поят своих младенцев, чтобы спали. Кумышка, помимо своего непосредственного предназначения, использовалась также в некоторых традиционных обрядах. Вот там давали детям пригубить в качестве своеобразного причащения, как в церкви с кагором. Данное событие происходило в 1860 г. На кабацкое вино госмонополия образовалась только в конце XIX в. (вроде, 1894 г.), кумышковарение было запрещено раньше, в 1890 г. Подобное же подобие госмонополии было в стране в 1817-1826 гг., и опять примерно в эти же годы кумышковарение опять-таки было запрещено. В другое время оно было разрешено, но с кучей ограничений. В частности, в это время, из документа, запрещалось корчемствовать плюс ограничения на крепость. Так понимаю, взъелись как раз за крепость. Человек поэтому как раз "отбрыкивался" тем, что приобрел вино в кабаке. Про кражу речи не идет близко.
| |||
|
quote: Надо маму расспросить (дер. Русский Сарамак), что-то она такое рассказывала)) Она часто вспоминает, как они с подружками ее младшей сестре (2 года разницы) полный рот "рощенки" натолкали, ибо та дюже орала и играть им мешала, узбагоить и накормить хотели, ладно, родители домой вернулись %) | |||
|
Собственно, вот на что катить пытаются в середине XIX в.:
"...Приказали: 1-е, новокрещен из вотяков Большенорьинской волости деревни Алганчи-Игры Луку Сидорова и Александра Степанова за выкурку кумышки хотя и по предварительному извещению начальства, но выше дозволенной доброты, на основании 698 ст. Улож[ения] по 6 пун. 287 _ откупных положений с 1851 по 1855 год, подвергнуть штрафу за одно ведро втрое противу продажной цены на вино каждого по 9 руб., а обоих 18 руб. серебр[ом]. В случае невзноса Сидоровым и Степановым присужденного с них взыскания 18 руб. в течении 2 недель со дня объявления им сего решения поступить с ними на основании 720 ст. Улож. Деньги же сии по взыскании, согласно 288 _ Откуп[ных] положений, отослать в Сарапульское уездное казначейство с тем, чтоб оное одну половину отослало в Вятский приказ общественного призрения, а другую выдало содержателю сарапульского откупа Гуляеву. Сверх сего, как Сидорову и Степанову, так и всем их одножителям выкуривание кумышки на будущее время воспретить, за чем и поручить земской полиции и местному сельскому начальству иметь наблюдение; ... 3, отобранную от новокрещан Сидорова и Степанова кумышку уничтожить, а посуду выдать им обратно. Для объявления о чем, кому должно, с правом апелляции предписать Сарапульскому земскому суду. А когда решение сие войдет в законную силу, то о существе его известить Сарапульскую акцизно-откупную контору, но прежде мнение сие взнесть в записку и оную вместе с делом представить на ревизию в вятскую палату уголовнаго и гражданскаго суда при рапорте. О переходе дела сего уведомить сарапульского окружного начальника отношением. Алексей Вилегжанин Василий Репин Федор фон Штемпель /печатный штамп:/ с.з. С. Тимофеев ..." | |||
|
quote: Это и русским, имхо, не могло быть характерно в качестве какой-то общепринятой традиции. Именно что отдельные заскоки. | |||
|
quote: Мама не русская Ну, т.е. в паспорте СССР была "русской" записана, но ее папа, дедушка мой, был На счет того, что было, расспрошу, самой интересно)) Она вспоминала также, что в тряпочку размоченный с чем-то/в чем-то хлеб заворачивали и ребенкам давали. Я так понимаю, дело летом происходило, значит, маме было около 2,5 а тётке моей около полугода. | |||
|
Мама у меня, получается, с юга Удмуртии, с Вятки, а папа - с севера, там в родне как раз русские. Они на Сибирском тракте жили, мне поэтому про те места интересно, я там выросла
| |||
|
quote: Писатели-деревенщики, оттуда, вроде, в памяти, что ржаной хлеб разжеванный в тряпку и эту "соску" младенцу. Мне отец мед намазывал, но уже на обычную, почти нынешнюю соску. | |||
|
quote: чО? Почти все родители? И говорите что кумышку с мякишем не давали? quote: было сталобыть... зря толки не соглашается. Об этом же рассказывал врач, работавший в 50-х годах в Вавожском районе. Ну и другие многочисленные источники. | |||
|
"Крестьянин с. Большенорьинского Большенорьинской волости... Михаил Петрович Вохмин /1873 г.р., до этого выпускник Вятской духовной семинарии/ испытательной медицинской комиссией при императорском Томском университете 8 октября 1902 г. удостоен степени лекаря". /Поэтому "исключен из податного сословия"/.
| |||
|
quote: Это я про родителей жены, раз. Нет уверенности насчет происхождения и своих полной, хотя бы потому, что в Котныреве, откуда одна из бабушек, русские черносошные крестьяне вместе с удмуртами проживали где-то с середины XVIII в. quote: Были такие "соски", не соглашаюсь, что существовала традиция размачивать мякиш кумышкой, это глупо для нормальных, нелюмпенизированных семей. | |||
|
quote: quote: Да хз на самом деле, что там было, и чего там не было. На счет глупости/нормальности/люмпенизированности тоже Бог весть. Про свою родню точно могу сказать, что люмпен-пролетариатом там и не пахло, всех пращуров с маминой стороны раскулачили, потому как большое хозяйство имели. Дедушка с бабушкой, рассказывала уже - после войны (а дед прошел ее с первых дней, в плену был, потом в лагерях) просто работали от зари до зари, на колхоз, на пасеке, на своем хозяйстве.. За детьми кому глядеть было? Младшим мал мала меньше, да бабкам старым, которых от работы по дому тоже никто не освобождал. Кто знает, может, и использовали чего, чтобы спали дольше да крепче, только не от хорошей это жизни, и не потому, что дурные, темные или люмпены. Не нам их судить. | |||
|
Немного Сибирского тракта (Вашего, вроде, не вижу():
1835 г.: "Быргындинской волости в деревне Соколовке г. исправник, бывши на мирской сходке накануне Петрова дни, говорил поселянам, что ежели они дадут по 25 коп. с души, то избавит их от устройства Сибирского тракта, а заставит вместо того поправить по реке Каме бечевник, почему собрано деревенским выборным Власом Федоровым Старчиковым вышеписанное количество, да ранее сего по приказанию якобы его же, исправника, собрано по одному куриному яйцу и по полуфунту коровьего масла, а у кого нет сего последнего, то брали деньгами по 10 коп. с души. О всем вышеписанном сказывал мне деревни Соколовки крестьянин Митрофан Антропов" 1843 г.: "По последовавшим за сим розыскам земской полиции предварительного формального исследования, дознано было, что убийцы новокрещена Серебренникова должны быть крестьяне Мостовинского приказа села Кигбаева Степан Савельев и сын его Иван Устюжаниновы, которые в мае месяце сего года из жительства своего (состоящего в 220 верстах от места настоящего преступления) находились в бегах, бродяжничая по разным местам, они в селе Завьялове у непременного работника Ижевского оружейного завода Григорья Сергеева похитили двух лошадей, на которых достигли Сибирского тракта и в деревне Зуре Глазовского уезда продали похищенных ими лошадей новокрещену Кириллу Стрелкову и сидельцу питейного дома Орлову, из деревни Зуры отправились пешком, дошли до деревни Ирима, где назвавшись проходящими для кладки церкви каменщиками, наняли за прогоны новокрещена Егора Серебренникова на паре лошадей, запряженных в телегу, довести их до селения Уйвая в Сарапульском уезде..." | |||
|
1806 г.: "Сего месяца 20 числа находящейся на Сибирском тракте для препровождения казенных транспортов войска Донскаго Камисарова полка харунжей Мелихов известил меня, что его превосходительство господин пермский и вятский генерал-губернатор находится в городе Аханске и имеет намерение следовать в город Вятку. Почему я для встречи его тотчас отправился, и приезжая на Сибирской тракт чрез 220 верст 21-го известился, что его превосходительство чрез Сарапульской уезд проследовал, имел начлег в селе Дебесах 18-го на 19-го числ и означенным господином Мелиховым до границы Глазовского уезда препровожден благополучно. О чем Вашему превосходительству сие почтеннейше и доношу.
Земский исправник Радин" /Потом ехал через Глазовский, Слободской и Вятский уезды/ | |||
|
1895 г.: Поломское волостное правление рапортует земскому начальнику 15 марта: ...чтобы крестьяне не добывали из трактовых берез под страхом ответственности березовицы было объявлено на сельских сходах...
Тогда же Тольенское: ...о воспрещении населению пользоваться соком с берез почтовых трактов объявлено на сельских сходах... | |||
|
17 января 1893: "Волостное правление честь имеет при сем представить Вашему высокородию на благорассмотрение и зависящее распоряжение два приговора: сельского схода Пужмезского общества и волостного схода сей Гыинской волости, состоявшиеся 8 и 22 минувшего декабря, коими ходатайствуют: Пужмезское сельское общество - о переложении существующей от Лыпского волостного правления к Поломскому чрез селение Кездурское уездной дороги чрез село Пужмезское с переводом земской станции из селения Кездурского Лыпской волости в с. Пужмезское Гыинской волости и с отнесением проселочной дороги от с. Пужмезского к Банинской станции до Вятско-Пермского почтового тракта на протяжении 11 верстк числу уездных дорог, и волостное общество, присоединяясь к ходатайству Пужмезского общества, об освобождении поселян сей Гыинской волости от исправления натуральной дорожной повинности по Юсовской волости и о приписке к исправлению их, уездных дорог, пролегающих по своей волости и состоящих на исправлении крестьян Юсовской и Лыпской волостей.
Волостной старшина Леонтий Бывальцев Волостной писарь Волков *такого рода, вместо того, чтобы ехать по болоту от Банин.станции до с. Пузмеза 15 верст, едут с Банинской станции в с. Полом 20 вер., от с. Полома до Кездура 18 верст и от Кездура до Пузмеза так 15 верст, следовательно, вместо 14 верст делается 53 в." | |||
|
quote: Семья бабушки со стороны папы была с Бань Спасибо вам!! Ужасно интересно! Про семью деда же как-то туманно всегда рассказывали, хотя бабушка его иногда в сердцах обзывала "вотяк Бозгонский" При том, что вотяков там рядом не валялось, прадед вообще был из царских офицеров, которого не понятно каким ветром в наши края занесло, а прабабушка питерская, работала врачом (что само по себе редкость для тех времен, я так понимаю) | |||
|
quote: А никто и не осуждает. Просто тогда "так было принято". То что сегодня из 21 века кажется варварством, бескультурьем, и т.п. в те времена воспринималось вполне приемлимым. Вам родители ставили банки? Лепили горчичники? А вы сейчас делаете это своим детям? А представьте что скажут про эти методы ваши правнуки. Так же. как толки, возьмут слово лечение в кавычки и преподнесут с оттенком пренебрежения? нет? | |||
|
следующая тема | предыдущая тема |
Главная / Медицина / Медицина из прошлого, далекого и не очень, народная и не очень | форумы izhevsk.ru |
© ООО "Марк" 2020
Интернет-провайдер КК МАРК-ИТТ |
---|