Минус 40% - действительно серьезный провал. Это, как всегда бывает со статистикой, средняя температура по больнице, но в своих отдельных крайностях тем более интересная. Для многих премиальных брендов нынешний упадок - время собирать урожай. У Porsche, например, продажи выросли почти вдвое - на 92%! Больше, чем в прошлом спокойном году, покупают машины марки Mercedes-Benz (+18% по сравнению с февралем 2014 года), BMW (+3%), Lexus (+4%). А вот на другой стороне шкалы - стенания и крушение: Honda потеряла 90% спроса (всего 252 проданных машин за февраль во всей России!), Opel - 86%, Peugeot - 84%, Citroёn - 83%, Ford - 76%.
Создается впечатление, что так называемые эксперты и аналитики не способны предсказать ход дальнейших событий. Скорее, они высказывают общее мнение, которым народ делится в курилках, и цифры берут из таких же кухонных разговоров. Полагаться на прогнозы аналитиков можно с такой же уверенностью, как на предсказания синоптиков. Может быть, рынок упадет на 20%, а может быть, на 50%, как пойдет. Но самое главное, что у любого кризиса, даже экономического, есть свои позитивные эффекты.
ЛИРИЧЕСКИЕ
Любой перелом лопает мыльные пузыри и оставляет на месте крепкие сооружения. В любой экономический кризис растут продажи в премиальном автомобильном сегменте, и по подъему спроса можно делать вывод о том, в какую марку предпочитают инвестировать.
Огромный успех и одновременно беда современного авторынка - в постоянно увеличивающемся количестве доступных автомобилей и почти бесперебойно работающих конвейерах, с которых сходят <однояйцевые> машины. Ну правда, нельзя же всерьез выбирать между Hyundai Solaris и KIA Rio, сравнивая их характеристики.
"Последние несколько лет любой студент, не поев пару месяцев сосисок, мог купить себе машинку с модными светодиодиками вместо противотуманок"
Доступность порождает массовость, не обработанную опытом и желанием учиться водить машину и уважать других на дороге и элементарно избегать аварий. Кризис значительно сокращает количество таких неофитов в потоке.
Во-вторых, на дорогах становится свободнее по еще одной причине - меньше пробок. В Москве все обратили внимание на то, что этой зимой на улицах стало намного просторнее. И дело далеко не только в платных парковках, но и в том, что из-за кризиса из столицы уехало немало народу обратно в регионы, лишившись работы. Московские офисы сократили часть штата или перевели на домашний режим, а значит, намного меньше машин каждый день загружает трассы. Плюс с оговорками, но очень ощутимый.
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ
Необходимость стимулировать продажи заставляет искать новые экономические решения. Автомобильной рекламы отнюдь не стало меньше - она осталась в каждой рекламной паузе по ТВ и на каждом втором столбе.
"Автопроизводители вынуждены лоббировать программу утилизации на более выгодных для покупателей условиях и более доступные автокредиты, от чего в конечном итоге должны выиграть мы, потребители"
Да и цены на иномарки, несмотря на значительное повышение курсов евро и доллара, выросли совсем немного - производители осторожничают и как могут берегут клиента.
ПОЛИТИЧЕСКИЕ
Поиграю в кухонного эксперта и вспомню, что Renault уже влил деньги в АВТОВАЗ, и если сейчас санкции дойдут до абсурда, то французам станет трудно рулить <вражеской> компанией. Что курсы валют и снижение покупательской способности крупного и при этом малообработанного российского рынка в очередной раз заставляет шевелиться автомобильные компании и развивать локальное производство. Что Газпром из-за подорожания евро в рублях стал зарабатывать больше на продаже нефти и газа, не повышая зарплату сотрудникам - хоть у кого-то в России есть деньги, а значит и хотя бы вынужденные инвестиции в экономику.
ЖИЗНЕННЫЕ
А самое главное, что любой кризис - это встряска. Перелом становится поводом искать и развивать что-то новое, как в личном, так и в глобальном масштабе. К тому же после падения всегда, рано или поздно, наступает стабильность, которой очень приятно наслаждаться после передряг. Жаль только, что цены на говядину и Renault Logan уже все равно никогда не будут прежними.