Итак, к последней трети сезона Ferrari во главе со своим лидером растеряла все преимущество, накопленное в предыдущих гонках. Лето сложилось для Шумахера ужасно, три схода подряд на фоне бесконечных подиумов Хаккинена и Култхарда. Немец мог утешаться тем, что болид F1-2000 в целом выглядел великолепно и у него были все шансы дать достойный ответ пилотам 'серебряных стрел' на заключительных шести этапах чемпионата.
Квалификацию на Гран-При Венгрии Шуми выиграл в одну калитку. Как ни старались конкуренты выжать из машин максимум на быстром круге, никому не удалось подобраться к Михаэлю ближе, чем на 0,3 десятые. Для плотных результатов Хунгароринга отрыв был довольно значительным. Красный Барон дал осторожный прогноз на гонку: 'Болид хорош, но далек от идеала. На этой трассе мы не проводим тесты, и нам не хватило времени подобрать оптимальные настройки'.
Шумахер не зря опасался проблем в воскресенье. Плюс ко всему, ему предстояло провести по возможности консервативную гонку. Перспектива заработать еще одну 'баранку' на фоне хороших результатов McLaren его абсолютно не прельщала. Именно поэтому немец не стал рисковать, когда Мика пулей вылетел с 3-го места на старте и в первом повороте поравнялся с ним, вплотную приткнувшись к правому бордюру. Сзади налетали Дэвид и младший брат Ральф и, всерьез опасаясь третьей подряд аварии на первом круге, Шуми предпочел пропустить Хаккинена.
Финн первое время не мог уехать от преследователя на безопасное расстояние, а затем отставать стал сам Михаэль. Делом чести стала защита второй позиции от посягательств второго пилота 'серебряных стрел'. Култхард угрожающе мелькал в задних зеркалах F1-2000, не решаясь, тем не менее, на жесткие атаки. Он, как и Красный Барон, желал получить в этот уик-энд гарантированные очки, чем идти на излишний риск. Шотландцу представился шанс во время второй волны дозаправок, но он уперся в круговых. Шумахер воспользовался преимуществом свободной трассы, набрал шесть очков (всего 62), однако в чемпионате впервые в сезоне произошла смена лидера - Хаккинен возглавил турнирную таблицу с 64 очками.
В Бельгию Мика приехал королем чемпионата и продемонстрировал в квалификации такую силу и мощь, что соперники ужаснулись! Финн по совету технического директора Эдриана Ньюи применил радикальные настройки к MP4-15, это окупилось сторицей. Преимущество в 0,7 десятых над всеми остальными двукратный чемпион мира назвал внушительным. Михаэль с трудом вырвал 4-е время, уступив нежданным конкурентам - Баттону и Трулли.
Гонка началась для Шуми непросто. Хаккинен чисто принял старт и стал уезжать вперед. Красный Барон провел несколько кругов за спинами пилотов Williams и Jordan, выжидая удобного момента для атаки. Дженсон неудачно попытался опередить Ярно в Bus Stop, чем немедленно воспользовался Михаэль, обогнав FW22. В поворот La Source три болида влетали почти одновременно, но Шумахер уже был чуть впереди Трулли. Англичанин и итальянец столкнулись, а немец избежал повреждений болида и вышел на 2-е место.
Мокрая от утреннего дождя трасса быстро подсохла и гонщики ринулись переобувать шины. В McLaren допустили тактический промах, лишний круг продержав своих пилотов на 'дождевой' резине, а на командном мостике Ferrari сделали все верно. После первой волны пит-стопов от большого отрыва Мики осталось 5 секунд, а тут еще финн поскользнулся на бордюре и допустил разворот! Шуми красной стрелой пролетел мимо и затем на протяжении 10 кругов ставил быстрейшее время круга. Все уже поверили -- 'серебряные стрелы' проиграли вчистую и сейчас лидер Ferrari вернет свое законное лидерство в чемпионате!
Хаккинен с этим был категорически не согласен, как и раздосадованный Рон Деннис. На второй дозаправке механики внесли корректировки в настройки MP4-15, и Мика стал неумолимо приближаться к сопернику. За 5 кругов до финиша пилот McLaren настиг Красного Барона и, обладая явным преимуществом в скорости, попробовал пройти его в конце длинной прямой перед Les Combes. Михаэль смелым маневром перекрыл финну дорогу. Спустя две минуты они снова сошлись в поединке на той же самой прямой и обоим предстояло опередить кругового -Рикардо Зонту.
Шуми прошел пилота BAR слева, а вот Хаккинен лихо бросил свою машину вправо, в узкое пространство между обочиной трассы и корректно сбросившим скорость бразильцем. Спидометр в этот момент показал около 300 км\ч и, не успел лидер Скудерии опомниться, как серебристо-черный болид уже входил впереди него в поворот. 'Мика предпринял действительно неожиданный маневр' -- признал немец после финиша. - 'И все же не стоит забывать, его темп на последней трети дистанции был значительно выше моего'. Восторженные эксперты окрестили обгон Хаккинена 'обгоном века', а Шумахер, стиснув зубы, готовился к Гран-При Италии. Отставание в 6 очков от действующего чемпиона мира не являлось катастрофическим, все еще можно было изменить.
И он изменил! Почти всегда благосклонная к Красному Барону Монца не оставила в накладе кумира тиффози. Пилоты Ferrari впервые в сезоне оккупировали первый ряд стартового поля. Король Скудерии величаво ушел в бой с поула и провел гонку в своей лиге. Ни одному из соперников не хватило сил навязать ему даже подобие реальной борьбы. На пресс-конференции Михаэль не смог сдержать эмоций и разрыдался: эта 41-я победа вывела его на поистине эпохальный рубеж - он сравнился по числу выигранных Гран-При с Айртоном Сенной. Мика грустно сидел, думая о чем-то своем, он теперь имел плюсом лишь два очка в личном зачете (80 против 78). Култхард после двух неудачных гонок почти потерял шансы на золото (61 очко).
Исключительно важной стала гонка в США, где по планам McLaren судьба нанесла непоправимый удар. Хаотичная квалификация на трассе в Индианаполисе (куда Формула-1 вернулась после долгого отсутствия), где пилоты экспериментировали с настройками, осталась за Шуми. Дэвид и Мика стали 2-м и 3-м соответственно. Шотландец допустил фальстарт и тем самым окончательно угробил все свои надежды на титул. Чтобы хоть как-то помочь команде перед тем, как отбыть штраф 'stop&go', Култхард постарался притормозить лидера Ferrari и дать возможность Хаккинену приблизиться к тому на расстояние атаки. Разгневанный Михаэль жестко прошел соперника, слегка соприкоснувшись колесами - применение командной тактики не помогло 'серебряным стрелам'.
Вскоре немец остался наедине с Микой и ход гонки (проходящей на постепенно подсыхающей после дождя трассе) свидетельствовал о том, что у финна есть шансы взять реванш. F1-2000 была настроена на сырую погоду, а MP4-15 - нет. Действующий чемпион мира, нацеленный взять третий титул подряд, приближался к Красному Барону. Шел всего 25-й круг дистанции и исход гонки не мог предсказать никто. И тут мотор Mercedes на болиде Хаккинена полыхнул, как свечка! Шумахер после схода основного конкурента откровенно заскучал и даже потерял один раз концентрацию, выскочив на траву. 'Мое преимущество было настолько велико, что я расслабился', - немного смущенно прокомментировал данный инцидент немец.
На Гран-При Японии Красный Барон приехал с радужными надеждами поставить жирную точку. При счете 88:80 ему достаточно было набрать на два очка больше Мики, чтобы гарантировать себе заветное чемпионское звание. Путь к нему являлся длинным и трудным (как для Ferrari, так и для Михаэля), не исключением стала и Сузука, где немцу пришлось приложить максимум сил для победы над Хаккиненом. Жаркая битва состоялась еще в квалификации - соперники обменивались фантастически быстрыми кругами, раз за разом улучшая рекорд круга. В конце концов Шуми в последней попытке искуснейшим образом прошел последнюю 'эску' (где до этого уступал одну десятую секунды) и опередил финна на 0,009 тысячных! Поул!
Миллионы болельщиков Скудерии схватились за сердце на первых минутах гонки: Красный Барон сорвал колеса в пробуксовку и Мика со 2-го места на старте вышел в лидеры. Пилот McLaren шел в отличном темпе и понемногу отрывался, но и Михаэль был неподалеку. Пару секунд Хаккинен потерял на обгоне круговых, однако самую фатальную ошибку допустили в боксах 'серебряных стрел', слишком рано зазвав своего гонщика на пит-стоп после того как на трассу упали первые капли дождя. Шумахер по совету Росса Брауна напротив, максимально оттянул дозаправку и вернул первую позицию. Деморализованный финн уже ничем не смог ответить на такое печальное для него развитие событий: Болельщики Скудерии ликовали!
'Меня захлестывают эмоции, очень трудно описать чувства, возникшие у меня, когда я пересек финишную черту!' - сиял от счастья Михаэль. - 'Победить вместе с Ferrari - это фантастически! Надежда никогда не покидала мое сердце, хотя мы несколько раз останавливались в шаге от заветной мечты. Хочу сказать спасибо Мике за увлекательный сезон. Он сделал все, чтобы этот титул достался мне в тяжелой схватке, именно поэтому он так ценен для нас!'
Ferrari наконец выиграла чемпионат в личном зачете после 21-летней паузы. Шумахеру удалось то, что безуспешно пытались до него сделать многие талантливые пилоты - преодолеть все превратности судьбы и впервые выиграть первенство для Скудерии после смерти Энцо Феррари, бессменного коммендаторе. Большинство пилотов (включая побежденного Хаккинена) от души поздравляли немца с триумфом - путь, который прошел Красный Барон с командой, вызывал восхищение и уважение. На Гран-При Малайзии оставалось закрепить за собой преимущество в Кубке Конструкторов, окончательно преодолев уже почти безнадежное сопротивление McLaren (в командном зачете они отставали на 13 очков).
Раскаленная атмосфера Сепанга внесла сумятицу в стан 'серебряных стрел'. Мика совершил фальстарт, а Дэвид, лидируя в гонке, вылетел на обочину и пропустил Шуми вперед. Немец спокойно довел болид до финиша, одержав 9-ю победу в сезоне. Баррикелло закончил Гран-При 3-м, и Ferrari одержала двойную победу в чемпионате (последний раз это удавалось дуэту Лауда-Регаццони в 1974). По этому случаю весь персонал и гонщики надели себе на голову забавные алые парики J
Мощный старт сезона, сплоченность конюшни в период летних неудач и сильная концовка года позволили итальянской команде добиться желаемого успеха. В McLaren смогли оказать действительно достойный отпор, но их слабым местом стали частые ошибки гонщиков и ненадежность техники. Шумахер, находясь в оптимальной физической и психологической форме, был готов и дальше сокрушать соперников. Период доминирования 'красных болидов' в Формуле-1 только начинался:
Сезон 2000 в цифрах и фактах
Итоги сезона: Чемпион мира
Очки: 108
Победы: 9 (ГП Австралии, ГП Бразилии, ГП Сан-Марино, ГП Европы, ГП Канады, ГП Италии, ГП США, ГП Японии, ГП Малайзии)
Поулы: 9 (ГП Испании, ГП Монако, ГП Канады, ГП Франции, ГП Венгрии, ГП Италии, ГП США, ГП Японии, ГП Малайзии)
Быстрые круги: 2 (ГП Бразилии, ГП Европы)
Подиумы: 12 (ГП Австралии, ГП Бразилии, ГП Сан-Марино, ГП Великобритании, ГП Европы, ГП Канады, ГП Венгрии, ГП Бельгии, ГП Италии, ГП США, ГП Японии, ГП Малайзии)
Лучшая гонка: Гран-При Японии (в этой гонке Михаэль Шумахер идеально воплотил тактическую задумку Росса Брауна и в переменчивых погодных условиях сумел обыграть Мику Хаккинена, завоевав третий чемпионский титул в своей карьере)
категории:
во всём виноват Шумахер, даты, история, чемпионы
В канун 20-летия дебюта Шумахера в Формуле-1 Эдди Джордан вспоминает о первой гонке Михаэля, объясняя, почему он дал немцу шанс выйти на старт Гран-при Бельгии.
"Прежде чем говорить о первой гонке Михаэля, мне нужно объяснить всю ситуацию с начала 1991 года. Перед стартом сезона я подписал контракты основных гонщиков с Андреа де Чезарисом и Бертраном Гашо. В то же время вместе с бельгийцем мы готовили презентацию команды для <Пепси Колы>, поскольку нам нужна была финансовая поддержка. В итоге на представление команды спонсорам я пришёл, а он нет. Я был безмерно зол, потому что всю работу пришлось сделать мне, но всё же нам удалось получить в спонсоры 7Up и это стало успехом для команды.
Когда я вернулся на базу команды, то мне сообщили, что с Бертраном есть небольшая проблема. Накануне презентации он был арестован и потому не смог присутствовать на встрече со спонсорами. Потом мы с Гашо встретились и он сказал, чтобы я не волновался насчёт этого ареста. Как пояснил Бертран, ситуация была улажена, однако он недооценил всю тяжесть своего положения. Вероятно, в этом была и моя вина, что я не стал выяснять подробности, но так или иначе мы все благополучно забыли про этот случай и продолжили работу.
Но через четыре месяца стало известно о суде над Бертраном, и тут я уже ничем не мог ему помочь. Главной проблемой было то, что Гашо сцепился с таксистом, а в Великобритании таксисты находились под особой защитой. Судье просто нужен был показательный процесс. Гашо фигурировал в деле не как гонщик, а просто как парень, который брызнул из газового баллончика в лицо таксисту. Когда суд состоялся, то мне позвонили и сообщили, что Бертрана приговорили к 18 месяцам тюремного заключения. Я был шокирован тем, что ему даже не предоставили испытательный срок, а сразу посадили.
Естественно, Гашо сразу же подал апелляцию и поскольку его отец был видным деятелем Европейского парламента, то Бертрану скостили срок до полугода. И всё равно я не мог поверить в то, что писала Sun - я был ошеломлён случившимся с моим гонщиком.
Вышло так, что за десять дней до гонки в Спа я остался без пилота и мне срочно предстояло его найти. Первым делом я позвонил Стефану Йоханнсону. Он мы моим старым другом, бывшим напарником по команде, но у него, к сожалению, не было бюджета для гонки. Тогда я вспомнил, что уже на второй гонке сезона в Бразилии Герд Крамер из <Мерседеса> говорил мне о Шумахере. Я знал менеджера Михаэля Вилли Вебера, который собирался купить мою команду в Формуле-3000. В общем, мне предстояло ещё одно приключение в Формуле-1.
Мои советники, следившие за выступлениями Шумахера в Формуле-3, были весьма впечатлены им, однако у меня оставались сомнения относительно Михаэля. В чемпионате спорткаров, выступая за <Заубер> вместе с Френтценом, именно Хайнц-Харальд казался мне более быстрым в этой паре. Но вообще оба немца не вязались у меня с образом пилотов Формулы-1 - они годились для спорткаров, но, как казалось мне, не подходили Формуле-1. Поэтому я сначала переговорил с Крамером, а потом позвонил Веберу.
Мне нужны были деньги, поэтому Вилли пришла в голову идея посоветовать мне обратиться к Петеру Зауберу, чтобы попытаться получить финансирование от <Мерседеса>. В итоге именно <Мерседес> заплатил за дебют Шумахера, но перечислил мне средства через Заубера. Именно поэтому я считаю, что очень хорошо видеть Михаэля в <Мерседесе> - эта компания привела его в Формулу-1 и заслуживала того, чтобы Шумахер вернулся в родные пенаты.
За неделю до гран-при Бельгии, в воскресенье, я позвонил Михаэлю и сказал, что ему стоит позаботиться о <Суперлицензии>, если он хочет выйти на старт. Кроме того я поинтересовался у Шумахера и отдельно у Вебера о том, выступал ли хоть раз немец в Спа - оба ответили утвердительно. В принципе это может и было правдой, но на деле оказалось ложью чистой воды. Не исключаю, что Шумахер мог бывать в Спа, только вот по трассе он не проехал ни единого круга и это позже подтвердилось. Но если бы они признались мне, то я бы не выпустил его на гонку. Уж точно не на этой трассе.
Карьера Шумахера в Формуле-1 началась с вранья. Для нас главным вопросом было одно - сможет ли немец показывать достойные времена, чтобы пройти хотя бы предквалификацию. Перед тестами Михаэля в <Сильверстоуне> я разговаривал с нашим спортивным директором Тревором Фостером, который всегда делал ставку на молодых пилотов. Я сказал, чтобы он присутствовал на тестах.
В день тестов я был в офисе, менеджер команды Ян Филлипс отдыхал в Испании, и всё произошло так быстро, что мы даже не успели подготовить для Шумахера экипировку, и ему предстояло ехать в старом комбинезоне Джона Уотсона. В день тестов в <Сильверстоуне> стояла такая погода, которую мы называем <быстрой> - было солнечно, но прохладно, что позволяло эффективно работать шинам и выдавать максимальную мощность мотору, давая возможность ехать примерно на полсекунды быстрее.
Как сейчас помню тот звонок с трассы. В трубке я услышал <Этот парень - ракета!>. Я поинтересовался, не перепутали ли они чего с отсечкой времени и с конфигурацией автодрома - мне ответили, что всё в порядке. На участке трассы Loop, где Джон Уотсон был непобедим, Шумахер сразу же установил лучшее время:
Уже ночью Фостер и наш механик вернулись с трассы на базу и по их лицам было видно, что произошло что-то необычно. <Это безумие как он быстр>, - только и сказал Ник, механик, работавший со мной ещё со времён Формулы-3. Наступил вторник на неделе гонки, а у нас до сих пор не было <Суперлицензии> для Шумахера. Времени не оставалось и мы вновь вызвали Михаэля на трассу, дали ему старый комбинезон де Чезариса и отправили наматывать круги. Возникла единственная проблема - мы долго не могли правильно написать фамилию на машине, ведь <Schumacher> очень непростой вариант для англичан.
В Спа всё было не так просто. Уик-энд начался с того, что грузовики нашей команды были задержаны судебными приставами, но потом в квалификации Шумахер завоевал место на четвёртом ряду, будучи на этой трассе в первый раз! Невероятный момент. В день гонки было на 15 тысяч зрителей больше из-за того, что Керпен, родной город Михаэля, был не так далёк от трассы.
Впрочем, в те дни я больше волновался о де Чезарисе. Андреа серьёзно пострадал от впечатляющего дебюта и шумихи вокруг Михаэля. Но итальянец был нашим гонщиком с первой минуты существования команды, он принёс нам первые очки и я не мог просто забыть об Андреа. Тревор Фостер опекал Михаэля, а я поддерживал де Чезариса. На этот этапе Шумахер нас убедил в правильности выбора и ему уже ничего не нужно было доказывать даже несмотря на то, что в гонке он не проехал и круга. Скорость немца была очевидна.
Да, в тот день мы были разочарованы. Если бы не сцепление, то Шумахер бы выиграл гонку, а после схода Михаэля победителем должен был бы стать Андреа, если бы у де Чезариса не сломался двигатель. В Бельгии мы должны были получить новые моторы от <Форда>, но их заводская команда, <Беннетон>, был против этого, ведь мы могли стать для них серьёзными соперниками. В итоге мы остались без новых силовых агрегатов, Проблема была в том, что нужно было заливать в моторы больше масла, а мы об этом не знали - именно по этой причине и вышел из строя двигатель на Jordan 191 де Чезариса. Если бы не сломалось сцепление на болиде Михаэля, то ближе к финишу гонки его ждал бы отказ мотора и Шумахер всё равно сошёл бы в Спа:
Многие спрашивали и продолжают спрашивать меня о том, почему мы не сохранили Шумахера в команде. У <Джордана> не было шансов удержать Михаэля. Во-первых, Экклстоун хотел видеть немца в топ-команде. Во-вторых, Берни понимал, что у нас ситуация финансового риска и потому мы зависели от денег, а это давало возможность влиять на нас. В-третьих, в 1992-м году <Джордану> предстоял переход на моторы <Ямаха>, которые предоставлялись бесплатно. В-четвёртых, единственной командой, куда могу перейти Шумахер, был <Беннетон>.
Чтобы пристроить Михаэля в <Беннетон> Экклстоуну пришлось изрядно потрудиться. Бриаторе и слышать не хотел о Шумахере, рассчитывая на Пике, Уокиншоу или Брандла - места Михаэлю не было. Но Берни пошёл до конца, и для Флавио это стало счастливым билетом в лотерее. Я не намерен был без боя отпускать Шумахера. От имени Роберто Морено, потерявшего из-за Михаэля место в <Беннетоне>, я подал иск в Италии, чтобы запретить Шумахеру выступление в <Монце> - в Великобритании такой бы иск не прошёл. Морено смог получить компенсацию и перешёл к нам на замену Михаэля, поскольку иного варианта у нас не было. Но удержать Шумахера <Джордану> не удалось.
Шумахер должен быть благодарен за свою карьеру Экклстоуну и, конечно, Гашо. Моя роль в становлении Михаэля как гонщика Формулы-1 крайне мала. Да, было рискованно сажать за руль новичка на незнакомой трассе, но что я мог поделать? Мне просто нужны были деньги".
<Никогда не сидеть в машине Формулы 1 и после двух кругов проходить Красную Воду в пол:. Я просто не мог в это поверить>, - вспоминает Андреа де Чезарис. И это не оправдание, поскольку некоторым сложно пройти этот поворот в пол и после 160-ти Гран При. Но вдруг в паддоке появляется какой-то мальчишка, о котором никто никогда не слышал, а весь его опыт - 20 тестовых кругов по Сильверстоуну за три дня до дебюта. А гоночный инженер показывал Андреа телеметрию, которая подтверждала, что этот пацан быстрее, чем он сам. И это - в первой сессии в пятницу. Де Чезарису не стыдно за эти моменты, он вспоминает о них с восторгом и чувством гордости за то, что он присутствовал на том Гран При. Андреа де Чезарис был первым партнером Михаэля Шумахера по команде, и он уже тогда знал, что будет рассказывать об этом случае до конца жизни.
<Я ответил своему инженеру, что этот парень очень силен. Я сразу же понял, что он не просто рядовой новичок, он действительно умел пилотировать. Сейчас легко говорить о том, что он был чертовски быстр, но трасса в Спа - это все-таки не курорт. Это одна из самых сложных трасс, очень быстрая, длинная и заставляющая работать над собой. Вкратце говоря, она не прощает ошибок, и я ожидал, что у новичка будут здесь большие проблемы. До прибытия на трассу я никогда его не видел. И он сразу же поехал в том же темпе, что и я. Гэри Андерсон, мой инженер, подошел и сказал, что я должен проходить Бланшимон в пол, поскольку так проходит его Михаэль. От меня очень многое требовали в тот уик-энд>.
Легендарный британский журналист Денис Дженкисон стоял на вершине Красной Воды и делал заметки. <Дженкс> провел на гонках едва ли не пол-века. Он измерял на секундомере, за сколько каждый пилот проезжает от выхода из шпильки Ла-Сурс до того места, где он стоял. После свободных заездов он заявил, что 22-летний Шумахер был пятым по скорости и уступал только Сенне, Мэнселлу, Патрезе и Бергеру.
Рядом с Дженкинсоном стоял Джеймс Аллен. После пятничной квалификации он заявил: <Jordan ехал фантастически. Дженкс сказал, что нужно лучше следить за этим парнем. Похоже, он действительно хорош>.
Михаэль Шумахер вышел из <андеграунда>. Он выиграл титул немецкой Формулы 3 в 1990 году и подписал контракт с Mercedes-Benz на выступления в Группе C чемпионата спортпрототипов, важные люди из Формулы 1 не замечали его. В новом чемпионате он выступал вместе с соотечественниками Карлом Вендлингером и Хайнцем-Харальдом Френтценом.
<Мы много обсуждали, кто из нас трех быстрее всех>, - вспоминает Френтцен. <На машинах с двигателями, развивающими 800 л.с., мы выступали примерно одинаково. Михаэль был быстрейшим далеко не всегда>.
<Я встречался с Михаэлем, когда он выступал в классе спортпрототипов>, - рассказывает Герхард Бергер. <Не скажу, что я сразу посчитал его настолько талантливым, насколько потом оказалось. Все же в Формуле 1 можно привлечь к себе внимание гораздо в большей степени, чем в классе спортпрототипов. Мы все были немного удивлены, когда он приехал в Спа и очень сильно выступил. Он появился просто из ниоткуда>.
Место в Jordan освободилось в результате инцидента на углу лондонского Гайд-Парка еще восемью месяцами ранее. Бертран Гашо управлял Alfa Romeo своей девушки и врезался в такси. Перепалка между двумя водителями закончилась тем, что Гашо прыснул в лицо таксисту газом из баллончика. Его обвинили по двум статьям британского УК - применение запрещенного газа и разбойное нападение. Бельгийца увели из зала суда в наручниках.
Всего за неделю, остававшуюся до Гран При Бельгии, Jordan нужно было найти пилота. Эдди Джордан рассматривал кандидатуры нескольких опытных пилотов, а затем согласился взять Михаэля Шумахера, за которого Mercedes предлагал 150 тыс. фунтов спонсорских денег.
<Думаю, Эдди знал, что он побеждал в гонке Формулы 3 в Макао>, - говорит бывший коммерческий директор Jordan Ян Филипс. <Когда Гашо оказался в тюрьме, Эдди пошел традиционным путем: решил выбрать из Дерека Варвика, Кеке Росберга или Стефана Йохансона. Но в воскресенье за неделю до гонки в 6 часов вечера он позвонил мне и сказал, что заключил контракт с Михаэлем Шумахером. Эдди отдыхал в Испании и согласовывал сделку со спортивным директором Mercedes-Benz Йохеном Нирпашем по телефону. Михаэль в это время проводил уик-энд на Нюрбургринге за Sauber-Mercedes>.
<Через 24 часа мы все были в Сильверстоуне>, - продолжает Филипс. <Перед нами предстали Вилли Вебер и Михаэль. Он очень хорошо выглядел. Мы подогнали под него размеры кокпита, на следующий день уже тестировались. Через четыре круга Тревор Фостер вышел в эфир и сказал, что ему пришлось передать по радио Михаэлю просьбу ехать помедленнее. А еще он просил позвонить Эдди и передать, что мы словили звезду. Я позвонил, и Эдди утвердил Михаэля на место в команде>.
<Мы сделали абсолютно правильные выводы>, - говорит Фостер, который был гоночным инженером Михаэля в Бельгии. <После разгрузки грузовиков мы сделали очень короткий перерыв, чтобы позволить Михаэлю адаптироваться. Но через три круга он уже ехал так, будто бы выступал весь сезон. Он чувствовал себя совершенно как дома>.
Это было малое южное кольцо Сильверстоуна протяженностью около двух миль. Jordan делила трассу с командой Brabham.
<Он проехал всего 20 кругов, но его лучший круг повторял наш рекорд на этой трассе>, - высчитал Гэри Андерсон. <Он безумно хорошо контролировал машину, он сильно атаковал и пилотировал на абсолютном пределе>.
<Он говорил по-английски приемлемо, но не блестяще>, - говорит Фостер. <Ему нужно было приобрести уверенность в работе с англичанами. Но язык не стал проблемой, за уик-энд он стал гораздо увереннее говорить по-английски. Его ни разу не смутила ситуация, в которую он попал. Физически он был подготовлен прекрасно. Он говорил, что готовит себя физически как может, и понятия не имеет, как именно готовятся пилоты. Он сказал, что нисколько не устанет ни физически, ни морально, если машина станет замедляться, а наоборот, начнет разбираться, что случилось с шинами, с двигателем или как изменилось состояние трассы. Он не хотел упустить ни единого шанса узнать больше, стремился работать с данными>.
Спа Франкошам и родной город Михаэля Керпен находятся очень близко, и Михаэль, учитывая его гоночный опыт, скорее всего, должен был знать изменчивую погоду Арденн как и трассу в целом. Вилли Вебер в разговоре с Эдди Джорданом смотрелся очень убедительно, он говорил, что Михаэль прекрасно знает Спа. Однако он врал, Шумахер никогда не ездил по этому автодрому.
Вечером в четверг, в то время, как команда ужинала, он сделал небольшой круг на своем Mercedes. Уже следующим утром он будет сидеть на Jordan-Ford 191. Однако его первая попытка была прервана вылетом Эрика ван де Пуле.
<После аварии де Пуле я вернулся в боксы. Для того, чтобы показать результат оставался всего один круг>, - с удовольствием вспоминает Михаэль. К удивлению всего паддока он поставил результат 1:53.290, то есть восьмое время дня. В субботу ему удалось подняться еще на одну позицию выше с результатом 1:51.212. А могло быть и быстрее, если бы Жан Алези не заблокировал его в автобусной остановке на последнем круге>.
<Да, конечно же, я очень доволен>, - заявил Михаэль после оглашения результатов. <Должен сказать, что на этой машине можно показать хорошее квалификационное время. Машина хороша, пилотировать её очень приятно. Сейчас я очень счастлив>.
<Он знал, что то, что не смог в пятницу, обязательно сделает в субботу>, - говорит Андерсон. <Он знал, что ему нужно несколько дней и не пытался сделать все идеально за один, не делал глупых ошибок. Он был дисциплинирован>.
Форест вспоминает, что Шумахер очень быстро дошел до пределов машины. <В тот год мы пробовали много молодых пилотов и достаточно часто они переоценивали свои возможности и вылетали. Из-за этого мы иногда испытывали нехватку средств. Нам итак не хватало денег и серьезный вылет мог испортить нам весь уик-энд. Но Михаэль ни разу не вышел из первой восьмерки. Я выцепил его и спросил, уверен ли он, что не выходит за разумные пределы. Он спокойным тоном ответил, что пилотирует на пределе, но не выходит за него, попросил успокоиться. Он был абсолютно спокоен и все обращал в свою пользу>.
<Во время одной из сессий из двигателя машины Михаэля начала уходить вода, из-за чего мы потеряли практически целый день. Андреа также говорил, что с машиной что-то не так, поэтому на правах первого пилота взял запасную. Чтобы Михаэль накатал побольше кругов, я попросил Гэри взять основную машину Андреа. Мы сразу же посадили его в кокпит, даже не подгоняя педали. И он сразу же поехал быстрее напарника по команде: Это было нереально>.
На брифинге после квалификации команда только и делала, что восхваляла Михаэля. <Андреа подробно описывал поведение машины в Бланшимоне. Он говорил, что её задняя часть ведет себя очень нервно, поскольку там, где перестелили асфальт, есть кочка. Из-за неё машина нестабильна до такой степени, что проходить поворот с газом в пол невозможно. После этого объяснения он спросил Михаэля, чувствует ли он то же самое. Шумахер ответил, что первые три круга он ощущал, но затем привык и проходил поворот в пол. Он отметил, что полностью нажатая педаль газа стабилизирует машину и позволяет спокойно проходить поворот>.
На третьем секторе он всегда держался в первой тройке.
<При всем этом до прихода в Формулу 1 никто о нем не отзывался как о новом мессии>, - добавляет Фостер. <Говорили, что он столь же быстр, как Хаккинен или Френтцен. Он не был звездой>.
Карл Вендлингер, который был всегда очень близок к Михаэлю в соревнованиях спортпрототипов, сидел дома и с интересом слушал радио. Радио передавало квалификационные времена Михаэля. <У меня было свободное время, и я слушал субботние новости. Моей первой мыслью было то, что мне тоже стоит задуматься о выступлениях на таком уровне, раз Михаэль может показывать такие результаты>.
А через полчаса Jordan вообще оказалась под угрозой невыхода на старт. Бельгийский пилот Филипп Адамс заявил, что одолжил команде деньги, и подал иск в суд, опасаясь, что Эдди Джордан уедет из Бельгии и не отдаст долг. Поздним субботним вечером полиция и судебные приставы опечатывали гараж Jordan и требовали заплатить.
<Нам было нельзя ни к чему прикасаться. Сумма к оплате составляла около 140 тыс. фунтов>, - вспоминает Филипс. <У нас не было таких денег, и Эдди согласовал с Берни гарантию оплаты по счету. Джордан заплатил долг через несколько месяцев. Дело разрешилось очень быстро и было засунуто в долгий ящик. Честно говоря, не думаю, что Михаэль опасался за свой первый старт>.
На воскресной тренировке перед гонкой, обменявшись информацией, партнеры по Jordan были уже гораздо ближе друг к другу. Михаэль закончил сессию на четвертом месте, де Чезарис - пятым, впереди были Патрезе, Мэнселл и Сенна. Шумахер должен был стартовать седьмым, Патрезе был отштрафован за то, что задняя передача на его машине не работала.
<Он всегда считал, что если машина позволяет, то нет ни одной причины не победить в гонке>, - говорит Фостер. <Звучит гордо, однако это была не гордость. Да, это самоуверенно, однако именно так он вел себя и в жизни, и в болиде>.
Пять красных огней светофора погасли, стартовая решетка устремилась к Ла-Сурс, контактов не было. Но как только трасса пошла в гору, Шумахер начал замедляться. Его гонка завершилась почти сразу же после старта. Михаэль никогда раньше не стартовал с полным бензобаком и сжег сцепление. Результат - сход с дистанции.
Высокий потенциал Jordan в тот день доказывался тем, что де Чезарис добрался до третьего места и потенциально мог победить, однако также сошел через три круга после поломки двигателя.
<Андреа провел превосходную гонку, думаю, что в этом есть заслуга Михаэля>, - говорит Фостер. <Я почти уверен, что если бы не сломанное сцепление, Михаэль попал бы на подиум. Какое место он бы там занял, я сказать не могу>.
<Я не мог посмотреть гонку в тюрьме, тогда мне главное было дожить до следующего дня>, - говорит Бертран Гашо, описывающий Михаэля как джентльмена - они встретились позже по ходу 1991 года. <Через несколько дней после гонки я получил письмо от Андреа де Чезариса, моего хорошего друга. Он писал, что <уделает этого новобранца> в следующей гонке!>
Шумахер и его свита уже уехали с трассы к тому моменту, как руководящий состав команды вышел с капитанского мостика. В следующий раз Эдди Джордан и Ян Филипс увидят Шумахера ночью в четверг, перед гонкой в Монце, в пятизвездочном отеле Villa d'Este на озере Комо.
<В Спа мы жили в кемпинге. Пять фунтов за ночь. Я мылся в одной ванной с Михаэлем>, - рассказывает Филипс. Всего за две недели он из никому неизвестного человека стал самым востребованным пилотом Формулы 1, и теперь жил в соответствующих апартаментах>.
Руководство Jordan в Villa d'Este вызвал Экклстоун. Их мир перевернулся с того момента, как они покинули Бельгию одиннадцать дней назад. Михаэля заметили в Benetton, в команде, которая могла дать ему возможность стать топ-пилотом. Экклстоун понимал, что если немец станет чемпионом мира, то он прилично заработает, и делал все, чтобы поспособствовать сделке.
Оба руководителя Jordan пристально смотрели в зеркальные окна, в то время как Шумахер, Экклстоун, Нирпаш, Вебер, Флавио Бриаторе, Том Уокиншоу и целая армия юристов вершили их судьбу. <Не знаю почему, но все обстоит так, что у Шумахера нет контракта с Jordan>, - заявил Уокиншоу, тогда бывший в должности менеджера Benetton. <Не знаю, как можно позволить такому талантливому человеку свободно гулять по паддоку. Но это их дело>.
Нирпаш обозрел подпись Шумахера на долгосрочном контракте с Benetton. Михаэль уже во вторник обживал местечко в Энстоуне, перед этим отправив своему бывшему боссу рукописный факс:
<Уважаемый Эдди,
Мне очень жаль, но я не могу принять предложение быть Вашим пилотом.
С уважением, Михаэль>.
Несколько лет спустя он признается: <Когда я впервые оказался в Формуле 1, я не понимал, как вообще здесь живут. Я мог быстро пилотировать, но я не слишком понимал, насколько все это сложно, насколько мало значит просто руль в моих руках в достижении большого успеха. Тогда я просто старался быть быстрым>.
По материалам Espn