Еще до начала нового сезона его фавориты были видны, как на ладони - Ferrari и McLaren, Михаэль Шумахер и Мика Хаккинен. Силы двух команд являлись как никогда равными, особенно в шинном аспекте. Фирма Goodyear покинула чемпионат, и концерн Bridgestone превратился в монопольного поставщика резины. Итальянская и британская конюшни одними из последних провели официальные презентации, до последнего момента оттягивая сроки дебюта новых машин.
Но, в то время как в McLaren отказались от идеи сделать римейк MP4-13 и постарались совершить технологический рывок с MP4-14, в Ferrari сделали ставку на усовершенствование и надежность. F399 скорее представляла собой эволюцию прошлогодней F300, заимствовав некоторые идеи Эйдриана Ньюи, чем была принципиально новой машиной. Усилия конструкторов Ferrari во главе с Рори Бирном были сосредоточены в основном на решении двух глобальных задач: перераспределении веса конструкции и улучшении аэродинамики в целях достижения оптимальной управляемости машиной, чего так недоставало предыдущей модели.
'F300 являлся болидом, на котором выигрывались гонки и, в принципе, не имел серьезных недостатков', - похвалил свою прежнюю лошадку Михаэль Шумахер. - 'Но пора делать шаг вперед. Конструкция F399 существенно улучшена, машина имеет около 3000 заново спроектированных компонентов. Все детали и элементы аэродинамики тщательно доработаны и усовершенствованы, на сей раз мы должны быть быстры с первых гонок чемпионата'.
Технический директор Скудерии Росс Браун все же отметил некоторые проблемы, возникшие на предсезонных тестах, связанные с переходом на новую резину Bridgestone. После ноябрьских тестов в японской Сузуке техперсоналу даже пришлось вносить изменения в первоначальный проект, в первую очередь, в подвеску. Тем не менее, для продувки автомобиля Ferrari использовала новую аэродинамическую трубу, что облегчило проведение испытаний.
Ведущий моторист Скудерии Паоло Мартинелли вовсю расхваливал новый двигатель, легкий и надежный: 'Наш новый мотор F048 с пониженным центром тяжести стал легче на 5%. Максимальная мощность двигателя превышает 800 л.с. По ходу сезона у нас запланированы две модификации, первая из которых появится уже к гонке в Имоле'. В McLaren всерьез опасались реванша Ferrari: если им в 1998 пришлось до последней гонки выдерживать прессинг со стороны Шумахера, обладая лучшим гоночным пакетом, то какие же испытания им предстояли в 1999?!
Дебютная гонка в Австралии вылила ушат холодной воды на чемпионскую конюшню - Хаккинен и Култхард сошли из-за технических проблем. На фоне доминирования в квалификации сход пилотов 'серебряных стрел' выглядел еще более обидным. Рон Деннис нехотя признался, что сделал неправильный выбор - в Мельбурн следовало привезти старое, проверенное шасси MP4-13, а вывод на трассу MP4-14, не отличавшегося надежностью, можно было отложить до европейских этапов.
Шумахер вроде бы получал прекрасный шанс победить в отсутствии главных соперников, но судьба продолжала терзать его. Второй раз после злополучного Гран-При Японии Михаэль заглох на старте, снова не включилась первая передача! К 25-му кругу гонки немец пробился уже на 4-е место, когда у него вдруг лопнуло правое заднее колесо. Лидер Скудерии сумел добраться до боксов и продолжил гонку, но лишь затем, чтобы несколько кругов мучиться из-за самопроизвольного переключения коробки передач на нейтраль.
Механики Ferrari на дополнительном пит-стопе заменили двукратному чемпиону мира рулевое колесо, после чего Красный Барон вошел в привычный гоночный ритм и показал быстрейшее время круга. Что толку, если он финишировал только 8-м?! Победа его напарника Ирвайна, после финиша ехидно поблагодарившего немца 'за огромную тестовую работу, проделанную для него, великого Эдди, в межсезонье' наверняка вывела Шуми из равновесия. Руководство Скудерии не поддержало амбиций своего второго пилота, ясно дав понять - временная осечка лидера (к тому же, не по его вине) не имеет ни малейшего значения в перемене статусов гонщиков.
На Гран-При Бразилии Хаккинен и Шумахер сошлись в поединке, который продемонстрировал, что F399 пока все же не хватает скорости по сравнению с MP4-14. Проиграв более секунды Мике в квалификации, Михаэль старался на равных сражаться с ним в гонке и тактически перехитрить соперника. Перед последним пит-стопом немец шел впереди финна, не давая тому ни малейшего шанса опередить себя. Лидер McLaren решил не ввязываться в непосредственное противоборство со столь опасным конкурентом, а попросту дождался, пока Красный Барон заедет на пит-стоп и в феноменальном темпе прошел два круга, создав необходимый задел. Последние 30 кругов Интерлагоса навевали откровенную скуку: Хаккинен лидировал, контролируя ход гонки и берег технику, а Шумахер никак не мог подобраться к нему на расстояние атаки.
Итальянский автодром в Имоле оказался более благосклонным к Ferrari. Новая спецификация мотора и оригинальная форма переднего антикрыла сразу принесли свои плоды. В квалификации Михаэль уступил времени поул-позиции менее 0,2 десятых секунды и рассчитывал на плотную борьбу на протяжении всей дистанции. Лидирующий Мика шел на тактике двух пит-стопов и с первых кругов шел в высоком темпе, отрываясь от преследователей. Ему пришлось заплатить высокую цену за слишком жесткую атаку бордюра в начале 16-го круга: болид MP4-14 попросту влетел в стенку, поставив крест на надеждах действующего чемпиона мира одержать вторую победу подряд.
Реальный шанс воспользоваться осечкой партнера и заодно не позволить Шумахеру максимально увеличить очковый счет имел Култхард. Шотландец возглавил гонку, однако не удержал преимущество после первой волны пит-стопов. Дэвид не так и много уступал лидеру Скудерии, но из-за сочетания двух неприятных для него факторов (исключительного пилотажа немца и неуступчивости круговых) проиграл на финише около 5 секунд. Михаэль был на седьмом небе от счастья - он возглавил личный зачет и на 6 очков опережал Хаккинена. Скорость и надежность против скорости и ненадежности равнялись заслуженному триумфу Красного Барона!
В Монако Ferrari еще увеличила свое преимущество, воспользовавшись плохой формой McLaren. Ценой титанических усилий Мике удалось вырвать поул с преимуществом всего в 0,064 тысячных секунды. И, надо же, финн провалил старт, а затем еще потерял 15 секунд, поскользнувшись на масляном пятне в повороте Mirabeau! Это позволило Ирвайну выйти на второе место, подкрепив успех Шуми. Немец до последнего тянул с дозаправкой и в итоге привез Эдди 30 секунд, а Мике - около 40.
Ситуация в турнирной таблице после двух побед Скудерии полностью устраивала болельщиков 'красных': Шумахер набрал 26 очков, Ирвайн - 18, а Хаккинен - всего 14. В Кубке Конструкторов Ferrari с большим отрывом опережала McLaren: 44 против 20. Рон Деннис мог сколько угодно нахваливать удачный проект Эйдриана Ньюи, но в Гран-При побеждают не те, кто быстрее всех едет, а те, кто при этом еще и финиширует. Эту золотую истину в стане 'серебряных стрел' наконец познали в Испании, где пилоты добились первого победного дубля в этом году.
Мика не повторил прежней ошибки и, стартовав с поул-позиции, уверенно вошел в первый поворот. Дэвид прикрыл тылы напарника, а вот Эдди невольно помешал Михаэлю, не дав тому юркнуть в узкое пространство между болидами. Заминкой пилотов Скудерии тут же воспользовался Жак Вильнев, прочно закрепившись на 3-м месте. Шумахер и Ирвайн беспомощно висели за канадцем добрых 24 круга на узком каталонском кольце, а гонщики McLaren, не ощущая никакого прессинга, летели вперед.
Парадокс, во второй половине гонки они уже не чувствовали себя в полной безопасности! Едва опередив Вильнева, Красный Барон со скоростью реактивного самолета помчался по трассе. Он почти нагнал Култхарда, застрявшего за отставшим на круг Хиллом. Да, немец не взял третье 'золото' подряд, но выглядел настоящим героем Гран-При. И четыре очка на многоэтапном гоночном марафоне также были совсем не лишними:
В закрытом парке Михаэль настолько внимательно присматривался к MP4-14, что журналисты тут же зажали ему вопрос, а что же он искал? 'Я всего лишь взглянул на некоторые детали, хотел найти что-нибудь интересное', - усмехнулся Шуми в ответ. 'Что-то интересное' он нашел уже на следующем этапе в Канаде, впервые выиграв квалификацию в сезоне-99. Стало ли это следствием спешных изменений, внесенных Ferrari после обстоятельных рекомендаций двукратного чемпиона по улучшению машины? Вряд ли, скорее дело было в мягких шинах Bridgestone. Японская компания поставила всем конюшням в Монреаль стандартный комплект, но лучше всех он подошел к характеристикам F399.
Жаль, это еще не гарантировало победы. Красный Барон дал слабину в сложнейшей битве с Хаккиненом. За первые 30 кругов дистанции он оторвался от финна всего на 4 секунды - недостаточно, чтобы быть уверенным в сохранении лидерства после плановой дозаправки. Шумахер в отчаянной попытке добыть лишние пару десятых секунды агрессивно заскочил на поребрик в заключительной связке поворотов и его болид на глазах у преданных канадских фанов врезался в стену! На трибунах воцарилось гробовое молчание, не такого исхода схватки ожидали тысячи зрителей, размахивающих флагами с логотипами гордого жеребца из Маранелло!
К слову, в этой же гонке к той же самой несчастной стенке приложились еще Дэймон Хилл и Жак Вильнев, за что она и получила ставшее теперь привычным прозвище 'Стена Чемпионов': Единственным из чемпионов, кто уцелел и благополучно добрался на Гран-При Канады до клетчатого флага был никто иной, как Мика Хаккинен. Финн теперь имел в активе 34 очка против полновесных 30 у Михаэля. В первых шести гонках сезона два фаворита сражались почти на равных, хотя если бы Шуми не вылетел в Монреале, расстановка сил могла быть иной. Как и в том случае, если бы лидер McLaren доехал до финиша в Австралии и Сан-Марино. Жаркое лето 1999 года готовило еще много сюрпризов и среди них и страшную драму, случившуюся с Красным Бароном в Stowe:
Баланс сил между Ferrari и McLaren был примерно равным, и зрители могли надеяться на увлекательный сюжет второй половины чемпионата. Захватывающая гонка во Франции повысила ставки Хаккинена и не принесла радости Шумахеру. После сложной квалификации фаворитов (Михаэль стартовал 8-м, а Мика только 14-м) в гонке финну повезло значительно больше немца. Лидер McLaren быстро пробился в первые ряды и на 10-м круге дистанции красиво прошел Красного Барона, устремляясь к победе.
Внезапно хлынувший дождь и великолепная тактика с одним пит-стопом подарила 1-е место Хайнцу-Харальду Френтцену, но Хаккинен радовался ничуть не меньше Ха-Ха. Шуми набрал только два очка за 5-е место, причем беспощадным к нему оказался собственный брат. Долгое время Ральфа пытался сдержать Эдди Ирвайн, прикрывавший тылы Михаэля, и все же его усилия не увенчались успехом - пилот Williams без сантиментов опередил оба болида F399. Ситуация в личном зачете чуть усложнялась - отрыв Мики вырос до 8 очков, а следующий Гран-При Великобритании, домашний для McLaren, стал крепким орешком для Скудерии. Настолько крепким, что лидер Ferrari, стремясь разгрызть его, 'сломал зуб'.
Ни новый мотор 048B, еще более легкий и мощный, чем его предшественник, ни отличный состав шин Bridgestone, оптимально чувствующий себя на раскаленном асфальте Сильверстоуна, не помогли Красному Барону вырвать поул у Хаккинена. Немец так и остался 2-м, а на старте еще и пропустил вперед Култхарда с Ирвайном. Ирландец, само собой, не планировал блокировать напарника и Шумахер готовился опередить его в конце длинной прямой. Роковой момент близился: В те секунды директор гонки уже вывесил красный флаг из-за заглохших на старте Вильнева и Занарди, словно повинуясь мистическому чувству и желая предотвратить будущую аварию. Было поздно:
Михаэль еще на прогревочном круге почувствовал некоторые проблемы с тормозами, но не прислушался к беспокойным мыслям. Перед началом торможения в Stowe Шуми находился чуть правее оптимальной траектории, развив скорость выше 300 км\ч. Эдди ушел налево, пропуская его. Немец нажал на педаль тормоза, чтобы вписаться в поворот (обычно его проходят на 4-й передаче со скоростью под 180 км\ч), когда задние колеса F399 неожиданно отказались повиноваться, а передние тормоза сработали только после того как Шумахер до предела вдавил педаль в пол.
Гонщику удалось погасить скорость до 200 км\ч, прежде чем колеса полностью заблокировались, и машина вылетела на полосу безопасности. Михаэль врезался в отбойник под прямым углом на скорости 107 км\ч. Гравийная ловушка сработала удовлетворительно, но не более того. F399 клином вошла между рядами покрышек - вся ее передняя часть была разрушена.
'Самый страшный момент в моей жизни', - впоследствии вспоминал Красный Барон. - 'После аварии я сразу попытался вылезти из болида, но у меня не получилось. Какой-то стальной прут пробил обшивку шасси и сломал мне правую ногу. До этого у меня, конечно, случались аварии, но такого, как в Сильверстоуне, со мной не происходило никогда. Я слушал биение своего сердца, а оно становилось все тише и тише, как при замедленной съемке. Я лежал будто бы рядом со своим телом, и вокруг было темно. До меня доносились голоса маршалов и врачей, но они казались очень тихими. Мне стало страшно. Я и правда подумал: вот и все...'.
Слава Богу, это было далеко не все. Перелом правой ноги, конечно же, стал серьезным испытанием для Шумахера, но его жизни всерьез не угрожал. На чемпионате 1999 года можно было поставить крест, однако врачи заверили, что немец сможет вернуть себе великолепную спортивную форму, правда, после длительного восстановительного периода. Сохранялась надежда на возвращение Михаэля в конце сезона, хотя все зависело от темпов выздоровления гонщика.
В отсутствии двукратного чемпиона мира лидером Ferrari объявили Ирвайна. Ирландец очень стабильно выступал, находясь на пике своей карьеры, и чуть ли не единственным из всего пелотона мог вырвать из рук Хаккинена титул (имея 32 очка против 40 у Мики). Еще одним кандидатом теоретически являлся собственный партнер финна - Дэвид Култхард, но он набрал к экватору чемпионата довольно мало очков (всего 22). Невезучего шотландца часто выводили из борьбы отказы техники. После 14-ти этапов Эдди медленно, но верно сократил отставание до минимума, проигрывая первому пилоту 'серебряных стрел' всего два очка (60:62). Култхард практически потерял шансы на итоговый успех с 48 очками. Все должны были решить две финальные гонки.
Красный Барон впервые вернулся в кокпит F399 20 августа. Он заметно хромал и даже сел в машину с посторонней помощью. Это не помешало ему одолеть 65 кругов на тестовой трассе в Мьюджелло. Несмотря на повторную операцию ноги (сделанную двумя неделями раньше), немец закончил сессию с результатом, превышающим время Ирвайна. Руководство Ferrari отправило его на тестовые заезды в Монце, втайне надеясь на сенсационное возвращение звезды уже на Гран-При Италии. Все произошло с точностью до наоборот: преждевременные тесты Михаэля, повлекшие за собой большую нагрузку, принесли больше вреда, чем пользы. Нога гонщика стала сильно болеть и доктора порекомендовали немцу растянуть период адаптации до поздней осени.
Тем не менее, 8 сентября Шуми сделал неожиданное заявление: он все же примет участие в Гран-При Малайзии и Гран-При Японии. Почему он принял такое решение, ведь риск был слишком велик? И жена Коринна, и личный менеджер пилота Вилли Веббер отговаривали Красного Барона от поспешных шагов. Крайне важную роль в изменении планов Михаэля сыграли настойчивые просьбы как ключевых лиц Ferrari (Луки ди Монтедземоло, Жана Тодта и Росса Брауна), так и всех рядовых членов команды, усиливающиеся день ото дня. Ирвайн также ждал помощи от напарника в сложной битве за титул, предвкушая, как Шумахер будет играть при нем роль оруженосца.
'Моя цель - помочь конюшне выиграть Кубок Конструкторов', - весьма четко обозначил свою позицию лидер Скудерии. - 'Конечно, я не буду блокировать Эдди и даже пропущу его при необходимости, но лишь в той ситуации, когда это действительно станет нужно'. Мужественный поступок немца, готового вновь рисковать своей жизнью ради блага команды, не остался незамеченным 'свыше', тем паче Михаэль получил благословение на аудиенции у самого Папы Римского! Нога не беспокоила пилота в жаркий малайский уик-энд, сломанные кости благополучно срослись, и гонщик выиграл квалификацию на абсолютно незнакомой трассе Сепанг, опередив Ирвайна почти на секунду, а Хаккинена - более чем на секунду!
Поул-позиция Шуми вызвала шок, изумление, восторг, а у его преданных болельщиков чуть ли не благоговение. Достижение Красного Барона действительно выглядело чудом, если вспомнить, через какие трудности он прошел и с какой истинно формульной скоростью вернул себе прежнюю физическую и психологическую форму. Трехкратный чемпион мира Джеки Стюарт замечательно высказался по этому поводу: 'Сегодня Михаэль снял все вопросы о том, кто на самом деле является лучшим гонщиком современности'.
Немец еще больше удивил всех самопожертвованием в пользу Ирвайна, два раза по ходу Гран-При Малайзии пропустив ирландца вперед. Вкупе с не самой удачной тактикой McLaren это принесло Эдди четвертую победу в сезоне и лидерство в личном зачете с преимуществом в четыре очка над Хаккиненом. Пилот Ferrari, широко улыбаясь, благодарил Шумахера на пресс-конференции: 'Лучшего # 2, чем мой партнер, я себе и представить не могу!'. Да, волей обстоятельств лидер Скудерии сыграл в той гонке роль второго плана, но Ирвайн рано радовался - преимущество еще надо было удержать. Шансы Ferrari на Кубок Конструкторов по-прежнему смотрелись предпочтительней.
Вряд ли стоит подробно рассказывать о скандале с боковыми дефлекторами на F399, не соответствовавших правилам технического регламента. Михаэль и его изумительный пилотаж тут ни при чем. В тот уик-энд он просто сел в кокпит, блестяще выполнив задание руководства. Итальянскую команду решили дисквалифицировать, а Мика и McLaren автоматически получали оба титула. Жан Тодт подал апелляцию в Верховный Суд FIA и, хотя нарушение являлось очевидным, к его конюшне отнеслись крайне благосклонно. FIA позарез нуждалась в захватывающем триллере до последней гонки сезона и, как уже бывало раньше, вынесла судейское решение в пользу интриги чемпионата. Итоговый протокол Гран-При Малайзии остался неизменным, а это значило - 'серебряные стрелы' в Японии ждала жесткая схватка!
В последний день октября титаны Формулы-1, Ferrari и McLaren, сошлись в решающем поединке на Сузуке. Шумахер опять стартовал с поула, Ирвайн - из третьего ряда. Произошло неожиданное - ушедший в бой со 2-го места Хаккинен легко опередил Михаэля на старте! О первых мгновениях той гонки спорят до сих пор. Одни полагают, что финн просто был быстрее в судьбоносный для него момент, а другие считают, что немец намеренно пропустил Мику вперед, предоставив Эдди после бледной квалификации самому решать свои проблемы. Решить он их не смог, победа досталась соперникам.
Ferrari завоевала Кубок Конструкторов, а вот титул ушел в McLaren - Хаккинен, как и Шумахер, стал двукратным чемпионом мира. Ирвайну не достались чемпионские лавры, но по большому счету он и не заслуживал столь высокого звания. Выступал ирландец достойно, проведя свой лучший сезон в карьере, однако ни у кого нет сомнений - итоговая победа принадлежала бы Красному Барону, не будь той аварии в Stowe:
Реальный расклад сил на конец 1999 года (выигрыш команды и проигрыш напарника) полностью устраивал Михаэля. Эдди все равно уходил из Скудерии, подписав трехлетний контракт с новой командой Jaguar, выкупившей конюшню Stewart. На смену горластому ирландцу приходил добродушный, легко подчиняющийся контролю Рубенс Баррикелло - идеальный # 2 для Шуми. Немец мог смотреть в будущее с оптимизмом: технологическое отставание от McLaren сократилось до минимума, а перелом ноги никак не отразился на феноменальном таланте. Он стоял на пороге новой эры, запомнившейся всем практически полным доминированием Красного Барона!
Сезон 1999 в цифрах и фактах
Итоги сезона: 5-е место в личном зачете
Очки: 44
Победы: 2 (ГП Сан-Марино, ГП Монако)
Поулы: 3 (ГП Канады, ГП Малайзии, ГП Японии)
Быстрые круги: 5 (ГП Австралии, ГП Сан-Марино, ГП Испании, ГП Малайзии, ГП Японии)
Подиумы: 6 (ГП Бразилии, ГП Сан-Марино, ГП Монако, ГП Испании, ГП Малайзии, ГП Японии)
Лучшая гонка: Гран-При Малайзии (мужественно вернулся в гонки, досрочно прервав период восстановления после перелома ноги; уверенно выиграл поул-позицию, показал быстрейший круг в гонке и подарил победу напарнику Эдди Ирвайну, оказав помощь в борьбе с Хаккиненом)
После четырех невероятно интересных лет, проведенных в Ferrari и наполненных упоительными схватками в гонках и работой до седьмого пота на тестах, Михаэль Шумахер желал, наконец, добиться полного и безоговорочного триумфа со Скудерией. Около 60 Гран-При за итальянскую команду (1996-1999) принесли ему множество побед, подиумов и поул-позиций. Не было лишь одного - долгожданного третьего чемпионского титула. Кубок Конструкторов, отобранный у McLaren в прошлом сезоне, конечно, тешил самолюбие немца, но не мог утолить сильную жажду личного успеха.
На традиционном зимнем празднике Ferrari на горнолыжном курорте Мадонна ди Кампилья Красному Барону задали провокационный вопрос: Вы не задумывались над тем, что с другой командой Вы бы давно выиграли чемпионат? Михаэль ответил в своем неподражаемом стиле: 'Да, возможно. Но ведь важен не сам факт, что я победил, а то, КАК я победил. После двух успехов с Benetton я поставил перед собой цель выиграть именно вместе со Скудерией, с этой легендарной конюшней. И я не вижу никаких поводов для того, чтобы отказаться от этой немного романтичной идеи:'
Что ж, на сей раз в его руках очутилось действительно грозное оружие. Соперники давно боялись того момента, когда Шуми оседлает близкого к технологическому совершенству жеребца. Вкупе с почти идеальными гоночными качествами немца это сулило им беспощадный, безжалостный разгром. Без права отыграться в ближайшее время, ведь найдя ключ к идеальной комбинации пилота и машины, Ferrari затем всеми силами постарается это преимущество удержать. Худшие опасения конкурентов оправдались - новый болид F1-2000 был чудо как хорош, хотя стал скорее не революционным, а эволюционным проектом.
Машина, представленная широкой публике 7 февраля, впервые полностью создавалась с помощью новой аэродинамической трубы, и это помогло фундаментально улучшить основные характеристики. Главный конструктор Скудерии Рори Берн недаром просил максимально оттянуть срок презентации, дабы довести до ума все свои идеи. Снижение веса автомобиля и правильное распределение оставшегося балласта позволило добиться практически идеального распределения масс. Под углепластиковой обшивкой F1-2000 также скрывалось немало интересных технических решений. Полностью новая трансмиссия с двойным сцеплением, сократившим до предела время выбора передачи пришлась как нельзя кстати, как и усовершенствованная система смазки.
Еще до начала гоночного сезона было ясно, что все лавры разделят между собой Ferrari и McLaren. У Jordan после неожиданного успеха 1999 года не имелось достаточно средств и ресурсов, чтобы выйти на уровень топ-команд. Многообещающе выглядел новый союз Williams-BMW, но ему требовалось время на развитие. Да и все остальные команды смело можно было отнести ко второму эшелону, способному лишь изредка бороться за подиумы. Последний чемпионат XX века стал внутренним делом двух легендарных команд 'королевских гонок'.
Первая гонка на Зеленом континенте практически повторила сценарий прошлого Гран-При Австралии, разве что с еще большей выгодой для Ferrrari: пилоты 'серебряных стрел', стартуя с первой линии, сошли из-за технических неисправностей, а Шумахер и его новый напарник Баррикелло добились победного дубля. Рубенс лидировал за несколько кругов до финиша, но вынужден был заехать в боксы из-за неполадок в коробке передач, так что Михаэлю просто оставалось спокойно добраться до финиша. 'Не ожидал, что соперники расчистят мне дорогу', - слегка обескуражено прокомментировал немец итоги уик-энда.
В Бразилии пилоты McLaren снова доминировали в квалификации, но в гонке пали жертвами собственных болидов. Хаккинен сошел из-за упавшего давления в двигателе, а Култхард кое-как добрался до финиша 2-м, мучаясь с КП. Шотландцу не достался и утешительный серебряный приз, так как судьи дисквалифицировали Дэвида, придравшись к небольшому отклонению в измерениях переднего антикрыла его автомобиля. Баррикелло тихо-мирно сошел (дала течь гидросистема) под разочарованные вздохи соотечественников. Красный Барон, словно поставивший прививку от любых неприятностей, выиграл, опередив Физикеллу на 40 секунд.
Гран-При Сан-Марино зрители ждали с затаенной тревогой, неужели и там немец не встретит отпора соперников? Сам Михаэль был не прочь доказать, что он заработал победы в этом сезоне не за счет чужих неприятностей. Красивый поединок с Микой за право стартовать с поула имел принципиальное значение: финн в Интерлагосе сравнялся с Шуми (23:23) и хотел отобрать у того звание лучшего 'поулмена' современности. Все решили последние секунды заездов - Хаккинен опередил лидера Скудерии на 0,091 тысячную, божественно вписавшись в поворот Rivazza. Тиффози взвыли от досады - судьи уже дали отмашку клетчатым флагом и отыграться в квалификации Михаэль не успел.
Старт он провалил, отпустив Мику вперед, а 2-ю позицию удержал, бесцеремонно подрезав Култхарда. Этим воспользовался Баррикелло, вклинившийся между 'вражеским' и 'родным' болидами. Бразилец долго сдерживал шотландца, а Шуми попробовал настичь первого пилота McLaren. Финн опережал оппонента на 3-4 секунды, когда в ход гонки вмешалась досадная случайность (или коварная предопределенность?). Сначала Хаккинен наскочил на какой-то предмет, лежащий на трассе (может, тиффози подкинули?) и повредил днище болида, а затем потерял несколько секунд на втором пит-стопе из-за сбоя в электронном обеспечении. Михаэль, и до этого не отпускавший Мику слишком далеко, сполна воспользовался шансом и возглавил пелотон. Действующий чемпион атаковал, однако на узкой трассе в Имоле исправить положение не смог - Красный Барон записал на свой счет третью подряд победу.
Положение 'серебряных стрел' было незавидным: только 10 очков у двух пилотов против 30 у одного Шумахера. На Гран-При Великобритании, McLaren, наконец, нанесли первый ответный контрудар. После дождичка в четверг дождь продолжился и в пятницу и в субботу, обусловив интересную квалификацию на подсыхающем асфальте. Баррикелло завоевал поул, Михаэль довольствовался 5-м временем. Немцу, как и в Имоле, не удался хороший старт, и он откатился на 8-ю позицию позади Жака Вильнева. Медленный, но упорный канадец явно желал заставить Шуми отплатить за все прошлые грехи и долго сдерживал соперника.
Мика и Дэвид тем временем вели спор за лидерство - Рубенса вывели из борьбы труднообъяснимые неполадки с машиной (злые языки шептали про подкачавшие нервы). Шотландец последние 20 кругов улепетывал от финна с завидной скоростью и, как бы ни был недоволен Хаккинен проигрышем напарнику, он все же облегченно вздохнул, заработав важные шесть очков. Красный Барон достойно компенсировал потери, составив компанию парням из McLaren на подиуме. Перспектива быстро растратить солидное преимущество в очках, казалось, ему не грозила. Машина оправдала все ожидания Михаэля. Стабильность результатов немца + высокая скорость F1-2000 позволяли уверенно глядеть в будущее:
Стабильность результатов Красного Барона + высокая скорость F1-2000 позволяли уверенно глядеть в будущее. Но действующие чемпионы McLaren, конечно, не собирались легко сдавать свои позиции. На Гран-При Испании пилоты 'серебряных стрел' приложили максимум усилий и сократили отставание от Ferrari и ее лидера. Квалификация и 24-й поул в карьере остались за Михаэлем, в гонке безупречно выступили соперники.
Шумахер отменно стартовал, наглухо перекрыв траекторию Хаккинену. Финн не сдался и прессинговал немца вплоть до первого пит-стопа. Михаэль заехал на пит-лейн раньше. Механики работали в слаженном ритме, ничто не предвещало грядущей трагедии. После замены резины машину опустили с домкратов, при этом дозаправка еще продолжалась. Человек, держащий леденец с табличкой 'stop', не заметил этого и поднял его чуть раньше, когда главный механик Найджел Степни еще не выдернул заправочный шланг. Шуми рванул с места и проехался задним правым колесом по ноге несчастного.
На времени пит-стопа этот инцидент практически никак не отразился и Красный Барон сохранил первую позицию. Неприятности начались позже. Травмированного Степни заменил итальянец Андреа Виккари, не имевший большого опыта работы. Заметно нервничая, на второй дозаправке он не сразу смог вставить шланг в бензобак, к тому же механизм подачи топлива был частично поврежден. Шумахер простоял в боксах около 20 секунд, отдав лидерство Мике.
'Вдобавок ко всему команда точно не знала, сколько бензина в топливном баке, потому заправила меня плотнее, чем обычно', - объяснял впоследствии Михаэль. - 'Увы, неудачным оказался и следующий комплект покрышек, левая шина постепенно теряла давление'. На 46-м круге немца настиг Култхард и без лишних разговоров начал атаковать. Шотландец шел заметно быстрее и отчаянные попытки Красного Барона (вплоть до намерений спровоцировать вылет Дэвида с трассы) ни к чему не привели. Второй пилот McLaren перетормозил Шуми в конце стартовой прямой, перекрестил траектории в первом повороте и составил компанию Хаккинену на подиуме.
Лидер Скудерии силился зацепиться хотя бы за нижнюю ступеньку пьедестала почета, но такой радости лишили его собственный напарник и брат, устроившие между собой увлекательный поединок и нахрапом одолевшие двукратного чемпиона. Дополнительный пит-стоп и смена резины, прошедшая на сей раз без сбоев, вернула Михаэлю отличный темп, но гонка уже подходила к концу. Второй победный дубль McLaren внушал некоторые опасения, а если так все накопленное преимущество Ferrari через пару гонок превратится в дым?
Квалификация на Гран-При Европы завершилась победой Култхарда. Шумахер отстал менее чем на 0,2 десятых, Мика был 3-м. Перед стартом оба гонщика 'серебряных стрел' о чем-то совещались. Когда зажглись зеленые огни светофора, Дэвид откровенно провалил старт, пропуская напарника. Хаккинен грамотно воспользовался подарком и, влетая в первую шикану, вырвал у Михаэля лидерство. А на 4-м круге вновь заморосил дождь, поливавший трассу с раннего утра и прекратившийся незадолго до гонки.
Красный Барон, чувствующий себя на мокрой трассе как рыба в воде, хищным коршуном кинулся на финна и вскоре прошел его в эске Veedol. Может быть, лидер McLaren еще мог отыграться, но все решили пит-стопы. На дозаправке немца один из механиков вновь долго возился с левым задним колесом: Парадокс, Мику обслуживали еще дольше! Ближе к концу дистанции он основательно пришпорил свою лошадку и принялся отщипывать у Шуми по секунде-две на круге. Тем не менее, осталось ощущение, что и Михаэль в нужный момент мог прибавить. Только зачем -- если четвертая победа в сезоне и так была у него в кармане?
К пятой он очень близко подобрался в Монако. Поул практически гарантировал итоговый успех. Михаэль шел первым с самого старта, держа ситуацию под своим контролем. К сожалению, F1-2000 настигли проблемы с выхлопом, довольно редкая и нетипичная поломка для Ferrari. Раскаленные газы на протяжении гонки проникали под капот болида и, в конце концов, повредили жизненно важный элемент - углепластиковый рычаг подвески заднего колеса. Он попросту сгорел на 53-м кругу гонки! Большое разочарование для Шумахера. Правда, и у McLaren дубля не получилось. Култхард победил, а вот Хаккинен еле-еле сохранил одно очко за 6-е место - барахлила коробка передач и отказывалась эффективно работать педаль тормоза.
В Канаде Красный Барон в упорной борьбе вырвал у Дэвида поул-позицию. Шотландец в этом сезоне стал для него чуть ли не более опасным конкурентом, чем Мика. 'Знаете, на последних этапах происходит то, что уже бывало раньше - один пилот временно потеснил другого с ведущих ролей в команде', - философски заметил Михаэль. - 'Я теперь буду следить за Култхардом внимательней, но, честно говоря, нельзя делать какие-то поспешные выводы. Хаккинен недаром двукратный чемпион мира, по чистой скорости он превосходит ДиСи и должен прибавить в середине сезона'.
Многие в паддоке недоумевали, откуда в самом деле у шотландца взялась такая прыть, ведь за ним закрепилась репутация 'невезучего'? Недоумевал и Шуми, причем, как оказалось, не зря. Когда Дэвид встал рядом с немцем на второй линии стартового поля, у него внезапно заглох двигатель! Механики McLaren спешно кинулись оживлять его, и гонщик успел уйти в бой, однако вскоре получил штраф от судей за постороннее вмешательство, выпав из призовой группы. Михаэль насвистывал веселые песенки в кокпите, так как скверно стартовавший Мика застрял за более медленными пилотами.
Хлынувший дождь не внес серьезных корректив в расстановку сил и сыграл на руку Ferrari. Стремительный вояж в боксы раньше основных конкурентов только увеличил их задел над соперниками. Когда победа виднелась на расстоянии горизонта, Красный Барон слегка поволновался из-за проблем с тормозами. Баррикелло следовал за напарником тенью и: не обгонял. 'Хочу искренне поблагодарить Рубенса, он выбрал тактику защиты интересов команды, а не рискованного нападения. Он - замечательный человек. Когда-нибудь я отплачу ему за сегодняшнюю услугу', - рассыпался в комплиментах Шумахер после финиша.
Юбилейная 40-я победа закрепила положение Михаэля в турнирной таблице, пилотам 'серебряных стрел' предстояла сложнейшая задача попытаться переломить ход сезона, пока не стало слишком поздно. Фортуна, впрочем, перешла на их сторону. Немца летом ждала поистине черная полоса и ряд сильнейших ударов судьбы. Началось все на Гран-При Франции, где Култхард в открытой борьбе опередил Шуми. Красный Барон после брифинга с инженерами неверно настроил машину и в гонке столкнулся с сильным износом покрышек.
Дэвид настиг его в повороте Adelaide и атаковал по внешней траектории. Красный Барон захлопнул калитку. Раздосадованный шотландец показал сопернику средний палец и повторил попытку кругом спустя, но уже зайдя по внутреннему радиусу. Михаэль проморгал маневр соперника и серебристый МР4-15 полетел к победе. Может быть от огорчения вскоре отказал и мотор на F1-2000. Дэвид получил 10 очков, Мика - 6, Шумахер - ничего.
В Австрии и Германии немец два раза стал жертвой гоночных инцидентов, причем не по своей вине. На А1-ринге Баррикелло опередил Шуми в квалификации, а в первые секунды гонки корректно притормозил, дабы пропустить того вперед. Лидер Ferrari в свою очередь сбавил скорость, чтобы не врезаться в Култхарда, который также нажал на педаль тормоза, чтобы не вынести Хаккинена. На беду свою не успел сбавить скорость Рикардо Зонта, на всех парах влетевший в красный болид. 'Уверен, в его действиях не было злого умысла', - только развел руками Красный Барон. - 'Надеюсь, что мой домашний этап сложится более благоприятно'
Но гонка в Хоккенхайме стала кошмарным повторением Австрии. Мика и Дэвид опять затерли лидера Скудерии. Великолепно квалифицировавшийся Джанкарло Физикелла не успел среагировать на маневр Шумахера, который резко сместился влево, лишь бы не допустить аварии. Болид Benetton поддел Ferrari: Михаэля вынесло на гравий и бросило в ряды покрышек. Кумир местной публики нашел некоторое утешение в итогах гонки: Рубенс Баррикелло, одержавший великолепную победу под дождем, нарушил планы пилотов McLaren и позволил Красному Барону сохранить лидерство в чемпионате.
И все же после Гран-При Германии чемпионат фактически начался заново: 56 очков немца против 54 у финна и шотландца свидетельствовали о том, что любой из пилотов 'серебряных стрел' способен отобрать у него титул:
Итак, к последней трети сезона Ferrari во главе со своим лидером растеряла все преимущество, накопленное в предыдущих гонках. Лето сложилось для Шумахера ужасно, три схода подряд на фоне бесконечных подиумов Хаккинена и Култхарда. Немец мог утешаться тем, что болид F1-2000 в целом выглядел великолепно и у него были все шансы дать достойный ответ пилотам 'серебряных стрел' на заключительных шести этапах чемпионата.
Квалификацию на Гран-При Венгрии Шуми выиграл в одну калитку. Как ни старались конкуренты выжать из машин максимум на быстром круге, никому не удалось подобраться к Михаэлю ближе, чем на 0,3 десятые. Для плотных результатов Хунгароринга отрыв был довольно значительным. Красный Барон дал осторожный прогноз на гонку: 'Болид хорош, но далек от идеала. На этой трассе мы не проводим тесты, и нам не хватило времени подобрать оптимальные настройки'.
Шумахер не зря опасался проблем в воскресенье. Плюс ко всему, ему предстояло провести по возможности консервативную гонку. Перспектива заработать еще одну 'баранку' на фоне хороших результатов McLaren его абсолютно не прельщала. Именно поэтому немец не стал рисковать, когда Мика пулей вылетел с 3-го места на старте и в первом повороте поравнялся с ним, вплотную приткнувшись к правому бордюру. Сзади налетали Дэвид и младший брат Ральф и, всерьез опасаясь третьей подряд аварии на первом круге, Шуми предпочел пропустить Хаккинена.
Финн первое время не мог уехать от преследователя на безопасное расстояние, а затем отставать стал сам Михаэль. Делом чести стала защита второй позиции от посягательств второго пилота 'серебряных стрел'. Култхард угрожающе мелькал в задних зеркалах F1-2000, не решаясь, тем не менее, на жесткие атаки. Он, как и Красный Барон, желал получить в этот уик-энд гарантированные очки, чем идти на излишний риск. Шотландцу представился шанс во время второй волны дозаправок, но он уперся в круговых. Шумахер воспользовался преимуществом свободной трассы, набрал шесть очков (всего 62), однако в чемпионате впервые в сезоне произошла смена лидера - Хаккинен возглавил турнирную таблицу с 64 очками.
В Бельгию Мика приехал королем чемпионата и продемонстрировал в квалификации такую силу и мощь, что соперники ужаснулись! Финн по совету технического директора Эдриана Ньюи применил радикальные настройки к MP4-15, это окупилось сторицей. Преимущество в 0,7 десятых над всеми остальными двукратный чемпион мира назвал внушительным. Михаэль с трудом вырвал 4-е время, уступив нежданным конкурентам - Баттону и Трулли.
Гонка началась для Шуми непросто. Хаккинен чисто принял старт и стал уезжать вперед. Красный Барон провел несколько кругов за спинами пилотов Williams и Jordan, выжидая удобного момента для атаки. Дженсон неудачно попытался опередить Ярно в Bus Stop, чем немедленно воспользовался Михаэль, обогнав FW22. В поворот La Source три болида влетали почти одновременно, но Шумахер уже был чуть впереди Трулли. Англичанин и итальянец столкнулись, а немец избежал повреждений болида и вышел на 2-е место.
Мокрая от утреннего дождя трасса быстро подсохла и гонщики ринулись переобувать шины. В McLaren допустили тактический промах, лишний круг продержав своих пилотов на 'дождевой' резине, а на командном мостике Ferrari сделали все верно. После первой волны пит-стопов от большого отрыва Мики осталось 5 секунд, а тут еще финн поскользнулся на бордюре и допустил разворот! Шуми красной стрелой пролетел мимо и затем на протяжении 10 кругов ставил быстрейшее время круга. Все уже поверили -- 'серебряные стрелы' проиграли вчистую и сейчас лидер Ferrari вернет свое законное лидерство в чемпионате!
Хаккинен с этим был категорически не согласен, как и раздосадованный Рон Деннис. На второй дозаправке механики внесли корректировки в настройки MP4-15, и Мика стал неумолимо приближаться к сопернику. За 5 кругов до финиша пилот McLaren настиг Красного Барона и, обладая явным преимуществом в скорости, попробовал пройти его в конце длинной прямой перед Les Combes. Михаэль смелым маневром перекрыл финну дорогу. Спустя две минуты они снова сошлись в поединке на той же самой прямой и обоим предстояло опередить кругового -Рикардо Зонту.
Шуми прошел пилота BAR слева, а вот Хаккинен лихо бросил свою машину вправо, в узкое пространство между обочиной трассы и корректно сбросившим скорость бразильцем. Спидометр в этот момент показал около 300 км\ч и, не успел лидер Скудерии опомниться, как серебристо-черный болид уже входил впереди него в поворот. 'Мика предпринял действительно неожиданный маневр' -- признал немец после финиша. - 'И все же не стоит забывать, его темп на последней трети дистанции был значительно выше моего'. Восторженные эксперты окрестили обгон Хаккинена 'обгоном века', а Шумахер, стиснув зубы, готовился к Гран-При Италии. Отставание в 6 очков от действующего чемпиона мира не являлось катастрофическим, все еще можно было изменить.
И он изменил! Почти всегда благосклонная к Красному Барону Монца не оставила в накладе кумира тиффози. Пилоты Ferrari впервые в сезоне оккупировали первый ряд стартового поля. Король Скудерии величаво ушел в бой с поула и провел гонку в своей лиге. Ни одному из соперников не хватило сил навязать ему даже подобие реальной борьбы. На пресс-конференции Михаэль не смог сдержать эмоций и разрыдался: эта 41-я победа вывела его на поистине эпохальный рубеж - он сравнился по числу выигранных Гран-При с Айртоном Сенной. Мика грустно сидел, думая о чем-то своем, он теперь имел плюсом лишь два очка в личном зачете (80 против 78). Култхард после двух неудачных гонок почти потерял шансы на золото (61 очко).
Исключительно важной стала гонка в США, где по планам McLaren судьба нанесла непоправимый удар. Хаотичная квалификация на трассе в Индианаполисе (куда Формула-1 вернулась после долгого отсутствия), где пилоты экспериментировали с настройками, осталась за Шуми. Дэвид и Мика стали 2-м и 3-м соответственно. Шотландец допустил фальстарт и тем самым окончательно угробил все свои надежды на титул. Чтобы хоть как-то помочь команде перед тем, как отбыть штраф 'stop&go', Култхард постарался притормозить лидера Ferrari и дать возможность Хаккинену приблизиться к тому на расстояние атаки. Разгневанный Михаэль жестко прошел соперника, слегка соприкоснувшись колесами - применение командной тактики не помогло 'серебряным стрелам'.
Вскоре немец остался наедине с Микой и ход гонки (проходящей на постепенно подсыхающей после дождя трассе) свидетельствовал о том, что у финна есть шансы взять реванш. F1-2000 была настроена на сырую погоду, а MP4-15 - нет. Действующий чемпион мира, нацеленный взять третий титул подряд, приближался к Красному Барону. Шел всего 25-й круг дистанции и исход гонки не мог предсказать никто. И тут мотор Mercedes на болиде Хаккинена полыхнул, как свечка! Шумахер после схода основного конкурента откровенно заскучал и даже потерял один раз концентрацию, выскочив на траву. 'Мое преимущество было настолько велико, что я расслабился', - немного смущенно прокомментировал данный инцидент немец.
На Гран-При Японии Красный Барон приехал с радужными надеждами поставить жирную точку. При счете 88:80 ему достаточно было набрать на два очка больше Мики, чтобы гарантировать себе заветное чемпионское звание. Путь к нему являлся длинным и трудным (как для Ferrari, так и для Михаэля), не исключением стала и Сузука, где немцу пришлось приложить максимум сил для победы над Хаккиненом. Жаркая битва состоялась еще в квалификации - соперники обменивались фантастически быстрыми кругами, раз за разом улучшая рекорд круга. В конце концов Шуми в последней попытке искуснейшим образом прошел последнюю 'эску' (где до этого уступал одну десятую секунды) и опередил финна на 0,009 тысячных! Поул!
Миллионы болельщиков Скудерии схватились за сердце на первых минутах гонки: Красный Барон сорвал колеса в пробуксовку и Мика со 2-го места на старте вышел в лидеры. Пилот McLaren шел в отличном темпе и понемногу отрывался, но и Михаэль был неподалеку. Пару секунд Хаккинен потерял на обгоне круговых, однако самую фатальную ошибку допустили в боксах 'серебряных стрел', слишком рано зазвав своего гонщика на пит-стоп после того как на трассу упали первые капли дождя. Шумахер по совету Росса Брауна напротив, максимально оттянул дозаправку и вернул первую позицию. Деморализованный финн уже ничем не смог ответить на такое печальное для него развитие событий: Болельщики Скудерии ликовали!
'Меня захлестывают эмоции, очень трудно описать чувства, возникшие у меня, когда я пересек финишную черту!' - сиял от счастья Михаэль. - 'Победить вместе с Ferrari - это фантастически! Надежда никогда не покидала мое сердце, хотя мы несколько раз останавливались в шаге от заветной мечты. Хочу сказать спасибо Мике за увлекательный сезон. Он сделал все, чтобы этот титул достался мне в тяжелой схватке, именно поэтому он так ценен для нас!'
Ferrari наконец выиграла чемпионат в личном зачете после 21-летней паузы. Шумахеру удалось то, что безуспешно пытались до него сделать многие талантливые пилоты - преодолеть все превратности судьбы и впервые выиграть первенство для Скудерии после смерти Энцо Феррари, бессменного коммендаторе. Большинство пилотов (включая побежденного Хаккинена) от души поздравляли немца с триумфом - путь, который прошел Красный Барон с командой, вызывал восхищение и уважение. На Гран-При Малайзии оставалось закрепить за собой преимущество в Кубке Конструкторов, окончательно преодолев уже почти безнадежное сопротивление McLaren (в командном зачете они отставали на 13 очков).
Раскаленная атмосфера Сепанга внесла сумятицу в стан 'серебряных стрел'. Мика совершил фальстарт, а Дэвид, лидируя в гонке, вылетел на обочину и пропустил Шуми вперед. Немец спокойно довел болид до финиша, одержав 9-ю победу в сезоне. Баррикелло закончил Гран-При 3-м, и Ferrari одержала двойную победу в чемпионате (последний раз это удавалось дуэту Лауда-Регаццони в 1974). По этому случаю весь персонал и гонщики надели себе на голову забавные алые парики J
Мощный старт сезона, сплоченность конюшни в период летних неудач и сильная концовка года позволили итальянской команде добиться желаемого успеха. В McLaren смогли оказать действительно достойный отпор, но их слабым местом стали частые ошибки гонщиков и ненадежность техники. Шумахер, находясь в оптимальной физической и психологической форме, был готов и дальше сокрушать соперников. Период доминирования 'красных болидов' в Формуле-1 только начинался:
Сезон 2000 в цифрах и фактах
Итоги сезона: Чемпион мира
Очки: 108
Победы: 9 (ГП Австралии, ГП Бразилии, ГП Сан-Марино, ГП Европы, ГП Канады, ГП Италии, ГП США, ГП Японии, ГП Малайзии)
Поулы: 9 (ГП Испании, ГП Монако, ГП Канады, ГП Франции, ГП Венгрии, ГП Италии, ГП США, ГП Японии, ГП Малайзии)
Быстрые круги: 2 (ГП Бразилии, ГП Европы)
Подиумы: 12 (ГП Австралии, ГП Бразилии, ГП Сан-Марино, ГП Великобритании, ГП Европы, ГП Канады, ГП Венгрии, ГП Бельгии, ГП Италии, ГП США, ГП Японии, ГП Малайзии)
Лучшая гонка: Гран-При Японии (в этой гонке Михаэль Шумахер идеально воплотил тактическую задумку Росса Брауна и в переменчивых погодных условиях сумел обыграть Мику Хаккинена, завоевав третий чемпионский титул в своей карьере)
категории:
во всём виноват Шумахер, даты, история, чемпионы
В канун 20-летия дебюта Шумахера в Формуле-1 Эдди Джордан вспоминает о первой гонке Михаэля, объясняя, почему он дал немцу шанс выйти на старт Гран-при Бельгии.
"Прежде чем говорить о первой гонке Михаэля, мне нужно объяснить всю ситуацию с начала 1991 года. Перед стартом сезона я подписал контракты основных гонщиков с Андреа де Чезарисом и Бертраном Гашо. В то же время вместе с бельгийцем мы готовили презентацию команды для <Пепси Колы>, поскольку нам нужна была финансовая поддержка. В итоге на представление команды спонсорам я пришёл, а он нет. Я был безмерно зол, потому что всю работу пришлось сделать мне, но всё же нам удалось получить в спонсоры 7Up и это стало успехом для команды.
Когда я вернулся на базу команды, то мне сообщили, что с Бертраном есть небольшая проблема. Накануне презентации он был арестован и потому не смог присутствовать на встрече со спонсорами. Потом мы с Гашо встретились и он сказал, чтобы я не волновался насчёт этого ареста. Как пояснил Бертран, ситуация была улажена, однако он недооценил всю тяжесть своего положения. Вероятно, в этом была и моя вина, что я не стал выяснять подробности, но так или иначе мы все благополучно забыли про этот случай и продолжили работу.
Но через четыре месяца стало известно о суде над Бертраном, и тут я уже ничем не мог ему помочь. Главной проблемой было то, что Гашо сцепился с таксистом, а в Великобритании таксисты находились под особой защитой. Судье просто нужен был показательный процесс. Гашо фигурировал в деле не как гонщик, а просто как парень, который брызнул из газового баллончика в лицо таксисту. Когда суд состоялся, то мне позвонили и сообщили, что Бертрана приговорили к 18 месяцам тюремного заключения. Я был шокирован тем, что ему даже не предоставили испытательный срок, а сразу посадили.
Естественно, Гашо сразу же подал апелляцию и поскольку его отец был видным деятелем Европейского парламента, то Бертрану скостили срок до полугода. И всё равно я не мог поверить в то, что писала Sun - я был ошеломлён случившимся с моим гонщиком.
Вышло так, что за десять дней до гонки в Спа я остался без пилота и мне срочно предстояло его найти. Первым делом я позвонил Стефану Йоханнсону. Он мы моим старым другом, бывшим напарником по команде, но у него, к сожалению, не было бюджета для гонки. Тогда я вспомнил, что уже на второй гонке сезона в Бразилии Герд Крамер из <Мерседеса> говорил мне о Шумахере. Я знал менеджера Михаэля Вилли Вебера, который собирался купить мою команду в Формуле-3000. В общем, мне предстояло ещё одно приключение в Формуле-1.
Мои советники, следившие за выступлениями Шумахера в Формуле-3, были весьма впечатлены им, однако у меня оставались сомнения относительно Михаэля. В чемпионате спорткаров, выступая за <Заубер> вместе с Френтценом, именно Хайнц-Харальд казался мне более быстрым в этой паре. Но вообще оба немца не вязались у меня с образом пилотов Формулы-1 - они годились для спорткаров, но, как казалось мне, не подходили Формуле-1. Поэтому я сначала переговорил с Крамером, а потом позвонил Веберу.
Мне нужны были деньги, поэтому Вилли пришла в голову идея посоветовать мне обратиться к Петеру Зауберу, чтобы попытаться получить финансирование от <Мерседеса>. В итоге именно <Мерседес> заплатил за дебют Шумахера, но перечислил мне средства через Заубера. Именно поэтому я считаю, что очень хорошо видеть Михаэля в <Мерседесе> - эта компания привела его в Формулу-1 и заслуживала того, чтобы Шумахер вернулся в родные пенаты.
За неделю до гран-при Бельгии, в воскресенье, я позвонил Михаэлю и сказал, что ему стоит позаботиться о <Суперлицензии>, если он хочет выйти на старт. Кроме того я поинтересовался у Шумахера и отдельно у Вебера о том, выступал ли хоть раз немец в Спа - оба ответили утвердительно. В принципе это может и было правдой, но на деле оказалось ложью чистой воды. Не исключаю, что Шумахер мог бывать в Спа, только вот по трассе он не проехал ни единого круга и это позже подтвердилось. Но если бы они признались мне, то я бы не выпустил его на гонку. Уж точно не на этой трассе.
Карьера Шумахера в Формуле-1 началась с вранья. Для нас главным вопросом было одно - сможет ли немец показывать достойные времена, чтобы пройти хотя бы предквалификацию. Перед тестами Михаэля в <Сильверстоуне> я разговаривал с нашим спортивным директором Тревором Фостером, который всегда делал ставку на молодых пилотов. Я сказал, чтобы он присутствовал на тестах.
В день тестов я был в офисе, менеджер команды Ян Филлипс отдыхал в Испании, и всё произошло так быстро, что мы даже не успели подготовить для Шумахера экипировку, и ему предстояло ехать в старом комбинезоне Джона Уотсона. В день тестов в <Сильверстоуне> стояла такая погода, которую мы называем <быстрой> - было солнечно, но прохладно, что позволяло эффективно работать шинам и выдавать максимальную мощность мотору, давая возможность ехать примерно на полсекунды быстрее.
Как сейчас помню тот звонок с трассы. В трубке я услышал <Этот парень - ракета!>. Я поинтересовался, не перепутали ли они чего с отсечкой времени и с конфигурацией автодрома - мне ответили, что всё в порядке. На участке трассы Loop, где Джон Уотсон был непобедим, Шумахер сразу же установил лучшее время:
Уже ночью Фостер и наш механик вернулись с трассы на базу и по их лицам было видно, что произошло что-то необычно. <Это безумие как он быстр>, - только и сказал Ник, механик, работавший со мной ещё со времён Формулы-3. Наступил вторник на неделе гонки, а у нас до сих пор не было <Суперлицензии> для Шумахера. Времени не оставалось и мы вновь вызвали Михаэля на трассу, дали ему старый комбинезон де Чезариса и отправили наматывать круги. Возникла единственная проблема - мы долго не могли правильно написать фамилию на машине, ведь <Schumacher> очень непростой вариант для англичан.
В Спа всё было не так просто. Уик-энд начался с того, что грузовики нашей команды были задержаны судебными приставами, но потом в квалификации Шумахер завоевал место на четвёртом ряду, будучи на этой трассе в первый раз! Невероятный момент. В день гонки было на 15 тысяч зрителей больше из-за того, что Керпен, родной город Михаэля, был не так далёк от трассы.
Впрочем, в те дни я больше волновался о де Чезарисе. Андреа серьёзно пострадал от впечатляющего дебюта и шумихи вокруг Михаэля. Но итальянец был нашим гонщиком с первой минуты существования команды, он принёс нам первые очки и я не мог просто забыть об Андреа. Тревор Фостер опекал Михаэля, а я поддерживал де Чезариса. На этот этапе Шумахер нас убедил в правильности выбора и ему уже ничего не нужно было доказывать даже несмотря на то, что в гонке он не проехал и круга. Скорость немца была очевидна.
Да, в тот день мы были разочарованы. Если бы не сцепление, то Шумахер бы выиграл гонку, а после схода Михаэля победителем должен был бы стать Андреа, если бы у де Чезариса не сломался двигатель. В Бельгии мы должны были получить новые моторы от <Форда>, но их заводская команда, <Беннетон>, был против этого, ведь мы могли стать для них серьёзными соперниками. В итоге мы остались без новых силовых агрегатов, Проблема была в том, что нужно было заливать в моторы больше масла, а мы об этом не знали - именно по этой причине и вышел из строя двигатель на Jordan 191 де Чезариса. Если бы не сломалось сцепление на болиде Михаэля, то ближе к финишу гонки его ждал бы отказ мотора и Шумахер всё равно сошёл бы в Спа:
Многие спрашивали и продолжают спрашивать меня о том, почему мы не сохранили Шумахера в команде. У <Джордана> не было шансов удержать Михаэля. Во-первых, Экклстоун хотел видеть немца в топ-команде. Во-вторых, Берни понимал, что у нас ситуация финансового риска и потому мы зависели от денег, а это давало возможность влиять на нас. В-третьих, в 1992-м году <Джордану> предстоял переход на моторы <Ямаха>, которые предоставлялись бесплатно. В-четвёртых, единственной командой, куда могу перейти Шумахер, был <Беннетон>.
Чтобы пристроить Михаэля в <Беннетон> Экклстоуну пришлось изрядно потрудиться. Бриаторе и слышать не хотел о Шумахере, рассчитывая на Пике, Уокиншоу или Брандла - места Михаэлю не было. Но Берни пошёл до конца, и для Флавио это стало счастливым билетом в лотерее. Я не намерен был без боя отпускать Шумахера. От имени Роберто Морено, потерявшего из-за Михаэля место в <Беннетоне>, я подал иск в Италии, чтобы запретить Шумахеру выступление в <Монце> - в Великобритании такой бы иск не прошёл. Морено смог получить компенсацию и перешёл к нам на замену Михаэля, поскольку иного варианта у нас не было. Но удержать Шумахера <Джордану> не удалось.
Шумахер должен быть благодарен за свою карьеру Экклстоуну и, конечно, Гашо. Моя роль в становлении Михаэля как гонщика Формулы-1 крайне мала. Да, было рискованно сажать за руль новичка на незнакомой трассе, но что я мог поделать? Мне просто нужны были деньги".
<Никогда не сидеть в машине Формулы 1 и после двух кругов проходить Красную Воду в пол:. Я просто не мог в это поверить>, - вспоминает Андреа де Чезарис. И это не оправдание, поскольку некоторым сложно пройти этот поворот в пол и после 160-ти Гран При. Но вдруг в паддоке появляется какой-то мальчишка, о котором никто никогда не слышал, а весь его опыт - 20 тестовых кругов по Сильверстоуну за три дня до дебюта. А гоночный инженер показывал Андреа телеметрию, которая подтверждала, что этот пацан быстрее, чем он сам. И это - в первой сессии в пятницу. Де Чезарису не стыдно за эти моменты, он вспоминает о них с восторгом и чувством гордости за то, что он присутствовал на том Гран При. Андреа де Чезарис был первым партнером Михаэля Шумахера по команде, и он уже тогда знал, что будет рассказывать об этом случае до конца жизни.
<Я ответил своему инженеру, что этот парень очень силен. Я сразу же понял, что он не просто рядовой новичок, он действительно умел пилотировать. Сейчас легко говорить о том, что он был чертовски быстр, но трасса в Спа - это все-таки не курорт. Это одна из самых сложных трасс, очень быстрая, длинная и заставляющая работать над собой. Вкратце говоря, она не прощает ошибок, и я ожидал, что у новичка будут здесь большие проблемы. До прибытия на трассу я никогда его не видел. И он сразу же поехал в том же темпе, что и я. Гэри Андерсон, мой инженер, подошел и сказал, что я должен проходить Бланшимон в пол, поскольку так проходит его Михаэль. От меня очень многое требовали в тот уик-энд>.
Легендарный британский журналист Денис Дженкисон стоял на вершине Красной Воды и делал заметки. <Дженкс> провел на гонках едва ли не пол-века. Он измерял на секундомере, за сколько каждый пилот проезжает от выхода из шпильки Ла-Сурс до того места, где он стоял. После свободных заездов он заявил, что 22-летний Шумахер был пятым по скорости и уступал только Сенне, Мэнселлу, Патрезе и Бергеру.
Рядом с Дженкинсоном стоял Джеймс Аллен. После пятничной квалификации он заявил: <Jordan ехал фантастически. Дженкс сказал, что нужно лучше следить за этим парнем. Похоже, он действительно хорош>.
Михаэль Шумахер вышел из <андеграунда>. Он выиграл титул немецкой Формулы 3 в 1990 году и подписал контракт с Mercedes-Benz на выступления в Группе C чемпионата спортпрототипов, важные люди из Формулы 1 не замечали его. В новом чемпионате он выступал вместе с соотечественниками Карлом Вендлингером и Хайнцем-Харальдом Френтценом.
<Мы много обсуждали, кто из нас трех быстрее всех>, - вспоминает Френтцен. <На машинах с двигателями, развивающими 800 л.с., мы выступали примерно одинаково. Михаэль был быстрейшим далеко не всегда>.
<Я встречался с Михаэлем, когда он выступал в классе спортпрототипов>, - рассказывает Герхард Бергер. <Не скажу, что я сразу посчитал его настолько талантливым, насколько потом оказалось. Все же в Формуле 1 можно привлечь к себе внимание гораздо в большей степени, чем в классе спортпрототипов. Мы все были немного удивлены, когда он приехал в Спа и очень сильно выступил. Он появился просто из ниоткуда>.
Место в Jordan освободилось в результате инцидента на углу лондонского Гайд-Парка еще восемью месяцами ранее. Бертран Гашо управлял Alfa Romeo своей девушки и врезался в такси. Перепалка между двумя водителями закончилась тем, что Гашо прыснул в лицо таксисту газом из баллончика. Его обвинили по двум статьям британского УК - применение запрещенного газа и разбойное нападение. Бельгийца увели из зала суда в наручниках.
Всего за неделю, остававшуюся до Гран При Бельгии, Jordan нужно было найти пилота. Эдди Джордан рассматривал кандидатуры нескольких опытных пилотов, а затем согласился взять Михаэля Шумахера, за которого Mercedes предлагал 150 тыс. фунтов спонсорских денег.
<Думаю, Эдди знал, что он побеждал в гонке Формулы 3 в Макао>, - говорит бывший коммерческий директор Jordan Ян Филипс. <Когда Гашо оказался в тюрьме, Эдди пошел традиционным путем: решил выбрать из Дерека Варвика, Кеке Росберга или Стефана Йохансона. Но в воскресенье за неделю до гонки в 6 часов вечера он позвонил мне и сказал, что заключил контракт с Михаэлем Шумахером. Эдди отдыхал в Испании и согласовывал сделку со спортивным директором Mercedes-Benz Йохеном Нирпашем по телефону. Михаэль в это время проводил уик-энд на Нюрбургринге за Sauber-Mercedes>.
<Через 24 часа мы все были в Сильверстоуне>, - продолжает Филипс. <Перед нами предстали Вилли Вебер и Михаэль. Он очень хорошо выглядел. Мы подогнали под него размеры кокпита, на следующий день уже тестировались. Через четыре круга Тревор Фостер вышел в эфир и сказал, что ему пришлось передать по радио Михаэлю просьбу ехать помедленнее. А еще он просил позвонить Эдди и передать, что мы словили звезду. Я позвонил, и Эдди утвердил Михаэля на место в команде>.
<Мы сделали абсолютно правильные выводы>, - говорит Фостер, который был гоночным инженером Михаэля в Бельгии. <После разгрузки грузовиков мы сделали очень короткий перерыв, чтобы позволить Михаэлю адаптироваться. Но через три круга он уже ехал так, будто бы выступал весь сезон. Он чувствовал себя совершенно как дома>.
Это было малое южное кольцо Сильверстоуна протяженностью около двух миль. Jordan делила трассу с командой Brabham.
<Он проехал всего 20 кругов, но его лучший круг повторял наш рекорд на этой трассе>, - высчитал Гэри Андерсон. <Он безумно хорошо контролировал машину, он сильно атаковал и пилотировал на абсолютном пределе>.
<Он говорил по-английски приемлемо, но не блестяще>, - говорит Фостер. <Ему нужно было приобрести уверенность в работе с англичанами. Но язык не стал проблемой, за уик-энд он стал гораздо увереннее говорить по-английски. Его ни разу не смутила ситуация, в которую он попал. Физически он был подготовлен прекрасно. Он говорил, что готовит себя физически как может, и понятия не имеет, как именно готовятся пилоты. Он сказал, что нисколько не устанет ни физически, ни морально, если машина станет замедляться, а наоборот, начнет разбираться, что случилось с шинами, с двигателем или как изменилось состояние трассы. Он не хотел упустить ни единого шанса узнать больше, стремился работать с данными>.
Спа Франкошам и родной город Михаэля Керпен находятся очень близко, и Михаэль, учитывая его гоночный опыт, скорее всего, должен был знать изменчивую погоду Арденн как и трассу в целом. Вилли Вебер в разговоре с Эдди Джорданом смотрелся очень убедительно, он говорил, что Михаэль прекрасно знает Спа. Однако он врал, Шумахер никогда не ездил по этому автодрому.
Вечером в четверг, в то время, как команда ужинала, он сделал небольшой круг на своем Mercedes. Уже следующим утром он будет сидеть на Jordan-Ford 191. Однако его первая попытка была прервана вылетом Эрика ван де Пуле.
<После аварии де Пуле я вернулся в боксы. Для того, чтобы показать результат оставался всего один круг>, - с удовольствием вспоминает Михаэль. К удивлению всего паддока он поставил результат 1:53.290, то есть восьмое время дня. В субботу ему удалось подняться еще на одну позицию выше с результатом 1:51.212. А могло быть и быстрее, если бы Жан Алези не заблокировал его в автобусной остановке на последнем круге>.
<Да, конечно же, я очень доволен>, - заявил Михаэль после оглашения результатов. <Должен сказать, что на этой машине можно показать хорошее квалификационное время. Машина хороша, пилотировать её очень приятно. Сейчас я очень счастлив>.
<Он знал, что то, что не смог в пятницу, обязательно сделает в субботу>, - говорит Андерсон. <Он знал, что ему нужно несколько дней и не пытался сделать все идеально за один, не делал глупых ошибок. Он был дисциплинирован>.
Форест вспоминает, что Шумахер очень быстро дошел до пределов машины. <В тот год мы пробовали много молодых пилотов и достаточно часто они переоценивали свои возможности и вылетали. Из-за этого мы иногда испытывали нехватку средств. Нам итак не хватало денег и серьезный вылет мог испортить нам весь уик-энд. Но Михаэль ни разу не вышел из первой восьмерки. Я выцепил его и спросил, уверен ли он, что не выходит за разумные пределы. Он спокойным тоном ответил, что пилотирует на пределе, но не выходит за него, попросил успокоиться. Он был абсолютно спокоен и все обращал в свою пользу>.
<Во время одной из сессий из двигателя машины Михаэля начала уходить вода, из-за чего мы потеряли практически целый день. Андреа также говорил, что с машиной что-то не так, поэтому на правах первого пилота взял запасную. Чтобы Михаэль накатал побольше кругов, я попросил Гэри взять основную машину Андреа. Мы сразу же посадили его в кокпит, даже не подгоняя педали. И он сразу же поехал быстрее напарника по команде: Это было нереально>.
На брифинге после квалификации команда только и делала, что восхваляла Михаэля. <Андреа подробно описывал поведение машины в Бланшимоне. Он говорил, что её задняя часть ведет себя очень нервно, поскольку там, где перестелили асфальт, есть кочка. Из-за неё машина нестабильна до такой степени, что проходить поворот с газом в пол невозможно. После этого объяснения он спросил Михаэля, чувствует ли он то же самое. Шумахер ответил, что первые три круга он ощущал, но затем привык и проходил поворот в пол. Он отметил, что полностью нажатая педаль газа стабилизирует машину и позволяет спокойно проходить поворот>.
На третьем секторе он всегда держался в первой тройке.
<При всем этом до прихода в Формулу 1 никто о нем не отзывался как о новом мессии>, - добавляет Фостер. <Говорили, что он столь же быстр, как Хаккинен или Френтцен. Он не был звездой>.
Карл Вендлингер, который был всегда очень близок к Михаэлю в соревнованиях спортпрототипов, сидел дома и с интересом слушал радио. Радио передавало квалификационные времена Михаэля. <У меня было свободное время, и я слушал субботние новости. Моей первой мыслью было то, что мне тоже стоит задуматься о выступлениях на таком уровне, раз Михаэль может показывать такие результаты>.
А через полчаса Jordan вообще оказалась под угрозой невыхода на старт. Бельгийский пилот Филипп Адамс заявил, что одолжил команде деньги, и подал иск в суд, опасаясь, что Эдди Джордан уедет из Бельгии и не отдаст долг. Поздним субботним вечером полиция и судебные приставы опечатывали гараж Jordan и требовали заплатить.
<Нам было нельзя ни к чему прикасаться. Сумма к оплате составляла около 140 тыс. фунтов>, - вспоминает Филипс. <У нас не было таких денег, и Эдди согласовал с Берни гарантию оплаты по счету. Джордан заплатил долг через несколько месяцев. Дело разрешилось очень быстро и было засунуто в долгий ящик. Честно говоря, не думаю, что Михаэль опасался за свой первый старт>.
На воскресной тренировке перед гонкой, обменявшись информацией, партнеры по Jordan были уже гораздо ближе друг к другу. Михаэль закончил сессию на четвертом месте, де Чезарис - пятым, впереди были Патрезе, Мэнселл и Сенна. Шумахер должен был стартовать седьмым, Патрезе был отштрафован за то, что задняя передача на его машине не работала.
<Он всегда считал, что если машина позволяет, то нет ни одной причины не победить в гонке>, - говорит Фостер. <Звучит гордо, однако это была не гордость. Да, это самоуверенно, однако именно так он вел себя и в жизни, и в болиде>.
Пять красных огней светофора погасли, стартовая решетка устремилась к Ла-Сурс, контактов не было. Но как только трасса пошла в гору, Шумахер начал замедляться. Его гонка завершилась почти сразу же после старта. Михаэль никогда раньше не стартовал с полным бензобаком и сжег сцепление. Результат - сход с дистанции.
Высокий потенциал Jordan в тот день доказывался тем, что де Чезарис добрался до третьего места и потенциально мог победить, однако также сошел через три круга после поломки двигателя.
<Андреа провел превосходную гонку, думаю, что в этом есть заслуга Михаэля>, - говорит Фостер. <Я почти уверен, что если бы не сломанное сцепление, Михаэль попал бы на подиум. Какое место он бы там занял, я сказать не могу>.
<Я не мог посмотреть гонку в тюрьме, тогда мне главное было дожить до следующего дня>, - говорит Бертран Гашо, описывающий Михаэля как джентльмена - они встретились позже по ходу 1991 года. <Через несколько дней после гонки я получил письмо от Андреа де Чезариса, моего хорошего друга. Он писал, что <уделает этого новобранца> в следующей гонке!>
Шумахер и его свита уже уехали с трассы к тому моменту, как руководящий состав команды вышел с капитанского мостика. В следующий раз Эдди Джордан и Ян Филипс увидят Шумахера ночью в четверг, перед гонкой в Монце, в пятизвездочном отеле Villa d'Este на озере Комо.
<В Спа мы жили в кемпинге. Пять фунтов за ночь. Я мылся в одной ванной с Михаэлем>, - рассказывает Филипс. Всего за две недели он из никому неизвестного человека стал самым востребованным пилотом Формулы 1, и теперь жил в соответствующих апартаментах>.
Руководство Jordan в Villa d'Este вызвал Экклстоун. Их мир перевернулся с того момента, как они покинули Бельгию одиннадцать дней назад. Михаэля заметили в Benetton, в команде, которая могла дать ему возможность стать топ-пилотом. Экклстоун понимал, что если немец станет чемпионом мира, то он прилично заработает, и делал все, чтобы поспособствовать сделке.
Оба руководителя Jordan пристально смотрели в зеркальные окна, в то время как Шумахер, Экклстоун, Нирпаш, Вебер, Флавио Бриаторе, Том Уокиншоу и целая армия юристов вершили их судьбу. <Не знаю почему, но все обстоит так, что у Шумахера нет контракта с Jordan>, - заявил Уокиншоу, тогда бывший в должности менеджера Benetton. <Не знаю, как можно позволить такому талантливому человеку свободно гулять по паддоку. Но это их дело>.
Нирпаш обозрел подпись Шумахера на долгосрочном контракте с Benetton. Михаэль уже во вторник обживал местечко в Энстоуне, перед этим отправив своему бывшему боссу рукописный факс:
<Уважаемый Эдди,
Мне очень жаль, но я не могу принять предложение быть Вашим пилотом.
С уважением, Михаэль>.
Несколько лет спустя он признается: <Когда я впервые оказался в Формуле 1, я не понимал, как вообще здесь живут. Я мог быстро пилотировать, но я не слишком понимал, насколько все это сложно, насколько мало значит просто руль в моих руках в достижении большого успеха. Тогда я просто старался быть быстрым>.
По материалам Espn