ГИПЕРАКТИВНЫЙ РЕБЕНОК. КАК ЕМУ ПОМОЧЬ: Как и чем заниматься с ребенком?
Оптимальное время для занятий с гиперактивным ребенком - утренние часы, примерно с 9 до11. Поэтому, если ребенок посещает детский сад, "развивать" его вечером после садика нет смысла, даже если он настойчиво требует отвести его в бассейн, на танцы, рисование, пение, борьбу и т.д. Его огромный запас энергии - лишь видимость. Мозг гиперактивного ребенка работает с постоянным перегрузом! Планируя домашние занятия, к примеру, на каникулах, старайтесь выбирать утреннее время.
Существует огромное количество литературы, развивающих игр, посвященных этой теме. И при желании можно приобрести все это добро в любом книжном или детском магазине. Но при выборе игр для ребенка с СДВГ необходимо придерживаться некоторых правил:
а) в игре должны быть четкие и понятные инструкции;
б) игра должна быть короткой по времени и удовлетворять потребность ребенка в двигательной активности, помимо задач по развитию внимания и т.п.;
в) результат игры должен наступать очень скоро;
г) необходимо иметь в запасе несколько коротких игр, и чередовать их, не позволяю ребенку пресытиться и устать от однообразия.
Как и во что играть?
Приведу несколько простейших игр, доступных родителям в любое время и не утомляющих ни их, ни ребенка-дошкольника.
По пути из магазина домой, например, можно предложить посоревноваться, кто первый увидит синюю машину, девочку в белой шапке, мужчину с собачкой на поводке и т.п. Такое нехитрое развлечение поможет ребенку удерживать в голове инструкцию и тренировать внимательность. При поездке в машине можно посчитать (если малыш умеет считать) или также, кто первый увидит красные машины, едущие навстречу. (По опыту скажу, что обращать внимание нужно на что-то редкое или не часто встречающееся. Иначе интерес ребенка быстро улетучится.)
Старинная детская игра: "Да" и "нет" не говорите, черное с белым не берите", - также здорово тренирует внимание.
"Что у нас нового в комнате?" Положите какой-то небольшой новый предмет (игрушку, вкусняшку, новые фломастеры и т.п.) на относительно видное место, и предложите ребенку его отыскать. Только не прячьте его в труднодоступных местах, ребенок должен иметь возможность найти предмет взглядом.
Игры с веревочками. Если помните из собственного детства, была такая забава в младшей школе. Связав концы веревочки, двое играющих снимают друг у друга с рук затейливые веревочные переплетения. Для ребенка старше 5 лет - это прекрасный способ развить внимание и координацию движений.
Игры типа, "проведи зайчика к морковке через лабиринт", "найди 10 отличий", лото, настольные игры с правилами - хороший способ не только развивать ребенка, но и просто позитивно общаться с ним. Только лабиринт для Вашего "моторчика" должен быть, по началу, самый короткий, а отличия в картинках - суперочевидными.
Одна мама рассказывала мне свой метод воспитания у ребенка усидчивости, вычитанный ею в книге. Ежедневно она усаживала своего пятилетнего сына слушать сказку и ставила перед ним часы. Мальчик должен был просто спокойно сидеть рядом, пока она читает: "Пока большая стрелочка не окажется вот на этой цифре и не зазвонит будильник". Начинали они с 3-х минут. Естественно, что поначалу сын не слушал, вертелся, переспрашивал, когда же раздастся звонок.
Но мама спокойно продолжала ему читать. По завершении отмеренного времени, малыш мог отправляться на все четыре стороны. Постепенно он привык сидеть спокойно, потом начал слушать, что ему читают не перебивая, заинтересовался содержанием историй.
Как только это произошло, мама стала увеличивать время: 5 минут, 7, 10, 15 и т.д. За полгода ей удалось добиться того, что ребенок, не вскакивая, сидел и слушал чтение в течение 40 минут! Надо сказать, что редкий здоровый пятилетний ребенок способен на такой подвиг. Однако именно такое время ребенку предстоит спокойно проводить в школе на уроках. Так, что этот метод, тоже, кажется мне эффективным. Главное, чтобы книга была интересной и подобные занятия ежедневными, а не от случая к случаю. (Применение этого метода не означает, что отныне книги ребенку предстоит слушать только в таком режиме.)