Команда молодцов
ИЖЕВСКИЙ АВТОЗАВОД ТРЯХНУЛ СВОЕЙ СЛАВНОЙ СПОРТИВНОЙ СТАРИНОЙ
Дирекция ОАО ;ИжАвто; устроила неформальную встречу с ветеранами автоспорта Ижевского автозавода, посвященную сорокалетнему юбилею создания заводской спортивной команды. Обозреватель АВИ, побывавший на официальной части памятного события, не поверил своим ушам, услышав заявление, что менеджмент предприятия, входящего в группу СОК, ;не теряет надежду возродить традиции автоспорта на Ижевском автозаводе;.
МИНОРНАЯ УВЕРТЮРА ДЛЯ МАЖОРНОЙ ВСТРЕЧИ
Не секрет, что у нынешней команды управленцев автозавода до сей поры было довольно прохладное отношение к автоспорту. Это подтверждала даже дата общего сбора недавних ижевских гонщиков-испытателей, штурманов, механиков и конструкторов. Приказ о создании лаборатории испытания спортивных автомобилей был датирован 6 февраля 1967 года и недавнее юбилейное чествование смотрелось бы куда более логичным ранней весной, нежели глубокой осенью. Но, как известно, в России кто поздно спохватывается, тот делает лучше. И дело тут скорее не в сроках, а в отношении к автоспортивному делу.
Всем понятно, что в мировой практике на большинстве автозаводов спорт и производство являются закономерным дополнением друг друга. Взять соседний нам ;КамАЗ;. Пока челнинские большегрузы не выступили на знаменитом ралли-рейде от Парижа до африканского Розового озера, мало кто в мире знал о существовании бренда с бегущим вскачь конем. Однако стоило в самом начале 90-х годов ижевчанину Владимиру Гольцову привести татарский грузовик первым на финиш в Дакаре, весть о победе русских ликвидировала эту безграмотность. Большие рекламные возможности автоспорта как раз и служили главным мотивом для продвижения предложений заводов к потребительскому спросу.
Очевидность и серьезность этих мотивов присутствовала тогда, когда завод испытывал и выпускал в массовые серии родные марки. При этом если предприятие занималось промышленной сборкой заимствованных моделей, то данная очевидность растворялась как легкая туманность.
До недавнего времени новый состав менеджеров ;ИжАвто;, который по большому счету спас автозавод от гибели, не рассматривал автоспорт веским рекламным аргументом. Все контакты предприятия с реальными соревнованиями ограничивались предоставлением автомобиля, собранного на его конвейере, в качестве приза. При этом помнится, как года три назад руководство завода было очень недовольно тем, что предприятию приходилось обеспечивать призовой фонд зимних трековых гонок не только в популярном автомобильном классе А-1600, но и у ;юных; снегоходных стартов на ипподроме. Поэтому с того момента, когда на ;ИжАвто; был прекращен выпуск семейства ;Оды;, завод легко и окончательно избавил себя даже от спонсирования технических гонок.
И вот теперь дирекция ;ИжАвто; заявила ;городу и миру;, что не теряет надежд на возрождение заводских автоспортивных традиций. Пиарный ли это ход или действительное желание, покажут, разумеется, не слова, а дела. Но привлекателен уже сам факт заявления.
ОДИН ШАГ ОТ КРЫЛА ДО ;УШЕЙ; И В ДВУХ ШАГАХ ОТ СЛАВЫ
Встреча ветеранов автоспорта стартовала с экскурсии по автозаводу, и было заметно, как многие из бывших заводчан с изумлением прошлись по сварочному, покрасочному производству и были приятно шокированы медицинской чистотой в сборочных цехах. Не стану скрывать, за последние полтора года это была для меня уже пятая экскурсия, и поэтому я не столько слушал рассказ гида, в роли которого выступал заместитель главного инженера Владимир Непрокин, сколько внимал монологу Натальи Гольцовой. В Ижевске ходило много слухов о расколе в женском автоклубе ;Вирсавия; и поэтому было интересно познакомиться с версией клубного президента, - причем заранее решив, что не вынесу на суд читателей оба варианта развития событий - как госпожи Гольцовой, так и раскольниц.
В отличие от особенностей женской групповой психологии в спортивной команде Ижевского автозавода была налажена атмосфера единого сообщества.
- Не случайно мы три раза подряд выигрывали зимний командный чемпионат СССР, - слова заслуженного мастера спорта, десятикратного чемпиона Советского Союза по авторалли Стасиса Брундзы служили доказательством этого единения. - Мы побеждали потому, что в реальности были командой, а не потому, что кто-то один хотел быть звездой и показать себя. На заводе работали душевные люди и я чувствовал, что нахожусь среди друзей.
Вместе с Владимиром Гольцовым Стасис Брундза был самым титулованным из гостей и поэтому корреспондент АВИ с огромным энтузиазмом бросился взять интервью у почетного президента Литовской федерации автоспорта.
- Мне едва исполнился 21 год, когда летом 1968 года я приехал в Ижевск. К тому времени я был уже мастером спорта и с удовольствием начал работать в лаборатории испытания спортивных автомобилей. В родной Литве молодому гонщику было тяжеловато тягаться с асами. Тем более, получить хорошую раллийную машину было крайне сложно. Зато в Ижевске я получил возможность профессионально заниматься автоспортом. Причем не только гонками, а профессиональной подготовкой спортивных автомобилей к соревнованиям. Поэтому автоспорт стал моей жизнью.
Семь лет Брундза отработал на Ижевском автозаводе и гонялся на всех престижных советских ралли в Прибалтике, Ленинграде и на Кавказе. В 1970 году Стасиса включили в состав советской сборной для участия в знаменитом межконтинентальном ралли ;Лондон-Мехико;, но отцепили в последний момент, сделав его невыездным гражданином на весь сезон. Хорошо, что уже через год с Брундзы сняли это ;проклятие; и он выехал на этапы чемпионата Европы в Польше - именитый ;Рейд Польский; - и в Швеции.
- Неужели почти сорок лет назад 412-е ;Москвичи; ижевского производства были конкурентоспособны иномаркам? - поинтересовался обозреватель АВИ у профессора Брундзы, узнав о высокой результативности этого пилота.
- К сожалению, нет, - с легким и приятным слуху акцентом признался Стасис Казэвич. - Но нам все-таки удавалось достичь неплохих результатов. В 1972 году вместе с Анатолием Брумом мы были третьими на ;Рейде Польском; в абсолютном зачете и это было настоящей сенсацией. А в 1974 году мы выиграли в абсолюте серьезную гонку Tour de Europe. Еще через год были четвертыми на Кубке дружбы социалистических стран, где первые три места заняли иномарки Renault Gordini и Fiat Abart. Так что мы выглядели неплохо.
Как, впрочем, и следующее поколение гонщиков-испытателей, которое олицетворяет Ренас Мухаметзянов:
- Строить спортивный автомобиль мы начинали с голого кузова. Варили дуги, ставили оригинальные запчасти. В гоночной практике подготовка машины продолжалась, и анализ ее работы происходил непосредственно в гонке.
Рядом с Мухаметзяновым работал и Михаил Шихин, приехавший в Ижевск из Вологды. Он ;ставил на спортивное крыло; первый ижевский хэтчбек Иж-2126. Хотя применимо к автоспорту образ не совсем правильный: если на трассе или треке встанешь на крыло, то до ;ушей; один шаг.
- Двадцать лет назад у Иж-2126 были большие спортивные перспективы, - вспоминает Шихин. - Надо было только запускать его в производство намного раньше. Когда мы впервые поехали на этом автомобиле на чемпионат СССР, а, Геннадий Григорьевич? - спросил Михаил Николаевич у Геннадия Коломийца.
- В 1985 году. Это было ралли в Приозерске на берегу Ладоги, - выдал точную дату штурман.
- Наш автомобиль был алюминиевый, легкий. В снаряженном состоянии с дугами безопасности его масса достигала 800 кг. Жаль, даже фото не осталось. Пропали куда-то негативы. Мы специально изучали итальянские журналы по дизайну и копировали Иж под Peugeot-405. Когда мы на нашем автомобиле приехали в Москву, то, увидев эту машину, впечатленный министр оборонной промышленности товарищ Финогенов коротко сказал: ;Ну, ижевцы, молодцы!;
К слову, исключительное положение Ижевского автозавода - решением министра обороны СССР маршала Устинова он был приписан не к Министерству автомобильной промышленности, а к Миноборонпрому - во многом мешало ижевчанам ставить на конвейер уникальные экспериментальные модели разработки собственного конструкторского бюро. К примеру, первый советский автомобиль с передним приводом - Иж-13. Государственные мужи и военные считали этот привод бесперспективным. Первый в мире легкий внедорожник с цельнометаллическим кузовом и колесной формулой 4х4 - Иж-14. Самое обидное, что в тот момент на автозаводе в столице Удмуртии не нашлось свободных площадей, и он был передан в Тольятти, где пустовал целый корпус. Позднее именно Иж-14 превратился в лучший советский автомобиль ;Ниву;. Ну и, конечно, сугубо спортивный кит-кар Иж-19, оставшийся пусть нерядовым, но единичным музейным экземпляром, как и другие разработки дизайнеров, пожалуй, самого креативного КБ в советско-российском автопроме, похороненного под сорокалетний юбилей завода.
ВЕТЕРАНЫ АВТОСПОРТА - ВЕТЕРАНЫ-ОСТРОСЛОВЫ
Путешествие по заводским цехам завершилось на забавной нотке. На тестовой линии, где стояли несколько ;корейцев; российского производства, к лобовому стеклу одной из вишневых ;Спектр; дворниками был прицеплен кусок бумаги с закодированной надписью ;Ларину для разминки;. Кто такой Ларин и что такое разминка, никто гостям объяснять не стал, и тут около конвейерной нитки, где собираются ;четверки;, на высокой скорости друг за другом пронеслись несколько погрузчиков.
- Видимо, это и есть реалии ижевского автоспорта, - с грустной иронией обронил кто-то из ветеранов автоспорта.
Затем в программе визита ветеранов-острословов значилась протокольная фотосъемка на свежем воздухе и тест-драйв под открытым небом. Фотографируя на память, пионеров ижевского ралли и ипподрома попросили встать в первый ряд. Только Стасис Брундза скромно не хотел светиться.
- Стасис, давай вперед!
- Нет, я по росту слишком высокий и испорчу снимок.
- Зато по значимости ты самый большой, - в один голос выпалили друзья и заставили-таки юбиляра (нынче Брундза отметил 60-летие) выдвинуться ближе к объективу фотокамеры.
- А ты, Виталий Михайлович, надень шапочку, - заботливо пеклись об одном из первых пилотов автозавода его одноклубники. - А то простудишься.
- Нет, я не простужусь, - был тверд Виталий Шихов, который вместе с Виктором Пестовым и открыл первую страницу в истории ижевского автоспорта.
Кстати, вместе с ветеранами на встрече оказалась и группа молодых ижевских гонщиков-любителей, которые силятся продолжить писать эту летопись.
После фотосессии хозяева мероприятия предложили гостям поучаствовать в долгожданном тест-драйве.
- А вы бывший автогонщик? - тихо спросил у Михаила Шихина на пути к тестовой площадке один несведущий корреспондент, желая записать очередное мини-интервью, и тут, как будто услышав это, ведущий встречи Сергей Данилов громогласно крикнул в мегафон:
- Бывших автогонщиков, как и чекистов, не бывает.
Сказал и пригласил за руль всех охочих до демонстрации импровизированного мастер-класса. При этом Владимир Гольцов предложил коллегам быть скромными и предостерег их от показа своих запредельных возможностей. Сказал, сел в кресло серебристого кроссовера и проехал ;змейкой; два круга. За заслуженным мастером спорта и одиннадцатикратным чемпионом СССР тестировать предоставленную технику потянулись и остальные пилоты. При этом большей популярностью у них пользовался не Sorento, а Spectra.
- Этот еще перевернется, - иронично заключил Брундза и сел в седан.
- Смотри-ка, еще пристегнулся, - заголосили соратники Стасиса. - Сразу видно, Европа!
Брундза проехал лихо, а Михаил Шихин еще резвее - с полицейскими разворотами и веерами.
- Ну и как вам машина? - поинтересовались у разгоряченного Шихина посланцы от прессы.
- Только не для протокола, - ответил гонщик, засмеялся, а потом добавил:
- Нормально, привыкать только надо, конечно. Но вроде ничего, слушается. Руки еще ничего не забыли.
- А какой у вас автомобиль?
- У меня Landcruiser, - на мгновение задумавшись, ответил Шихин и все его окружение захохотало над оговоркой Михаила.
- Тьфу ты, Lancer у меня, Lancer. А Landcruiser - это моя мечта!
Вслед за профи попробовал ;взять слово; и молодой водитель, выступавший в городских гонках по скоростному маневрированию. Видимо, перепутав площадку автосалона с автодромом на ;Птичке;, он решил сурово напрячь тестовую машину и получил строгий выговор от Гольцова.
- Кто его посадил за руль? - спросил Гольцов, но ;виноватых; не нашлось, ибо к тестам пригласили всех желающих. - Если не можешь ездить - не берись. Научись сначала, потом садись:
СОРОК ЛЕТ КАК СОРОК ДНЕЙ
Этим курьезом испытания были исчерпаны и все приглашенные с радостью вернулись под теплый кров инженерного корпуса. Там гости получили подарки и цветы, помянули тех героев, кто ушел из жизни, и посмотрели короткометражный фильм о коротком пути ижевского автоспорта. Ведь для истории сорок лет, как сорок дней.
Глядя на старые кадры, ветераны с радостными эмоциями узнавали своих сотоварищей, а меня поразили лица людей в простецких триковых темных костюмах с лаконичной молнией и белой полоской на воротнике. Они неспешно ездили на комичных, угловатых и неуклюжих раллийных автомобилях. Зачастую эти пилоты гонялись не в гермошлемах и крутых касках, а в обыкновенных выцветших кепках ;Турист; с зеленоватым пластиковым козырьком, и их открытые лица сияли простотой и душевностью. По отдельности каждого из них можно было победить в соревновании, но нацию и страну, которую составляли в общности эти люди, победить было нельзя.
Сегодня другие времена, иные скорости, но и другие лица и натуры. Может быть, поэтому мы все чаще терпим поражения, отставая от лидеров (в том числе во многих спортивных областях) сначала на десять, потом на двадцать лет, а теперь, сдается, что и навсегда.
Хотя перед фуршетом представитель новой команды менеджеров Ижевского автозавода заверил, что руководство предприятия не теряет надежду возродить традиции автоспорта, с учетом нового производства и современных технологий. Откровенно говоря, в это верится с трудом, но здесь АВИ очень хотелось бы ошибаться в своем неверии.
Александр Поскребышев
отличная статья. подмечено правильно: Откровенно говоря, в это верится с трудом, но здесь АВИ очень хотелось бы ошибаться в своем неверии.
слова так и остались словами, обещания так и остались обещаниями. дирекция автозавода даже на письма не хочет отвечать а не то что-б поддержать автоспорт в Удмуртии. завод отжали, автоспорт похоронили. кто их вообще сюда пустил?
Несколько лет в команде плодотворно работал один из ее организаторов А. А. Тыкке, приехавший из Таллинна.
Толчок дальнейшему развитию автоспорта на ;Иж-маше; дал приход в команду известного советского гонщика, мастера спорта международного класса Стасиса Брундзы. В паре с ним стал успешно выступать молодой заводской инженер Анатолий Брум. В роли штурмана экипажа он многое унаследовал от своего наставника, а затем передал знания другим спортсменам. Так, на штурманском месте А. Брума достойно заменил Владимир Бородин. Событием в жизни команды явились заметные достижения Лидии Судневой. В 1971 году она вместе с Л. Морозовым стала призером на Всесоюзных соревнованиях в Таллинне.
В начале 90-х годов на Ижевском автозаводе работали более полусотни водителей-испытателей спортивных автомобилей, большая часть из которых были мастерами спорта. Поэтому вполне естественно, что результативная работа натреках, трассах и полигонах помогала предприятию производить автомобили с высокими техническими характеристиками.
quote:
Изначально написано автоспорт18:
68 год это конечно хорошо .
Но что сегодня и чего ждать завтра ?
quote:
Изначально написано Моньяг:
Помню, помню эту встречу. гольцов был в своем репертуаре, как обычно.
quote:
Гольцов же вроде нормальный дядька ,в общении как минимум .В отличие от Натальи
quote:
Изначально написано автоспорт18:
почему нынешнему хозяину АвтоВАЗу не интересен стал автоспорт в Удмуртии?
Ижевские пилоты всегда были приличными конкурентами ВАЗ. очкуют видимо
quote:
Изначально написано автоспорт18:
Вслед за профи попробовал ;взять слово; и молодой водитель, выступавший в городских гонках по скоростному маневрированию. Видимо, перепутав площадку автосалона с автодромом на ;Птичке;, он решил сурово напрячь тестовую машину и получил строгий выговор от Гольцова.
- Кто его посадил за руль? - спросил Гольцов, но ;виноватых; не нашлось, ибо к тестам пригласили всех желающих. - Если не можешь ездить - не берись. Научись сначала, потом садись:
кто же этот молодой водитель с птички ?
Хотя ходят слухи ,что водители с птички могут объехать профи на соревнованиях
quote:
Изначально написано Моньяг:
Старший никогда не был приятным в общении человеком - это не только мое мнение, но и мнение тех, кто застал его еще на заводе.
завистники не? ну и ладушки.
америкосы убрали конкурентов через допинг. ваз просто отжал завод и забил на наших спортсменов.
quote:
Originally posted by автоспорт18:
ваз просто отжал завод и забил на наших спортсменов.
quote:
Изначально написано Ultrasonic:
жигули на треке были лучше москвича. В Венгрии до сих пор популярны гонки на классике вфтс
разве тут идёт речь в какой дисциплине какой автомобиль силён?
на мою память полноприводный орбит делал ниву в лёгкую на соревнованиях. ща начнём спорить о качествах автомобилей?
quote:
Originally posted by автоспорт18:
разве тут идёт речь в какой дисциплине какой автомобиль силён?
quote:
Изначально написано автоспорт18:
завистники не? ну и ладушки.
quote:
Изначально написано Niko Bellic:кто же этот молодой водитель с птички ?
Хотя ходят слухи ,что водители с птички могут объехать профи на соревнованиях
Я организовывал доступ АФ на эту встречу и был невольным свидетелем всего О молодом водителе было сказано: "Кто его вообще пустил за руль, просили же!!!". Я думаю, водитель сам признается в этой теме.
quote:
Изначально написано Виноград:
Я думаю, водитель сам признается в этой теме.
quote:был бы еще нормальный поиск по форуму
Изначально написано Виноград:
Тема о встрече была на АФ, ищите
quote:
Изначально написано Andrei-M:
самый прикол что с падением технических видов спорта упал и интерес молодёжи к техническим специальностям.
quote:
Изначально написано Ultrasonic:
вообще не понятно о чем тема
тема о поддержке автоспорта в Удмуртии, о воспитании подрастающего поколения.
Целью и задачи являются:
- Пропаганда автоспорта среди широких масс населения. - Привлечение детей и молодёжи к занятиям автоспортом.
- Привлечение жителей города и районов к занятиям автомобильным спортом и автомобильной техникой.
- Повышение безопасности дорожного движения путем повышения уровня мастерства водителей.
- Адаптация водителей к управлению автомобилем в экстримальных условиях.
- Повышение культуры поведения жителей города при проведении массовых мероприятий.
- Воспитание во владельцах автотранспорта взаимного уважения.
- Пропаганда среди жителей ведения здорового образа жизни и занятий физической культурой.
- Возрождение традиций массовых соревнований по автомобильному спорту.
- Выявление перспективных спортсменов для участия в официальных соревнованиях по автомобильному спорту.
- Повышение уровня мастерства спортсменов
quote:
Изначально написано Ultrasonic:
жигули на треке были лучше москвича. В Венгрии до сих пор популярны гонки на классике вфтс
quote:
Изначально написано Ultrasonic:
вообще не понятно о чем тема
разговор не о машинах а о спортсменах и об автоспорте в нашем регионе. не?
quote:
Originally posted by Andrei-M:
с падением технических видов спорта упал и интерес молодёжи к техническим специальностям.
quote:
Originally posted by автоспорт18:
тема о поддержке автоспорта в Удмуртии, о воспитании подрастающего поколения.Целью и задачи являются:
- Пропаганда автоспорта среди широких масс населения. - Привлечение детей и молодёжи к занятиям автоспортом.
- Привлечение жителей города и районов к занятиям автомобильным спортом и автомобильной техникой.
- Повышение безопасности дорожного движения путем повышения уровня мастерства водителей.
- Адаптация водителей к управлению автомобилем в экстримальных условиях.
- Повышение культуры поведения жителей города при проведении массовых мероприятий.
- Воспитание во владельцах автотранспорта взаимного уважения.
- Пропаганда среди жителей ведения здорового образа жизни и занятий физической культурой.
- Возрождение традиций массовых соревнований по автомобильному спорту.
- Выявление перспективных спортсменов для участия в официальных соревнованиях по автомобильному спорту.
- Повышение уровня мастерства спортсменов
quote:
Изначально написано Ultrasonic:
что для этого сделано?
в этом году проведён Кубок УР по автомногоборью 4 этапа, проведено 5 этапов Кубки разных муниципальных образований по автомногоборью, Кубок УР по джип-триалу 2 этапа, и заключительный 3 этап будет 23 октября в Сигаево, Кубок УР по кроссу 3 этапа, Чемпионат УР по кроссу 3 этапа и заключительный 4 этап будет 22 октября в Сигаево. это маленькая доля которую я организовывал. есть и другие организаторы других дисциплин. хотел провести ещё 3 этапа ралли но сил не хватает и бес поддержки тяжко. все соревнования проводились в основном за счёт участников и маленькую долю иногда выделяли спонсоры. время тяжкое и спонсоры не охотно идут нам на встречу т.к. сами без денег. в 2015 году спонсоры были почти на каждой гонке хоть и с не большими вливаниями, в этом году их практически не было.
quote:
Изначально написано Andrei-M:
в этом году проведён Кубок УР по автомногоборью 4 этапа, проведено 5 этапов Кубки разных муниципальных образований по автомногоборью, Кубок УР по джип-триалу 2 этапа, и заключительный 3 этап будет 23 октября в Сигаево, Кубок УР по кроссу 3 этапа, Чемпионат УР по кроссу 3 этапа и заключительный 4 этап будет 22 октября в Сигаево. это маленькая доля которую я организовывал. есть и другие организаторы других дисциплин. хотел провести ещё 3 этапа ралли но сил не хватает и бес поддержки тяжко.
quote:
Изначально написано TanK[udsu]:
Да и молодых автолюбителе нет практически..за 10-15 лет одни и те же...
quote:
Изначально написано Ultrasonic:
[b]Andrei-M какие планы на зиму для стандартных автомобилей и достижения целей, которые перечислены ниже?
[/B]
- Кто его посадил за руль? - спросил Гольцов, но ;виноватых; не нашлось, ибо к тестам пригласили всех желающих. - Если не можешь ездить - не берись. Научись сначала, потом садись:
было дело. не так. как тут написано)))
quote:
Изначально написано Илкари:
было дело. не так. как тут написано)))
так про это-ж пресса писала. расскажи как было на самом деле